Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на основные вопросы по дисциплине "Финансовый менеджмент".

Файлы: 1 файл

экзамен по теоретическим основам ФМ.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)


3.Поведенческие финансы. О том, почему человек далеко не всегда принимает рациональные решения

Все началось в далеком 1957 году, когда американский психолог российского происхождения Леон Фестингер представил миру теорию когнитивного диссонанса (познавательного диссонанса). Речь в данной теории шла о том, что люди часто вступают в противоречия с самими собой, в том случае, когда ситуация складывается далеко не так как они ожидали, и тогда они скорее подстроят под себя факты, нежели поменяют свою собственную точку зрения. Проще всего привести пример.

(Человеческая рациональность выглядит так)

Представьте себе инвестора, который потерял деньги вследствие неправильного решения. Он не будет признавать тот факт, что он ошибся, а постарается списать все на «неправильность»  рынка. Получается, что в человеческом подсознании возникает конфликт. Наши предположения встречаются с фактами. И мы постараемся сделать все, чтобы не признавать совершенную ошибку. Получается в какой-то мере самообман.

Немного теории

Леон Фестингер привел отличный пример этой ситуации, когда рассказывал про свою теорию. Когда-то в США существовала религиозная секта, верившая в то, что со дня на день инопланетяне уничтожат наш мир. Лидер секты сообщил своим послушникам, что сумел связаться с захватчиками и те назвали ему место и время, где должны быть сектанты – они обещали спасти этих людей. Увы, за ними никто не прилетел. Более того, конца света не наступило. Впрочем, лидер секты сумел выйти из положения. Он сообщил послушникам, что с ним на связь вышли инопланетяне, и они сказали ему, что решили таким образом отблагодарить сектантов за их веру – они не стали уничтожать планету. Бред. Но люди поверили в это, и встретили слова своего лидера с ликованием. Это еще один пример когнитивного диссонанса. Сектанты не хотели признавать свою глупость.

Можно с уверенностью сказать, что вклад Леона Фестингера в мировую психологию является неоценимым. На основе его трудов психологи Канеман и Тверски представили свою теорию возможностей, за которую первый получил нобелевскую премию по экономике. Теория возможностей (Prospect Theory) и стала основой для поведенческих финансов (Behavioral Finance).

Оказывается, в совершенно одинаковых ситуациях человек может принимать абсолютно разные решения, в зависимости от того, как ему подана данная ситуация. Приведем классический пример.

Представьте: вы идете в кино за билетом. В вашем бумажнике находится всего 20 долларов. 10 вы намерены потратить на сам билет, и 10 на попкорн и колу. Подходя к кинотеатру, вы понимаете, что взяли только 10 долларов. Как быть в такой ситуации? Идти ли в кино? А вот вторая ситуация. Вы уже приобрели билет в кино за 10 долларов. Идете в кино. При этом в вашем бумажнике находится 10 долларов на попкорн и колу. У кинотеатра вы понимаете, что потеряли билет. Как быть в такой ситуации?

Люди поступают следующим образом: в 80% случаев в первом варианте они приобретают билет. Во втором случае только 40% купит билет. А ведь потери одинаковы в обоих случаях – это 10 долларов. Изменилась только подача ситуации.

Нерациональное поведение людей. Примеры

Итак, теперь поговорим о самых известных моделях человеческого подведения, изучаемых поведенческими финансами. При этом замечу, что большая часть этих работ – заслуга Канемана и Тверски. Это классические и общеизвестные труды.

1) Неправильное восприятие шансов

Неправильное восприятие шансов лучше всего проявляется в азартных играх. Но сначала приведем простой пример, чтобы понять, о чем же идет речь. Когда люди подбрасывают монетку, они могут совершенно неправильно истолковать вероятность падения ее той или иной стороной. Эта вероятность всегда составляет 50%. Монетка может упасть, как орлом, так и решкой с одинаковой вероятностью. Всегда. Но! Если у нас 5 раз к ряду выпадает орел, мы начинаем с большей вероятностью предполагать, что в следующий раз выпадет решка. Хотя вероятность ее выпадения ничуть не изменилась. По-прежнему она составляет 50%.

