Администрирование ндс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал.
Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования налога на добавленную стоимость……………………………………………………..……5
1.1. Основные характеристики налогового администрирования …………...5
1.2. Методы формирования и принципы налогового администрирования НДС……………………………………………………………...…………12
1.3. Особенности учета и налогового администрирования элементов НДС…...…………………………………………………………………....20
1.4. Налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость…... ....…30
1.5. Проблемы и пути совершенствования налогового администрирования НДС….……………………………………………………………..…...…40
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….……..46
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Курсовая админист. НДС Word.docx

— 164.37 Кб (Скачать файл)

          При этом налоговое администрирование следует признать как наиболее социально выраженную сферу управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Налоговая культура создается на основе взаимного уважения всех участников налоговых правоотношений.

          Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

могут быть достаточно разнообразными, но укрупнено можно выделить три  основных типа: административного принуждения, регулируемых альтернатив, дружественного партнерства. Соотношение между  ними и масштабы их развитие определяются проводимой налоговой политикой  и качественным состоянием контрольной  деятельности[3, с.13].

          К методам административного принуждения относятся — применение налоговых санкций, арест банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т. д. Исходя из того, что налоги обязательны к уплате, такие обеспечительные меры существовали и будут иметь место всегда.

          Введение в действие Налогового кодекса РФ способствовало распространению другого типа методов налогового администрирования, а именно метода регулируемых альтернатив. Налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением или отказом от налоговых льгот и т. д. Однако после выбора того или иного поведения, оно становится обязательным для налогоплательщиков и исходным при проверке налоговыми органами [5, с.59].

          Третий метод не так давно считался неприемлемым в российской практике из-за недостаточного уровня налогового администрирования, состояние которого и отражается, прежде всего, на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Но разработанные законопроекты о регулировании трансфертного ценообразования для целей налогообложения включают в себя элементы заключения соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками. К тому же в бюджетах регионов стали закладываться реальные финансовые возможности для положительного ответа на заявки по инвестиционному налоговому кредиту. Использование третьего метода целесообразно и в случае, когда действующие нормы налогового законодательства не позволяют адекватно определить порядок налогообложения финансового результата по сложным формам хозяйственных сделок, по инновационным финансовым продуктам.

          Комплексное применение всех трех типов методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков позволит качественно решать основную, фискальную задачу налогового администрирования, а также будет способствовать формированию новых отношений между государством и налогоплательщиком. Применение второго и третьего методов усиливает регулирующий аспект налогового администрирования по отношению к экономике страны в целом и отдельного хозяйствующего субъекта.

          Состояние налогового администрирования как качество деятельности налоговых органов по налоговому контролю наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лица является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы.

Таким образом, налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МинФин РФ, Федеральной таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений.

 

1.2.  Методы формирования  и принципы налогового администрирования  НДС

 

Налог на добавленную стоимость  самый сложный для исчисления из всех налогов, входящий в налоговую  систему РФ. Его традиционно относят  к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены). Налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета[11, с.86].

Все большее значение в  последнее время приобретает  совершенствование процесса управления НДС в рамках налоговой политики организации. Налоговая политика организации – это часть его финансовой стратегии, представляющей собой совокупность методов и мероприятий регулирующего характера, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, и заключающейся в выборе наиболее эффективного варианта планирования и уплаты НДС в целях минимизации соответствующих налоговых рисков.

Процесс управления налогом  на добавленную стоимость в системе  налоговой политики организации  включает формирование учетной политики организации в области налогообложения  ее, добавленной стоимости, планирование расчетной суммы налоговых платежей по НДС и разработку мероприятий  по их снижению.

Налоговое администрирование  обеспечивает реализацию налоговой  политики государства и является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы  и экономики государства.

Налоговое администрирование  основывается на фундаментальных познаниях  политических, экономических, юридических  и других наук, обогащенных современной  отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приёмов и  средств информационного обеспечения  используется органами власти и управления для придания налоговому механизму  заданного законодательством направления  и для координирования налоговых  действий в изменяющихся экономических  и политических условиях[11, с.105].

Налоговому администрированию  присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий.

Планирование  в системе налогового администрирования

          Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может  быть:

- текущим (тактическим);

-стратегическим или налоговым прогнозированием.

          Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля[13, с.85].

Стратегическое  планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как: определение налоговых баз по видам налогов и сборов; расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов; оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам, отраслям, регионам и т.д.

Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

Налоговое планирование позволяет  предвидеть размеры налоговых платежей к уплате и контролировать правильность их начисления. В случае возникновения  новых условий хозяйствования, планирование дает возможность анализировать  налоговые факторы и учитывать  их в процессе реализации налоговой  политики.

Налоговое планирование НДС  – это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью оптимизации платежей по НДС, а также с целью предотвращения неправомерных санкций со стороны налоговых органов. Развитие института налогового планирования организации оказывает позитивное влияние на развитие хозяйственной деятельности предприятий, расширение его производства, что, в конечном счете, приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет в результате расширения налоговой базы по НДС.

Учет  в системе налогового администрирования

Оперативно-бухгалтерский  учет в налоговых органов выполняет  следующие задачи:

- регистрация и учет  налогоплательщиков;

- прием и обработка  деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений  и задолженности;

- учет использования средств  на содержание налоговых органов;

- бухгалтерский анализ  и контроль.

Учет обеспечивает налогового администрирования учетно-аналитической  и оперативной информацией, характеризующей  состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих  налогов и сборов, финансовое положение  налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также  для правительственных органов  и других властных структур, системных  аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в  системе налогового администрирования[12, с.95].

Формирование учетной  информации в системе налогового администрирования происходит под  влиянием налоговых отношений, которые  возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями  при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и  налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризация задолженности  по налогам и налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

Учет является одним из основных методов налогового администрирования, его цель – информационное обеспечение  всех уровней управления достоверной  учетно – аналитической информацией.

Нормативным актом, устанавливающим  правила ведения налогового учета  по НДС, является постановление Правительства  РФ от 2.12.2002 г. № 914 «Об утверждении  правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по НДС».

Налоговый учет по НДС ведется  с использованием первичных документов и налоговых регистров. Структура  налогового учета по НДС:

1. Первичные документы  (счет- фактура)

2. Налоговые регистры:

   -книга покупок  (журнал учета полученных счетов - фактур);

    -книга продаж (журнал учета выставленных счетов - фактур)

3.Налоговая отчетность (налоговая  декларация)

Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) к вычету или возмещению из бюджета соответствующих сумм НДС.

Покупатели ведут книгу  покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами в целях определения суммы НДС предъявляемой к вычету.

Продавцы ведут книгу  продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению).

Контроль над правильностью ведения книги покупок и книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Допускается ведение книги  покупок и книги продаж в электронном  виде. В этом случае по истечении  налогового периода по НДС книга  покупок и книга продаж распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью[7, с.76].

Таким образом, учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель – информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической  информацией.

        Контроль в системе налогового администрирования, формы налогового контроля

         Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Информация о работе Администрирование ндс