Администрирование ндс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал.
Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования налога на добавленную стоимость……………………………………………………..……5
1.1. Основные характеристики налогового администрирования …………...5
1.2. Методы формирования и принципы налогового администрирования НДС……………………………………………………………...…………12
1.3. Особенности учета и налогового администрирования элементов НДС…...…………………………………………………………………....20
1.4. Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость…... ....…30
1.5. Проблемы и пути совершенствования налогового администрирования НДС….……………………………………………………………..…...…40
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….……..46
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая админист. НДС Word.docx

— 164.37 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.  Теоретические  аспекты налогового администрирования налога на добавленную стоимость……………………………………………………..……5

    1. Основные характеристики налогового администрирования …………...5
    2. Методы формирования и принципы налогового администрирования НДС……………………………………………………………...…………12
    3. Особенности учета и налогового администрирования элементов НДС…...…………………………………………………………………....20
    4. Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость…... ....…30
    5. Проблемы и пути совершенствования налогового администрирования НДС….……………………………………………………………..…...…40

Глава 2.  Практическая часть…………………………………………….……..46

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...48

Приложения……………………………………………………………………...50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

НДС занимает важное место  в российской экономике и налоговой  системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через  налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая  природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал.

Анализ статистических данных за весь период существования налоговой  системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений  федерального бюджета.

Актуальность  темы исследования. Различные факторы, в том числе динамика норм налогового законодательства оказывали влияние на некоторое понижение удельного веса НДС в общем объеме налоговых поступлений. Изменения в налоговом законодательстве, а также усиление активности налогоплательщиков в практике минимизации налоговых платежей привели к тому, что в последние годы темпы роста налоговых вычетов по НДС стали превышать темпы роста налоговых поступлений по НДС. В результате, фискальный потенциал НДС в настоящее время реализован не полностью. В современных условиях основным фактором повышения степени реализации фискального потенциала НДС является совершенствование налогового администрирование данного налога.

Целью данной работы является, изучение  особенностей налогового администрирования налога на добавленную стоимость, а также выявление проблем и путей совершенствования налогового администрирования НДС.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)ознакомиться с основными характеристиками налогового администрирования;

2)рассмотреть методы формирования и принципы налогового администрирования НДС;

3)изучить особенности учета и налогового администрирования элементов НДС;

4)рассмотреть особенности составления налоговой отчетности по НДС;

5)выявить проблемы и предложить пути совершенствования налогового администрирования НДС.

Предметом исследования являются практические вопросы по налоговому  администрированию налога на добавленную стоимость.

Объектом исследования являются теоретические аспекты налогового законодательства по налоговому администрированию налога на добавленную стоимость.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, в котором формулируются основные выводы, списка использованной литературы, содержащего 18 наименований и 4 приложения.

В первой  главе «Теоретические аспекты налогового администрирования по налогу на добавленную стоимость» рассмотрены основные характеристики налогового администрирования, методы формирования налогового администрирования НДС, а также особенности налогового учета и отчетности по НДС и выявлены проблемы администрирования НДС и пути их совершенствования. Вторая  глава посвящена практической части.

         В процессе написания курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, кодексы, учебники, учебные пособия, статьи, монографии, интернет ресурсы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  аспекты налогового администрирования налога на добавленную стоимость

1.1. Основные характеристики налогового администрирования

 

            Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование»[3, с. 9].

          Управление налоговой системой можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) — это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента (компетенции органов власти и управления в налоговой сфере) — это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу (совокупность налоговых органов) — это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

          Таким образом, управление налоговой системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационные основы деятельности субъектов налоговых отношений, налоговый контроль.

          Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рис. 1). В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

           Таким образом, налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МинФин РФ, Федеральной таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.


 
Рис. 1 Соотношение понятий «управление налоговой системой» и «налоговое администрирование»

Основными элементами налогового администрирования  выступает:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);
  • контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;
  • организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

          Контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками выступает центральным элементом налогового администрирования. В этом, прежде всего, состоит предназначение налоговых органов и такой вывод следует из экономической природы налогов, их внутреннего противоречия. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, а она без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.

          Контроль реализации исполнения  налогового законодательства  налоговыми  органами включает в себя внутриведомственный  контроль и налоговый аудит  как формы досудебного разрешения  налоговых споров налогоплательщиков  с налоговыми органами[3, с.10].

          Формами организационного, методического и аналитического обеспечения контрольной деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

          Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержательную наполняемость налогового администрирования на разных уровнях управления выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Целью налогового администрирования на этом уровне является разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц[3, с.11].

          Налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по их устранению.

          Таким образом, учитывая рассмотренные аспекты понятия налогового администрирования, налоговое администрирование представляется более узким понятием, чем общее понятие управления налоговой системой, но более широким, чем налоговый контроль.

Содержание  понятия налогового администрирования:

  • Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.
  • Разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления налогов и налогового контроля.
  • Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитические и др.материалы)

          В современной российской практике исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России выполняет две дополнительные функции: государственной регистрации налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициированием процедуры банкротства организаций (до 2009 г. еще и контролем за оборотом алкогольной продукции).                 

          Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов.  

          Таким образом, предмет налогового администрирования шире, чем исполнение налогового законодательства. Такой подход может быть позитивно оценен и исходя из принципа экономии.

          Налоговое администрирование должно также базироваться на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата[3, с.12].

         Как показывает мировой опыт, более эффективное администрирование налогов (имеется в виду налоговый контроль) и создание экономически стимулов для их уплаты (например, через расширение партнерских отношений) являются основными направлениями решения проблемы уклонения от налогообложения. При этом под первым зачастую подразумевается ужесточение мер по сбору налогов (увеличение административной нагрузки), а под вторым — снижение уровня налогообложения. Однако на самом деле оценка такой позиции не является однозначной. Между теми и другими процессами имеет место достаточно жесткая причинно-следственная связь. Сокращение числа налогов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование механизма налогообложения привели к тому, что вопросы налогового администрирования (как налогового контроля) приобрели особую важность, стали в 21 веке первостепенными.             

Информация о работе Администрирование ндс