Шпаргалка по "Бухгалтерскому финансовому учёту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

46. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчётности в Р.Ф.
Бухгалтерский учет - представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, документального, непрерывного и взаимосвязанного учета хозяйственных операций.

Файлы: 1 файл

ксюня госы.docx

— 138.61 Кб (Скачать файл)

46. Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчётности  в Р.Ф.

Бухгалтерский учет - представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, документального, непрерывного и взаимосвязанного учета хозяйственных операций.

Бухгалтерская финансовая отчётность – это совокупность показателей учёта, отраженных в форме опредёленных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период.  Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта.

Существует четыре главных вида финансовой отчётности:

1)бухгалтерский баланс  –группирует активы и пассивы компании в денежном выражении.

2)отчёт о финансовых  результатах содержит данные  о доходах, расходах и финансовых  результатах в сумме нарастающим  итогом с начала года до  отчётной даты.

3)отчёт об изменениях  капитала раскрывает информацию  о движении уставного капитала ,резервного капитала, дополнительного капитала ,а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка)организации.

4)отчёт о движении денежных  средств  показывает разницу между  притоком и оттоком денежных  средств за определённый отчётный  период.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета:

  В настоящее время  имеет в Российской Федерации  четырехуровневую систему законодательных  актов по бухгалтерскому учету.

1-й уровень – Законодательный  представлен в первую очередь  Конституцией Российской Федерации.

Гражданским кодексом Российской Федерации, который законодательно закрепляет наличие самостоятельного бухгалтерского баланса, как признак юридического лица и обязательное утверждение годового бухгалтерского отчёта. 

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от  06.12.2011г.№402-ФЗ,устанавливает единые требования к бухгалтерскому учёту, в  том числе бухгалтерской (финансовой)отчётности,  а так же создание правового механизма  регулирования бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

Центрального Банка Р.Ф.; индивидуальных предпринимателей, а так же для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов, и иных лиц занимающихся частной практикой; для находящихся на территории Р.Ф.филиалов, представленных в иных структурных подразделениях организаций, создание в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, находящихся на территории Р.Ф., если иное не предусмотрено международными договорами Р.Ф.

 

2-й уровень – Нормативный  несёт в себе раскрытия информации  в бухгалтерской (финансовой) отчётности являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту Министерства финансов  Российской Федерации, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской финансовой отчётности.  

Положения по ведению  бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998г.№34Н

Положения по бухгалтерскому учёту 1/2008Учётная политика

Положения по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»

Положения по бухгалтерскому учёту 7/98 «События после отчётной даты»

Положения по бухгалтерскому учёту 8/2010 «Оценочные обязательства, условные  обязательства и условные активы»

 Положения по бухгалтерскому  учёту 9/99 «Доходы организации»

Положения по бухгалтерскому учёту 10/99 «Расходы организации»

Положения по бухгалтерскому учёту 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

Положения по бухгалтерскому учёту 12/2010 «Информация по сегментам»

Положения по бухгалтерскому учёту 16/202 «Информация о прекращающей деятельности»

Положения по бухгалтерскому учёту 20/03 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности»

Положение по бухгалтерскому учёту 23/2011 «Отчёт о движении денежных средств»

3-й уровень – является  одним из самых главных документов  непосредственно связанных с  формированием бухгалтерской финансовой  отчётности является :

Приказ Министерства финансов Р.Ф.от 02.июля 2010г. № 66н « О формах бухгалтерской отчётности организаций» В данном нормативном документе представлены образцы форм бухгалтерской финансовой  отчётности  и указания об объеме, содержаться общие требования к бухгалтерской финансовой отчетности особенности формирования, порядок её составления. Важным аспектом указанного документа признается право организацией самостоятельно разработать формы бухгалтерской финансовой отчётности на основе предлагаемых образцов и с наблюдением общих требований к отчётности(полнота, существенность, нейтральность и прочее).

Важную роль играют в раскрытии достоверной информации в бухгалтерской финансовой отчётности такие документы:

- Методические указания  по проведению инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства  финансов Р.Ф.от 13 июня 1995г. № 49

- Методические указания  по формированию бухгалтерской  отчётности при осуществлении  реорганизации ,утвержденные Приказом Министерства финансов Р.Ф. от 20мая 2003г.№44н;

-План счетов бухгалтерского  учёта финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению, утвержденные Приказом  Министерства Р.Ф. от 31 октября 2000г. №94н;  

- Указания о порядке  составления и предоставления  бухгалтерской  отчётности, утвержденные  Приказом Министерства финансов  Р.Ф.от 22июля 2003г. №94н(хотя они с принятием Приказа Министерства финансов Р.Ф. от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций «

- Указания об объеме  форм бухгалтерской отчётности,  Приказом Министерства финансов  Р.Ф. от 22июля2003г №94н.