Если говорить про азартные игры, то Канеман отметил, что игроки в рулетку после того, как несколько раз выпадает черное, предпочитают поставить на красное. Та же ситуация, что и с монетками. Вероятность по-прежнему составляет только 50%. Но человек воспринимает ситуацию несколько иначе.

2) Игнорирование самого вероятного исхода

Здесь ситуация еще более интересная. Люди могут не учитывать самый вероятный исход того или иного события, если получают какую-то дополнительную информацию, не относящуюся напрямую к делу. Например, Кэтрин в студенческие годы была ярой активисткой, сражалась за социальные права. Кто она сегодня – работница банка, или работница банка и феминистка. Большинство людей выбирают второй вариант. На них действует тот факт, что Кэтрин в молодости боролась за социальные права. Но это неверный ответ. В мире гораздо больше просто женщин, работающих в банке, чем феминисток, работающих там же. Первый вариант гораздо более реальный. Но люди выбирают второй из-за дополнительной информации, не относящейся напрямую к делу.

3) Эффект излишней самоуверенности

Речь идет не об уверенности человека в собственных сила. Даже неуверенные люди могут страдать от данного эффекта. Он проявляется в ряде ситуаций. Одна из самых известных – вождение автомобиля. Опросы показывают, что 82% водителей считают, что входят в группу самых безопасных. Которая, к слову, составляет всего 30% от общего числа автолюбителей.

Примерно так же ситуация обстоит в тех случаях, когда мы говорим про офисных сотрудников. Большинство готово принять на себя обязательства по выполнению работы в нереальные сроки. Они полагают, что могут справиться с ней. Увы, это далеко не всегда так. Эффект излишней самоуверенности является очень важной штукой, как в предпринимательстве, так и в инвестициях. Осознавая его наличие, мы можем избежать массы ненужных ошибок.

4) Эффект якоря

Мы оцениваем ту или иную ситуацию, в зависимости от тех цифр, которые были нам представлены заранее. Они являются для нас неким якорем. Так не очень понятно, поэтому лучше рассмотрим несколько практических примеров. Продавцы автомобилей (или риэлторы) часто пытаются сначала показать клиенту более дорогой товар, постепенно подходя к более дешевым. Клиент в такой ситуации считает этот товар более выгодным, так как машинально сравнивает его цену с первым товаром, цена на который стала для него неким якорем.

Еще один эксперимент был в свое время проведен Канеманом и Тверски. Он отлично отражает суть эффекта якоря. Они собрали две группы людей. Каждой группе была показана рулетка, на которой выпадало всего 2 результата. Первой группе всегда выпадало 65, а второй -10. Затем людям задавали вопрос: «Каков процент африканских стран в ООН?». Тут начиналось самое интересное! В первой группе, которая на рулетке лицезрела цифру 65, средний показатель составлял 45%, в то время как другая группа в качестве среднего значения указывала всего лишь 25%. Их ответы были привязаны к числу с рулетки. Кроме того, эффект якоря отлично проявляется при сравнении городов. Например, для жителей небольшого городка крупный город может показаться гораздо большим, нежели для жителей среднего городка. В качестве якоря выступает их собственный город. Эффект якоря активно применяется в продажах. Кроме того, он был замечен и в инвестировании.

5) Под воздействием недавних событий

Люди неправильно оценивают будущие события, находясь под воздействием произошедших недавно. Суть в том, что мы недооцениваем возможность возникновения того события, которое не возникало длительное время, и переоцениваем возможность возникновения события, которое было совсем недавно. Это серьезно влияет на экономические прогнозы. Да и на бизнес тоже. Поэтому не стоит игнорировать данный момент.

6) Эффект владения

В данном случае психологами было установлено, что мы привыкли оценивать вещи, которыми владеем более ценными, чем аналогичные, но не принадлежащие нам. Здесь в ход вступает боязнь потерь, рассмотренная вдоль и поперек Канеманом и Тверски. Кстати, это объясняет и тот факт, что предприниматели часто завышают стоимость своего собственного бизнеса. Они оценивают его не только с точки зрения доходности. Немалую роль здесь играет и то, что человек владеет этим бизнесом, он приложил массу усилий, чтобы построить его.

