Шпаргалки по "Ревизии и контролю"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

В условиях рыночной экономики вопросы контроля исследуются как сфера деятельности государственного и корпоративного управления и как одна из ключевых форм управленческой деятельности. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание, способы и методы его осуществления. Экономический контроль — это функция управления производительными силами и производственными отношениями.

Файлы: 1 файл

shpory_po_revizii.docx

— 102.92 Кб (Скачать файл)
  1. Независимый контроль.

Потребность в подтверждении достоверности  бухгалтерской отчетности как единственного  источника информации для внешних  пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

1) бухгалтерская  отчетность может быть подвержена  искажениям в силу некомпетентности  или пристрастности ее составителей;

2) собственники, прежде всего коллективные собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы  лишены возможности самостоятельно  убедиться в том, что все  многочисленные и зачастую сложные  операции организации законны  и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют  ни доступа к учетным записям,  ни соответствующего опыта.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной  информации, тем самым позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность  оценивать и прогнозировать последствия  различных экономических решений.

Ревизия  рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

• цель - проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;

• результат - мнение о финансовых отчетах объекта  проверки;

• исполнители - внешние аудиторы (сотрудники независимых  аудиторских фирм);

•пользователи результатов - внешние по отношению  к объекту аудита контрагенты  и сам объект аудита.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить  мнение по следующим вопросам:

1) общая  приемлемость отчетности - соответствует  ли отчетность в целом всем  требованиям, предъявляемым к  ней, и не содержит ли противоречивой  информации;

2) обоснованность - существуют ли основания для  включения в отчетность указанных  в ней сумм;

3) законченность  - включены ли в отчетность  все надлежащие суммы, в частности  все ли активы и пассивы  принадлежат организации;

4) оценка - все ли статьи правильно оценены  и безошибочно подсчитаны;

5) классификация  - есть ли основания относить  сумму на тот счет, на котором  она записана;

6) разделение - отнесены ли операции, проводимые  незадолго до даты составления  баланса или непосредственно  после нее, к тому периоду,  в котором были совершены;

7) аккуратность - соответствуют ли суммы отдельных  операций данным, приведенным в  книгах и журналах аналитического  учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы  данным, содержащимся в Главной  книге;

8) раскрытие  - все ли статьи занесены в  финансовую отчетность и правильно  ли отражены в отчетах и  приложениях к ним.

Виды  проверки различают по следующим  критериям:

• по отношению к требованиям законодательства - аудит инициативный и обязательный;

• по объектам аудита - аудит банковский, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный;

• по предметам аудита - аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, ценовой  аудит, аудит хозяйственной деятельности и специальный аудит;

• по времени осуществления - первоначальный, периодический (повторяющийся) и оперативный  аудит;

• по характеру проверки - подтверждающий аудит, аудит, базирующийся на риске, системно-ориентированный  аудит;

• по назначению – проверка на соответствие требованиям, операционный (управленческий, производственный) аудит.

  1. Контроль и ревизия кассовых операций.

При ревизии документов по учету  кассовых операций следует иметь  в виду, что прием и выдача наличных денег из кассы осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам. При этом следует проверить  наличие на этих документах подписи  главного бухгалтера или уполномоченного  на это лица, а также кассира. К  приходному кассовому ордеру должна быть выдана квитанция о приеме денег, которая также должна быть подписана  главным бухгалтером и кассиром, а также заверена печатью (штампом) кассира или оттиском кассового  аппарата. Ревизор должен проверить  наличие в расходном ордере или  заменяющем его документе наименования документа, удостоверяющего личность получателя, номер этого документа, дату выдачи и затем наличие расписки получателя. Оплата труда, выплата пособий  по социальному страхованию и  стипендий должна проводиться кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Если в течение 3-х дней з/п не была получена кем-либо из сотрудников и  остаток денежных средств в кассе  превышает установленный для  данного п/п лимит, то кассир должен составить реестр депонированных сумм, в платеж вед-ти напротив фамилий  лиц, не получивших з/п, сделать пометку  “депонировано”, а в конце ведомости  указать суммы фактически выплаченных  и подлежащих депонированию сумм. При этом особое внимание следует  уделить проверке соответствия этих сумм общему итогу.

Помимо оформления приходных и  расходных кассовых ордеров, все  поступления и выдачи наличных денег  должны учитываться в кассовой книге. Она ведется в 1-м экземпляре и  обязательно должна быть прошнурована, пронумерована, опечатана с указанием  количества листов и заверена подписями  рук-ля и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге должны вестись  в 2-х экземплярах через копировальную  бумагу. Первые экземпляры остаются вкасс  книге, а вторые служат отчетом кассира. При этом проверяется отсутствие подчисток и неоговоренных исправлений  вкасс книге, т.к. любые исправления  в ней должны быть заверены подписями  кассира и главного бухгалтера. Стоит  также отметить, что наличные деньги, не подтвержденные приход касс ордерами, считается излишком кассы.

 

 

 

  1. Контроль и ревизия операций по счетам в банках.

В соответствии с действующим  законодательством организации  обязаны хранить свои денежные средства, предназначенные как для основной деятельности, так и для капитальных  вложений, в кредитных учреждениях.