  4-й уровень - Документом  четвертого Организационного  уровня  регулирования системы нормативного  регулирования представления бухгалтерской  финансовой отчётности является  учётная политика и рабочих,  документы хозяйствующего субъекта ,которые формирует главный бухгалтер на основании законодательных и методических документов.

47.Бухгалтерский учёт денежных  средств (кассовых операций, операций  по расчётному счёту и прочим  счётам в банке)

 


Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.

Порядок хранения и расходования денежных средств, открытия счетов, а также порядок проведения безналичных расчетов и ведения кассовых операций устанавливаются Центральным банком России в соответствии с действующим законодательством.

Основные задачи учета денежных средств и денежных документов:

• контроль за правильностью документального оформления операций с денежными средствами;

• контроль за законностью указанных операций;

• своевременное и полное отражение в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;

• контроль за сохранностью и движением денежных средств;

• проведение инвентаризации денежных средств, денежных документов и анализ результатов инвентаризации;

• своевременное обеспечение денежной наличностью исходяиз потребностей организации.

Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, должны подписываться руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного на то лица денежные средства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих страховой организации денежных средств в российской иностранной валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, денежных документов предназначены следующие балансовые счета:

50 «Касса»; 51 «Расчетный счет»; 52 «Валютный  счет»; 55 «Специальные счета в  банках»; 57 «Переводы в пути».

Учет кассовых операций. Для осуществления расчетов наличными деньгами организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Обслуживающие банки устанавливают каждой организации лимит остатка наличных денежных средств в кассе. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов организации обязаны сдавать в банк. Организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, а организации, находящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до пяти дней.

При оформлении кассовых операций организации должны применять следующие унифицированные формы первичных учетных документов:

КО-1 – приходный кассовый ордер;

КО-2 – расходный кассовый ордер;

КО-3 – журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

КО-4 – кассовая книга;

КО-5 – книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

При расчете наличными денежными средствами с юридическими лицами установлен предельный размер расчетов по одному платежу, равный 10 000 руб. Для расчетов с физическими лицами предельный размер расчетов наличными не установлен.[6]

Прием наличных денежных средств в кассу оформляется приходными кассовыми ордерами. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам. При выдаче заработной платы по штатным или расчетно-платежным ведомостям на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный ордер. Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно. В расходном кассовом ордере получатель проставляет полученную сумму прописью, дату получения денег и ставит подпись. В платежной ведомости (расчетно-платежной ведомости) ставится только подпись. Выдача денег может производиться по доверенности, оформленной в установленном порядке. Подчистки, помарки или исправления в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются.

Организациям запрещается вносить наличные денежные средства непосредственно на расчетные счета других лиц, минуя свой счет. За несоблюдение этого порядка на организацию может быть наложен штраф.

Все поступления и выдачи наличных денег учитывают в кассовой книге. Организация должна вести только одну кассовую книгу, которая нумеруется, прошнуровывается и опечатывается печатью. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира, первые экземпляры остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются.

Все наличные деньги в организациях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях – в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. В соответствии с действующим законодательством кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им денег, денежных документов на хранение.

Для учета расчетов с населением организации обязаны использовать контрольно-кассовые машины. Страховые организации могут принимать страховые взносы в кассу от населения без применения контрольно-кассовых машин, если при оформлении внесения страхового взноса наличными деньгами выписывается квитанция по установленной форме.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров проводится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности сверяется с данными учета по кассовой книге. При этом составляется акт инвентаризации наличных денежных средств по установленной форме ИНВ-15.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах страховой организации предназначен балансовый счет 50 «Касса».

По дебету счета 50 отражается поступление денежных средств в кассу организации, а по кредиту счета 50 – выдача денежных средств из кассы.

Порядок ведения кассовых операций в организациях систематически проверяют обслуживающие банки.

Расчеты с подотчетными лицами. Из кассы организаций может производиться выдача денег под отчет работникам организации – подотчетным лицам. Наличные деньги выдаются под отчет на следующие цели:

– хозяйственно-операционные расходы;

– служебные командировки;

– для выплат по договорам страхования, если получатель денежных выплат не имеет возможности получить их непосредственно в кассе организации.

Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Отчет об израсходованных суммах подотчетным лицом носит название авансовый отчет. Составляется он по установленной форме.

