Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

 

1 Экономическая сущность, роль и значение налога на  доходы 

    физических  лиц……………………………………………………………………8

1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе

государства……………………………………………………………………..8

1.2 История становления  и развития налога на доходы физических лиц……..13

1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22

 

2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы

   физических лиц…………………………………………………………………...34

2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы

       физических  лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34

2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода

       в  виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46

2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48

2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56

 

3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62

3.1 Значение налогового  планирования на современном этапе развития

ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62

3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

      с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66

3.3 Изучение влияния  сезонных колебаний на формирование

       налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69

Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73

Заключение………………………………………………………………………….77

Список литературы…………………………………………………………………80

Приложения…………………………………………………………………………84

Введение

 

Вопросы налогообложения и налоговой политики в условиях становления, функционирования и развития рыночной экономики в России приобретают особую важность и актуальность, поскольку налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания.

По мнению доктора экономических наук, профессора Д. Г. Черника «налоговая реформа в России продолжается уже без малого полтора десятилетия, причем последние 7 лет она регулируется Налоговым кодексом РФ. За эти годы в этой сфере произошел ряд позитивных изменений. В частности, достигнута определенная централизация налоговой деятельности и резко ограничены права региональных и местных органов власти в этой области. Положительно можно оценить общее снижение налогового бремени, а также введение презумпции невиновности, что сделало налоговое право правом в подлинном смысле этого слова. Наметился также возврат к системе патентов, которыми, как можно предполагать, будет широко пользоваться малый бизнес.

И все же в целом действующая налоговая система остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в действие чаще всего без всякой нужды в середине года, что лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной сдачей балансов. Кроме того, за прошедшие годы не устоялась связка «государство – налогоплательщик», которую принято называть налоговым администрированием. Она определяется взаимоотношением Федеральной налоговой службы и Министерства финансов – с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой.

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме. К сожалению, без точного знания, как будет выглядеть налоговая система, нельзя точно определить перспективы компании даже на ближайший год.

В обществе, даже в официальных кругах, также нет единого мнения и о величине действующих налогов, которую следует анализировать в сочетании с целями государственных расходов и объемом услуг, которые государство оказывает обществу, хозяйствующему субъекту и человеку. Другими словами, мы должны знать: получает ли общество от государства то, что вправе получить в обмен на свои налоги» [40, с. 23].

 В последние десятилетия  в Российской Федерации появились  и получили развитие тенденции  усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования.

В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения. Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели начали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Особый интерес вызывает налог на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день является главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, поскольку изменения состава и высоты налога вследствие проведения налоговых реформ может самым неожиданным образом сказаться на экономике страны, предпринимательстве, населении, привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.

Особая важность и актуальность выбранной для данной работы темы связана и с тем обстоятельством, что многие вопросы, касающиеся перспектив и основных направлений развития налога на доходы физических лиц в России, изучены либо явно недостаточно, либо вовсе не затрагивались. В частности, речь идет о проблемах структурирования подоходного налогообложении в целом, выбора эффективных налоговых вычетов, применения пропорциональных и прогрессивных налоговых ставок, налогового контроля за полнотой и своевременностью уплаты налога, борьбы против уклонения от налогов.

Целью настоящей дипломной работы является исследование механизма налогообложения доходов физических лиц на предприятии в свете современной налоговой политики, анализ налога с использованием статистических методов, разработка предложений по совершенствованию подоходного налогообложения и налогового планирования.

Достижению этой цели способствовала постановка и решение следующих задач:

- раскрыть сущность и недостатки действующего механизма налогообложения доходов физических лиц;

- исследовать особенности  формирования налоговой базы  для исчисления налога на доходы физических лиц;

- провести анализ динамики  налоговой базы и налога на  доходы физических лиц с использованием  статистических методов;

- разработать конкретные предложения по совершенствованию механизма налогообложения физических лиц и налогового планирования.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Пензадизельмаш». Завод основан в 1949 году. Основной вид продукции предприятия – дизель-генераторы для тепловозов, газодизель-генераторы, турбокомпрессоры.

Предметом исследования является система налоговых отношений, действующих при налогообложении доходов физических лиц.

В работе использовались методы экономического анализа и синтеза, исторического и сравнительного анализа, сопоставлений, обобщений, математических расчетов, трендовый анализ рядов динамики, метод прогнозирования – экстраполяция, метод сезонных колебаний.

Новизна и практическая ценность заключается в том, что в данной работе предложены пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц на предприятии, разработана методика анализа динамики и прогнозирования налога на доходы физических лиц на предприятии с использованием статистических методов.

Законодательной базой работы послужили Налоговый Кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Комментарий к Налоговому кодексу РФ.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, правовых вопросов взимания налога и приложений.

Первая глава содержит теоретическую часть и направлена на раскрытие экономической сущности, роли и значения налога на доходы физических лиц, истории становления налога в России и анализа зарубежного опыта подоходного налогообложения.

 

Вторая глава раскрывает особенности формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налогового учета доходов работников, вопросы применения вычетов. Особое внимание уделено формированию налоговой базы в виде материальной выгоды.

Третья глава посвящена разработке методики прогнозирования и планирования налоговой базы и сумм налога с использованием статистических методов трендового анализа динамики и анализа сезонных колебаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическая  сущность, роль и значение налога 

   на доходы физических лиц

 

    1. Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной

                 системе государства

 

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни  государства.

Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и за рубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.

Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.

Так, в настоящее время неприватизированными в РФ из имевшихся ранее в общественной собственности ресурсов, которые могли бы быть направлены при продаже на пополнение доходной части бюджета, остались только земля, естественные монополии, но и они под различными предлогами уходят из-под контроля государства. Дальнейшее развитие и совершенствование налоговой системы, то есть совокупности всех налогов и других платежей, форм и методов их расчета и взимания, – единственный путь формирования сбалансированного по доходам и расходам бюджета и снижения государственного долга.

При этом важен четкий баланс между всеми функциями налоговой системы, как фискальной (для формирования государственных доходов), так и регулирующей (элемент государственного регулирования), социальной (сглаживание имущественного неравенства между гражданами), стимулирующей, контрольной.

Чрезвычайно высокие ставки налогов разгоняют «маховик инфляции», тормозят развитие деловой активности в результате ослабления экономических стимулов. Все большее число налогоплательщиков пытаются скрыть доходы от налогообложения. В итоге – ухудшение условий финансирования бюджетной сферы.

Налоги по способу изъятия делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (на потребление). Преобладание в налоговой системе тех или иных налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от косвенных налогов составляют более чем 2/3, то этот факт является свидетельством слабого экономического развития страны.

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иными словами, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц