Администрирование ндс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал.
Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования налога на добавленную стоимость……………………………………………………..……5
1.1. Основные характеристики налогового администрирования …………...5
1.2. Методы формирования и принципы налогового администрирования НДС……………………………………………………………...…………12
1.3. Особенности учета и налогового администрирования элементов НДС…...…………………………………………………………………....20
1.4. Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость…... ....…30
1.5. Проблемы и пути совершенствования налогового администрирования НДС….……………………………………………………………..…...…40
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….……..46
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая админист. НДС Word.docx

— 164.37 Кб (Скачать файл)

Борьба с мошенничеством, как правило, ведется путем ужесточения  правил возмещения рассматриваемого налога, отчего, в первую очередь, страдают добросовестные налогоплательщики. Сегодня  любое законопослушное предприятие  находится в зоне риска негативных последствий от этой борьбы. И действительно, ни одно предприятие не застраховано от того, что в его книге покупок  появится счет-фактура, поставщиком  в котором окажется фирма-однодневка. И тогда начнутся проблемы. Факт не сдачи отчетности поставщиком  может быть расценен налоговыми органами как достаточное доказательство того, что сумма НДС, принятая к  вычету по такому счету-фактуре, есть не что иное, как недоимка в бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как показала практика, наибольшие трудности с возмещением НДС  в настоящее время испытывают экспортеры продукции отраслей перерабатывающей промышленности, то есть те, в развитии деятельности которых в наибольшей степени нуждается отечественная  экономика.

В связи с ужесточением правил возмещения НДС возрастает нагрузка на арбитражные суды, что требует  дополнительного их финансирования. По данным Комитета Российского союза  промышленников и предпринимателей по бюджетной и налоговой политике, более половины трудозатрат бухгалтеров предприятий и сотрудников налоговых инспекций связаны с исчислением и уплатой НДС. Процедуры, связанные с этим налогом, обладают и наибольшей коррупционноемкостью.

Выше перечисленное «говорит»  о достаточно серьезных проблемах  в администрировании НДС, да и  само существование данного налога к настоящему времени поставлено под сомнение. Эксперты указывают  на ряд недостатков НДС, которые  ставят под сомнение целесообразность его применения в нашей стране.

Во-первых, уровень собираемости НДС в нашей стране по различным  оценкам не превышает 60-80 %.

Во-вторых, НДС - достаточно сложный налог и для налогоплательщиков, и для проверяющих. Он требует  высокой квалификации сотрудников  бухгалтерии налогоплательщика  и налоговых органов, что увеличивает  стоимость администрирования налога как для частного, так и государственного секторов экономики.

Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долларов США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долларов США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее, показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор. Получается, что издержки и бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Следовательно, в нынешнем виде налог на добавленную стоимость - неоправданно «дорогой» налог.

Еще одним недостатком  налога является то, что особенности  его исчисления и уплаты предъявляют  достаточно высокие требования к  уровню образования налогоплательщиков и государственных служащих, тем  самым существенно снижают эффективность  налога при его непрофессиональном использовании.

Существенным недостатком  НДС является и его уязвимость при наличии существенного неформального  сектора. Значительный неформальный сектор может нивелировать достоинства  НДС по сравнению с другими  косвенными налогами

Также система возмещения из бюджета НДС уязвима с точки  зрения ее неправомерного использования. Недобросовестные возмещения НДС при  помощи различных схем приносят колоссальный урон бюджету. По данным доклада Евросоюза, в Германии ежегодно расхищается  из бюджета около 17 млрд. евро посредством  использования схем, связанных с  возмещением налога [18]. Это доказывает, что даже в странах с развитыми налоговыми отношениями и мощной судебной системой проблема злоупотреблений НДС эффективно не решается.

Значительным недостатком  налога является и то, что в странах  с высокими налогами на заработную плату НДС является дополнительным бременем и деструктивным фактором развития секторов с высокой добавленной  стоимостью, прежде всего сферы инноваций. Это, в свою очередь, связано с  тем, что фактически объектом обложения  НДС является фонд оплаты труда.