Для обобщения информации о расчетах с работниками страховой организации по суммам, выданным им под отчет, предназначен балансовый счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Аналитический учет по балансовому счету 71 ведется в разрезе конкретных подотчетных лиц.

При выдаче наличных денежных средств из кассы под отчет делается проводка:

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит 50 «Касса».

При условии составления авансового отчета об израсходованных суммах подотчетным лицом счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются расходы организации и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов. При этом делаются следующие типовые проводки:

Дебет 58 «Финансовые вложения»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет 22 «Выплаты по договорам страхования»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Фонд социальной сферы»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Дебет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Фонды потребления»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются проводкой:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

В дальнейшем эти суммы, если они могут быть удержаны из заработной платы работника – подотчетного лица, списываются проводкой:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если невозвращенные суммы не могут быть удержаны из заработной платы работника, то они списываются проводкой:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Излишки денежных средств в кассе организации, выявленные в результате инвентаризации, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации следующими проводками:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы».

Операции по расчетному счету. Организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках, за исключением разрешенных остатков денег в кассе. Ограничений по количеству открытых счетов в банках на сегодняшний день для организации не установлено.

Порядок открытия счетов следующий. Для оформления открытия расчетного и текущего счетов организации в банк должны быть представлены следующие документы:

• заявление по установленной форме;

• нотариально заверенные копии устава и других учредительных документов;

• нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации;

• нотариально заверенная карточка с образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписывать платежные документы, и оттиском печати;

• справка о регистрации в налоговом органе, Пенсионном фонде РФ и других государственных внебюджетных социальных фондах.

После открытия организации расчетного (текущего), ссудного, депозитного, валютного и иного счета банк незамедлительно должен направить налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учет организации, извещение об открытии указанных счетов. Днем открытия счета является день оформления открытия счета и занесения банком в книгу регистрации балансовых счетов второго порядка.

Движение средств на счетах в банке оформляется платежными банковскими документами, к которым относятся:

• объявления о взносе денег,

• чеки;

• платежные поручения;

• платежные требования-поручения;

• аккредитивы (в страховые компаниях используются редко).

Объявлением о взносе денег оформляется сдача наличных денежных средств на счет в банк (сверхлимитный остаток в кассе, депонированная заработная плата, взносы в уставный (складочный) капитал, возврат заемные средств физическими лицами, страховые взносы, принятые первоначально в кассу организации и т. д.).

Получение денег с расчетного счета оформляется чеком. На оборотной стороне чека указывается их целевое назначение (на выплату заработной платы, премий, пособий по социальному страхованию, на выплату страховых обеспечений и страховых возмещений, хозяйственные расходы, командировочные расходы). Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Платежное поручение составляется на бланке установленной формы. Действительны поручения в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленных по договору товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Аккредитив – условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской валюте (в рублях) на расчетном счете банке предназначен балансовый счет 51 «Расчетный счет». По дебету счета 51 отражается поступление денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетный счет» отражается списание денежных средств с расчетного счета.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, находящихся на текущих, ссудных и иных специальных счетах в банках, в аккредитивах, чековых книжках, предназначен балансовый счет 55 «Специальные счета в банках».

Зачисление денежных средств на специальные счета в банках, в аккредитивы и депонирование средств при выдаче чековых книжек отражаются по дебету счета 55. Списание средств с указанных счетов, аккредитивов и чековых книжек отражается по кредиту счета 55.

Денежные документы и переводы в пути. К денежным документам относятся:

• марки государственных пошлин и сборов;

• почтовые марки;

• вексельные марки;

• оплаченные, но не выданные авиабилеты;

• оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха и санатории;

• другие документы.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных документов, находящихся в кассе организации, предназначен балансовый счет 57 «Переводы в пути». Денежные документы учитываются на счете 57 по номинальной стоимости.

Оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, оплаченные авиабилеты и т. п. отражаются в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет 57 «Денежные документы и переводы в пути»

Кредит 50 «Касса»

или

Кредит 51 «Расчетный счет».

При выдаче путевок работникам организации бесплатно или с частичной оплатой в учете делают проводку:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 57 «Денежные документы и переводы в пути» на сумму оплаты;

Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет «Расчеты по социальному страхованию»;

Кредит 57 «Денежные документы и переводы в пути» на суммы, оплачиваемые за счет Фонда социального страхования;

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», счет «Фонды потребления»

Кредит 57 «Денежные документы и переводы в пути» на суммы, оплачиваемые за счет организации.