Эффект владения активно стараются использовать в маркетинге. Так, сейчас появляется все больше и больше товаров, которыми можно пользоваться некоторое время бесплатно (речь идет о трайвертайзинге). Например, программное обеспечение, распространяющееся по модели shareware, позволяет пользователю наслаждаться полнофункциональной версией программы в течение 30 дней. После этого программа перестает работать, и за нее нужно заплатить. Или просто удалить ее со своего компьютера.

7) Люди больше готовы рисковать прибылью

Данный момент был замечен впервые, когда психологи изучали поведение посетителей казино. Люди готовы гораздо больше рисковать уже выигранными деньгами, чем своими собственными. Кстати, во многом именно поэтому объясняется то, почему казино всегда выигрывает. Люди обязательно придут обратно, чтобы испытать счастье на полученную прибыль. Впрочем, это относится не только к игрокам, но и к инвесторам, и другим людям.

8) Люди соглашаются с группой

Да, следование за толпой – давняя проблема человечества. Именно этим объясняется популярность различных списков бестселлеров, и тот факт, что мы вообще руководствуемся этими списками. Если новый продукт одобрило такое большое количество людей, то это означает, что он понравится и мне. Скорее всего.

Интересно, что ряд исследований показали, что 35% присутствующих в группе людей придерживаются мнения этой самой группы. Даже если не согласны с ним. Но ситуация меняется, как только хотя бы один человек начинает оспаривать это мнение. Тогда эти 35% вполне готовы его поддержать. 

9) Иллюзия контроля

В некоторых случаях мы считаем, что контролируем ситуацию, хотя этого и не происходит. Например, игроки в кости полагают, что их шансы на победу возрастают в том случае, если они будут уверенно бросать эти самые кости. Это заблуждение.

В свое время психолог по фамилии Лангер провела ряд исследований, в ходе которых и познакомила широкую общественность с иллюзией контроля. Исследование Лангер заключалось в том, что люди были поделены на две группы. Обе группы занимались тем, что играли в карты. Впрочем, в достаточно нестандартную игру. Им нужно было просто тащить карты из колоды. Побеждал тот, кто вытаскивал самую старшую карту. В одной группе присутствовал неуверенный человек – при этом его неуверенность была заметна, а в другой – наоборот. В итоге в первой группе ставки в среднем были несколько выше. Хотя эти факторы совершенно не влияли на итоговые результаты.

10) Оптимизм, мешающий принятию рациональных решений

Иногда чрезмерный оптимизм мешает точной оценке вероятности того или иного события. Можно привести достаточно наглядный пример. В ряде опросов респонденты признали, что около половины всех браков заканчиваются разводом. Но при этом все из них утверждали, что вероятность развода в их семье равна нулю. Вот такой вот парадокс.

Как видите, люди далеко не всегда принимают рациональные решения. Все зависит от конкретных ситуаций, информации, контекста – все это определяет наши решения.

 

4.      Рынки капиталов и денежные рынки. Гипотеза случайного блуждания.

Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов (рис. 24.1). Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки, а также рынок деривативов.

 К  у ч е т н о м  у    р ы н  к у   относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.

М е ж б а н  к о в ск и  й    р ы н  о к — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — один, три и шесть месяцев, предельные сроки — от одного до двух лет (иногда до пяти лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

В а л ю т н ы е   р ы  н к и   обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Р ы н о к  д е р и в а т и в о в .  Деривативами (финансовыми деривативами) называются производные финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты — акции, облигации. Основными видами финансовых деривативов являются опционы (дающие их владельцу право продавать или покупать акции), свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периода времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной в контракте иене).

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

   На рынке средне- и долгосрочных банковских кредитов заемные средства выдаются компаниям для расширения основного капитала (обновление оборудования и увеличение производственных мощностей). Такие кредиты, как правило, предоставляются инвестиционными банками, реже — коммерческими.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"