Порядок открытия и режим  банковских счетов регулируются продолжающей действовать до настоящего времени  Инструкцией Госбанка «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых  в учреждениях Госбанка», в соответствии с которой, в частности, для оформления открытия счета в учреждении банка  представляются заявление на открытие счета по установленной форме, документ о государственной регистрации  предприятия, копия учредительного договора (решения о создании), копия  утвержденного устава (положения), карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска  печати хозяйства по установленным  формам.

Правила осуществления операций, связанных с безналичными расчетами, устанавливаются по каждому их виду Положением Банка России «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» от 03.10.02 №2-П, которым регулируются основные формы таких расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками и расчеты по инкассо). Формы безналичных расчетов избираются хозяйством самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими с обслуживающими банками. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки-корреспонденты. Контроль и ревизии операций по счетам сельскохозяйственных организаций в обслуживающих банках должны быть направлены на выявление соблюдения действующего порядка открытия счетов, зачисления на них поступающих денежных средств и их использования по целевому назначению.

Важные обязанности по выполнению этих функций возложены, прежде всего, на руководителей и  главных бухгалтеров предприятий, которые призваны постоянно контролировать эти операции. Именно они вправе открывать счета в банках и  распоряжаться хранящимися на них  денежными средствами. Должностными положениями о главных бухгалтерах  предусмотрены особые права и  обязанности их по контролю за использованием денежных средств. Так главный бухгалтер  должен систематически контролировать соблюдение платежной и финансовой дисциплины в хозяйстве, осуществлять предварительный, текущий и последующий  контроль по операциям, связанным с  приемом, оприходованием, хранением  и расходованием денежных средств, не допускать нарушения установленного в этом деле порядка и действующего законодательства. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 №129-ФЗ без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного разрешения этого руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Усилению контроля за правильным и эффективным использованием денежных средств призваны способствовать и  другие управленческие службы хозяйства, а также ревизионные комиссии и специализированные подразделения  внутреннего контроля.

В наиболее полном объеме выявляется соблюдение действующего законодательства при совершении банковских операций в ходе проведения документальных ревизий  и проверок.

В этом случае устанавливается  наличие соответствующих счетов хозяйства в банках, характер и  законность совершаемых по ним операций, правильность их документального оформления, эффективность использования денежных средств, соответствие данных об их наличии  и движении, отраженных в различных  документах и записях.

Ревизию или проверку банковских операций проводят по каждому счету  в отдельности. При этом особое внимание уделяют проверке операций по расчетным  счетам, через которые осуществляется абсолютное большинство расчетов, связанных  с основной деятельностью хозяйства.

 

 

 

  1. Проверка операций по движению товарно-материальных ценностей.

При аудиторской проверке правильности оприходования материальных ценностей  обращается внимание на взаимоувязку производственной программы с обеспеченностью  ее материальными ценностями. Устанавливают, составлены ли расчеты определения  потребности материалов в соответствии с действующими нормами расхода  сырья, основных и вспомогательных  материалов с учетом применения прогрессивной  технологии, а расчеты производственных запасов -с предусмотренными нормативами, и обеспечивают ли они бесперебойный  выпуск продукции.

В процессе аудиторско-контрольных процедур объектом исследования являются оперативная  и служебная информации. В оперативном  учете приводятся данные по каждому  поставщику. Изучается, как осуществляется оперативный учет в проверяемой  организации: указываются ли по каждому  поставщику в отдельности ассортимент  и сроки поставки материалов по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивший ассортимент  материалов с указанием даты поступления. Важно выяснить достоверность приведенной  информации, выявить поставщиков, нарушавших условия договора. Устанавливают, предъявлялись  ли штрафные и другие санкции к  нарушителям договорной дисциплины, возмещены ли они организации.

Приступая к проверке полноты оприходования  и правильности оценки покупных материальных ценностей, прежде всего, устанавливают, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным учетных регистров.

В случае расхождения устанавливают их причины. Они могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих обязанностей: иногда такие  расхождения являются следствием неполного  оприходования ценностей. Особое внимание уделяется проверке операций по счету 671 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками".

По  авансам, выданным на поставку материальных ценностей, выставленным аккредитивам, векселям, выданным и акцептованным, устанавливают по каждой сумме в  отдельности полноту оприходования  материальных ценностей, не истекли  ли сроки поставки, выясняют причины  задержки поступления материалов. Основными  документами для оприходования  материальных ценностей являются сопроводительные документы поставщиков, приложенные  к отчетам материально ответственных  лиц: товарно-транспортные накладные, налоговые счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и другое в  зависимости от вида груза, его упаковки и способа доставки. Внутренними  документами, которыми оформляются  поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков  с наложенными штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные  и некоторые другие документы, в  зависимости от принятого порядка  оформления приема груза.

При проверках полноты оприходования  материальных ценностей внутренние документы сверяются с сопроводительными  документами поставщиков. Проверяющие  изучают правильность составления  актов на расхождение по количеству и качеству поступивших материальных ценностей и своевременность  предъявления претензий к поставщикам  или транспортной организации. Многие такие расхождения обусловлены  присвоением материальных ценностей  и оформлением подложных актов  в целях сокрытия недостач или  пересортица материальных ценностей. Сомнительные документы надо сверить  с записями в отчетах материально  ответственных работников, проверить  правильность корреспонденции счетов и производственных записей в  регистрах бухгалтерского учета (накопительных  ведомостях, журналах-ордерах), в которых  сделаны записи по оприходованию  ценностей, приведенных в сомнительных документах.

Информация о работе Шпаргалки по "Ревизии и контролю"