На счете 56 отражается также движение денежных средств в пути, т. е. денежных сумм, внесенных в кассы банков или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленных по назначению.

Основанием для отражения таких денежных сумм в учете являются извещения о денежных переводах, не поступивших на счета в банке или в кассу.

Понятия валютного законодательства. В своей деятельности организации используют денежные средства и совершают различные сделки не только в российских рублях, но и в иностранных валютах.

Практически все страховые организации осуществляют операции с иностранной валютой:

– наиболее крупные риски российские страховщики стараются разместить на зарубежном страховом рынке, так как российский страховой рынок не в состоянии предоставить надлежащее страховое покрытие;

– одним из направлений инвестирования средств страховых резервов является иностранная валюта;

– страховщики и перестраховщики – резиденты РФ могут без специального разрешения Центрального Банка России заключать договоры страхования и перестрахования с нерезидентами РФ.

Основополагающим документом, определяющим принципы и осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства, является Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В Законе даны следующие основные понятия валютного законодательства.

Резиденты – это:

– физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации;

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и местонахождением в Российской Федерации, а также их представительства и филиалы находящиеся за ее пределами;

– официальные Представительства Российской Федерации находящиеся за пределами России.

Нерезиденты – это:

– физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации, а также их представительства и филиалы, находящиеся в России;

– находящиеся в России иностранные официальные представительства.

Иностранная валюта – это:

– денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств; а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

– средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

По режимам применения иностранная валюта подразделяется на свободно конвертируемую, клиринговую и замкнутую.

Свободно конвертируемая валюта – это валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты (так называемая твердая валюта – доллар США, английский фунт стерлингов, немецкая марка, японская йена, французский франк и др.).

Валюта клиринга – валюта, согласованная участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств. Она функционирует в безналичной форме – в виде бухгалтерских записей на банковских счетах.

Замкнутая валюта – национальная валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты (национальные валюты большинства развивающихся стран, государств ближнего зарубежья и т. п.).

К валютным ценностям относятся: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Наличная иностранная валюта – это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств.

Уполномоченные банки – банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка России на проведение валютных операций.

Валютные операции – это операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на: текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

– получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

– переводы в Российскую Федерацию и из Российском Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

– переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

– переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства.

Текущие валютные операции могут осуществляться резидентами без ограничений.

К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся:

– вложения в уставный капитал (прямые инвестиции);

– приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции);

– переводы в оплату прав собственности на недвижимое имущество;

– предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

– предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту;

– все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Для каждого типа валютных операций, связанных с движением капитала, Центральным банком России устанавливается особый порядок.

Операции по валютным счетам. На территории РФ могут быть открыты валютные счета как резидентам, так и нерезидентам РФ в любом банке, уполномоченном Центральным банком России на проведение операций с иностранной валютой. Организации имеют право без ограничений по количеству и видам иностранных валют открывать в уполномоченных банках на территории РФ валютные счета.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на счетах в банках предназначен балансовый счет 52 «Валютный счет».

По дебету счета 52 отражаются поступления денежных средств, а по кредиту этого счета – списание денежных средств с валютных счетов организации.

К счету 52 могут быть открыты следующие субсчета:

• транзитные валютные счета;

• специальные транзитные валютные счета;

• текущие валютные счета;

• валютные счета за рубежом.

Учитывая, что организация может открыть валютные счета в разных валютах, к каждому субсчету счета 52 «Валютный счет» следует открывать аналитические счета по видам валют, получившие названия параллельные счета. Например, организация в банке открыла два валютных счета: один – в долларах США, другой – в немецких марках. Таким образом, в бухгалтерском учете к субсчету «Транзитные валютные счета» открываются два параллельных счета: в долларах США и в немецких марках; соответственно то же самое и по другим субсчетам – «Текущие и валютные счета», «Специальные транзитные валютные счета» и «Валютные счета за рубежом».

Транзитный валютный счет открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже.

Специальный транзитный валютный счет открывается уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи. На специальный транзитный валютный счет зачисляются следующие поступления в иностранной валюте в пользу резидента:

• иностранная валюта, купленная резидентом за рубли на валютном рынке;

• иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета и являющаяся: суммами, не использованными для целей оплаты командировочных расходов; суммами, полученными от продажи дорожных чеков, не использованных для оплаты командировочных расходов.

Снятие наличной иностранной валюты со специального транзитного счета не допускается, за исключением случаев оплаты командировочных расходов.