Еще одной проблемой, которой  вызвана необходимость реформирования НДС, является непрозрачность схемы  начисления и уплаты НДС, что приводит к созданию фирм-однодневок, использованию  «серых схем», уклонению от уплаты налога.

Пути  совершенствования налогового администрирования  НДС

         Совершенствование администрирования НДС или реформирование порядка возмещения имеет большую актуальность и усиление контроля над правомерностью возмещения как по внешним, так и по внутренним операциям НДС в настоящее время остается одним из приоритетных направлений налоговых органов.

В этой связи можно рассмотреть  следующую систему мер:

1) создать совместно с  органами внутренних дел единую  базу утерянных паспортов и  паспортов умерших лиц. Ежегодно, а также перед регистрацией  нового юридического лица данные  паспортов и ответственных лиц  организации должны сверяться  с базой. Это затруднит создание  фирм-однодневок, что увеличит стоимость  предоставляемых услуг и, как  следствие, вынудит многих недобросовестных  налогоплательщиков отказаться  от них [налоговые преступления];

2) ввести в НК РФ  понятия «фирма-однодневка» и  «недобросовестный налогоплательщик»;

3) в целях вычетов по  НДС ввести ответственность налогоплательщика  за уплату НДС своими самыми  крупными поставщиками. Законодательно  это сделать будет достаточно  сложно, зато данная мера является  самой эффективной для борьбы  с обналичиванием денежных средств  ;

4) введение принципиально  нового механизма расчетов налогоплательщиков  с бюджетом заключается в том,  что государство становится участником  расчетов с каждым налогоплательщиком  в части НДС. Все без исключения  платежи по НДС будут осуществляться  через бюджет. Данное обстоятельство  признается надежной гарантией  полной уплаты в бюджет. При  этой схеме все суммы НДС  поступают в бюджет, и вычеты  предоставляются лишь в отношении  уплаченного НДС [6]

5) введение НДС-счетов. Суть  данного механизма заключается  в том, что получаемые от  покупателя суммы НДС зачислялись  не на расчетный счет организаций,  а на специальный счет, с которого  нельзя было бы взять деньги  для иных целей, кроме уплаты  НДС поставщику, а также причитающихся  бюджету НДС и других налогов.  Применение этого способа позволит  существенно снизить возможность  совершения операций, связанных  с обналичиванием денежных средств, и не потребуется введения дополнительных мер изменения практики налогового контроля [18].

Предложенные меры позволят повысить собираемость налога, что  в свою очередь, даст возможность  перейти к другим значимым действиям  по реформированию НДС. Только после  ликвидации такой глобальной проблемы для российской экономики, как обналичиванием денежных средств через цепочки  фирм-однодневок (а вместе с ней  схем «серых» зарплат), при благоприятной  макроэкономической ситуации можно  будет ставить вопрос о снижении стандартной ставки НДС. В сложившейся  ситуации, когда расчеты частично основаны на ожидании, что часть  налогоплательщиков откажется от «серых»  схем оптимизации налогообложения, и когда не планируется принятие законодательных мер по ликвидации таких схем, снижение ставки НДС  не предоставляется целесообразным.

Что касается способа отмены или введения определенных льгот, то на сегодняшний день, данный подход является наиболее актуальным. Он позволяет  не только оперативно решать определенные экономические и социальные проблемы страны, но и способствует стимулированию развития определенных отраслей экономики.

Совершенствование администрирования  НДС можно выделить как основополагающий способ для дальнейшего развития налога. При повышении не только количества, но и качества собираемости налога в будущем можно говорить и снижении налоговых ставок, и  о ведении или отмены определенных льгот. Данные способы администрирования  должны быть направлены, в первую очередь, на предотвращение использования различных  схем, при помощи которых происходит уклонение от уплаты налогов и  возмещение незаконного налога из бюджета.

Только последовательное поэтапное введение изменений в  налоговое законодательство, начиная  с базовых положений, влияющих на все стадии налогового функционирования, а именно: контроль, качество, эффективность  и последующих преобразований, касающихся определенных элементов налогообложения, может дать положительный результат при реформировании и совершенствовании НДС.