Купленная и зачисленная на специальный транзитный счет валюта не может быть размещена организацией на депозите, использована для приобретения ценных бумаг, другой валюты, а также передана в доверительное управление банку. Банкам запрещается начислять проценты за нахождение валюты на специальном транзитном счете.

Текущий валютный счет предназначен для учета средств, остающихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

Валютные счета за рубежом открываются организациям, получившим разрешение на открытие счетов в иностранных банках на следующие цели:

• проведение операций по оплате расходов представительств за рубежом;

• оплата расходов, связанных с подрядными работами и сооружением объектов за рубежом;

• осуществление за рубежом расходов, связанных с хозяйственной деятельностью.

Операции по продаже иностранной валюты. Порядок учета операций по покупке и продаже иностранной валюты (включая обязательную продажу части валютной выручки), установлен Инструкцией о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций.

В бухгалтерском учете операции по продаже экспортной валютной выручки отражаются следующими типовыми проводками:

Дебет 57 «Переводы в пути», субсчет «в иностранной валюте»

Кредит 52 «Валютный счет», субсчет «Транзитный валютный счет» или «Текущий валютный счет» на сумму стоимости валюты, подлежащей продаже;

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 91 «Прочие доходы», субсчет «Положительная курсовая разница»;

или Дебет 91 «Прочие расходы», субсчет «Отрицательная курсовая разница»

Кредит 52 «Валютный счет» на суммы переоценки остатков средств, числящихся на валютном счете, по курсу ЦБ на дату продажи иностранной валюты


 

48. Учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками.

Расчеты - это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным (купля-продажа материалов, оборудования, услуг и т.п.) и нетоварным операциям (расчеты с научными, учебными организациями, по претензиям. При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, векселя, инкассовые поручения. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие ТМЦ, а также оказывающие другие виды услуг и выполняющие разные работы. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками производится на сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Сч. 60 кредитуется на стоимость принимаемых ТМЦ, работ, услуг (по доставке, переработке материалов на стороне) в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. На суммы НДС, подлежащие оплате поставщикам или подрядчикам, в БУ производится запись по Д19 К60, если они в соответствии с законодательством подлежат возмещению.

Оплата поставщикам за поставленные ТМЦ – Д 60 К 50, 51, 52.

Суммы выданных авансов и предварительной оплаты товаров подлежат учету на отдельном субсчете к сч. 60 в корреспонденции с учетом денежных средств. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы авансов отражают по Д 50,51 К60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списывают на убытки Д91, 63 К60. Если счет был оплачен до поступления груза, а при приемке на склад обнаружилась недостача или выявлено несоответствие цен, арифметические ошибки - Д 76  субсчет «Расчеты по претензиям» К60.

На сч. 60 (сальдо) учитывается задолженность организации за полученные, но не оплаченные ТМЦ, работы, услуги.

Аналитический учет по сч. 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику.  При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, поставщикам по неотфакткрованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям и др.

Для оплаты поступающих ресурсов или продаваемой продукции могут использоваться простые и переводные векселя. Вексель - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока обязательства или досрочно требовать с должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы. Суммы задолженности не списывается со сч.60, а учитывается обособленно в аналитическом учете. Векселедатель при приобретении делает проводку: Д 10... К60 «Векселя выданные». На этом счете задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. В   случае если организация в погашение задолженности передает кредитору векселя третьих лиц, ранее полученные по индоссаменту, в бу производится запись: Д60 К счетов учета выбытия имущества.

 

Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками используется сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику Д 62 К 90.

При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества стоимость имущества по ценам продажи списывают Д 62 К 91. Сч. 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств 50, 51, 52, 55, расчетов на суммы поступивших платежей или при погашении дебиторской задолженности иными способами. На счете 62 отражают также суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

С полученных сумм аванса организации начисляют НДС, который подлежит взносу в бюджет Д62К68. По завершении и сдаче заказчикам работ, а также при отгрузке продукции покупателям полученные сумму аванса засчитывают в уменьшение задолженности покупателей и относят Д62К62«Ав.», при этом на сумму НДС, ранее начисленную по полученным авансам делают восстановительную запись.Д68К62.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи". Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Если задолженность за товары (работы, услуги) выражена в иностранной валюте на сч. 62 могут возникать курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте (внереализ. доходы, расходы). Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", а отрицательные - по дебету счета 91 и кредиту счета 62.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику.

Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

При вексельной оплате продаваемой продукции могут использоваться простые и переводные векселя. Вексель - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока обязательства или досрочно требовать с должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на сч. 62 «Векселя полученные». – Д62К90,91(сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки). Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со Д 76 К 62.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому финансовому учёту"