            Таким образом,  под налоговое администрирование определяет деятельность налоговых органов, направленную на получение информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверку полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами. Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учет, контроль и регулирование. Каждый из методов использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач. Особенности системы налогового учета НДС, заключаются в том, что налогоплательщик должен вести счет – фактуру, раздельный учет  и определить метод оплаты. Формой налоговой отчетности  по НДС является декларация, которая содержит подробную информацию почти обо всех операциях, которые связаны с определением суммы налога и налогового вычета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговое администрирование  представляет собой составной элемент  более широкого понятия, а именно, понятия «управление налоговой  системой». При этом само управление налоговой системой может быть представлено в широком (деятельность государства  по управлению каждым элементом налоговой  системы) и узком (управление системой налоговых органов) понимании. Данный подход позволяет сделать вывод  о том, что управление налоговой  системой базируется на трёх основах: нормативно-правовые акты (налоговое  законодательство), организационная  деятельность по реализации налоговой  политики и функционированию налоговых  органов, контроль. Центральным элементом  налогового администрирования при  этом признаётся контроль за соблюдением  налогового законодательства налогоплательщиками. Данный контроль осуществляют налоговые  органы в соответствии с нормами  Налогового кодекса РФ, которые регламентируют формы и методы налогового контроля, определяют такие понятия как  налоговые проверки, их содержание, виды.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость  определяется как разница между  стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог взимается в бюджет методом частичных платежей: на каждом этапе технологической цепочки  производства и обращения товара налог, подлежащий уплате, равен разнице  между налогом, взимаемым при  продаже, и налогом, принятым к зачету при покупке. Порядок расчета  и уплаты НДС регламентируется гл. 21 НК РФ.

Основными методами налогового контроля является проведение камеральных  и документальных проверок налогоплательщиков.

          Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологического обеспечения аналитической работы (создание центров обработки данных — ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов.

             Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах — от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абрамов М.Д. О совершенствовании налоговой системы в РФ// Налоговые споры: теория и практика. – 2009. - № 12.
  2. Брежнева Т.К. Анализ показателей эффективности контрольной работы и направления совершенствования методики и организации контроля налоговых платежей // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2007. - № 5.
  3. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование. – М.: КНОРУС, 2009.
  4. Жидкова Е.Ю. Налоговое планирование и совершенствование системы налогообложения как составляющие развития предпринимательского сектора в РФ / Е.Ю. Жидкова // Экономический анализ. — Февраль 2008. -№ 3 (108).
  5. Караваева И.В. О тенденциях изменений в налоговой сфере// Финансы. – 2008. - № 5.
  6. Маршавина Л.Я., Мишустин М.В. К вопросу о содержании понятия «государственное налоговое администрирование». Актуальные проблемы теории и практики налогового администрирования в Российской Федерации: доклады и выступления участников Круглого стола (26 октября 2005 года, Москва). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.
  7. Митрофанов И.А. Мировой опыт развитых экономик при определении ключевых элементов налога на добавленную стоимость// Екатеринбург: Вестник Уральского государственного технического университета. Серия «Экономика и управление» (октябрь) – 2008.
  8. Митрофанов И.А. Налог на добавленную стоимость: Сборник статей// М.: АПКиППро, 2007.
  9. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
  10. Павлова Л.П. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон// Финансы. – 2008. - № 8.
  11. Павлова Л. Налоговый контроль// Налоги. – 2004. - № 6.
  12. Пансков В.Г. Администрирование НДС: решение принято, но проблемы остаются// Финансы. – 2010. - № 2.
  13. Сапожков А.В. Замена НДС налогом с продаж: «за» и «против»// Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющих компаниях. – 2006. - № 4.
  14. Смирнов Е.Е. Налоговые проблемы – 2007// Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. – 2007. - № 5.
  15. Угрюмова А.В. К вопросу о содержании понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налога» // Вестник ФА. – 2008. - № 4.
  16. Угрюмова А.В. К вопросу о реализации фискальной функции НДС [Текст] //Вопросы теории и практики налогообложения. Сборник научных статей. М.: Финакадемия, 2008.

Информация о работе Администрирование ндс