Экономическая сущность категорий «затраты на производство», «калькуляция себестоимости»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение учета и анализ затрат на производство производства и себестоимости продукции как важнейших показателей деятельности предприятия, а также выявление возможностей повышения эффективности производства за счет их снижения.
На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
рассмотреть содержание затрат на производство и себестоимости продукции как важнейших экономических категорий;
раскрыть вопросы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
определить основные направления повышения эффективности деятельности предприятия за счет снижения издержек производства.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 159.74 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в качестве единицы классификации используется организация, что приводит к некорректным результатам при исчислении затрат и доходов по отраслям, поскольку она может иметь несколько видов деятельности, относящихся к разным отраслям. Отсутствие информации о затратах по экономическим элементам по видам выпускаемой продукции и обусловило невозможность разработки сводных материальных балансов по отраслям, представляющим совокупность предприятий, производящих однородную продукцию. В связи с этим для удовлетворения потребностей макроэкономических исследований более обоснованной является методика учета, позволяющая осуществлять группировку затрат и доходов по «однопродуктовым» или «чистым» отраслям.

Выделение в учете однородных видов расходов по экономическому признаку по «однопродуктовым» отраслям обусловлено необходимостью их обобщения в масштабах, выходящих за границы конкретной отрасли на основе отчетности многоотраслевых организаций. Таким образом, затраты можно суммировать по всем отраслям экономики и при этом получать нужные показатели для разработки макроэкономических балансов. Важным моментом является также и то, что затраты на счетах экономических элементов отражаются в полной сумме независимо от того, относятся они к текущему или будущему отчетному периоду, что позволяет рассчитать чистую продукцию предприятия путем вычета из валовой продукции материальных затрат[27, с. 41].

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Существует возможность формирования проводок путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов. Квалифицированный пользователь может значительно расширить список типовых операций путем добавления в него новых типовых операций, созданных им самим.

Калькуляция себестоимости готовой продукции в "1С:Бухгалтерии 8" выполняется программой автоматически в момент проведения документа Регламентная операция: Закрытие счетов 20, 23, 25,. Список регламентных документов системы доступен через меню Операция - Регламентные операции.

Однако рекомендуется использовать в процессе закрытия периода более удобный интерфейс работы с регламентными документами системы - обработку Закрытие месяца (меню Операции - Закрытие месяца).

При использовании обработки Закрытие месяца создание и изменение документа Регламентная операция: Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 производится через пункт Закрытие счетов 20, 23, 25, третья группа регламентных операций (рисунок 2.3.1. ).

Плановая стоимость единицы продукции фиксируется документом Установка цен номенклатуры (меню Предприятие - Товары - Установка цен номенклатуры).

Для отражения хозяйственной операции по выпуску продукции используется документ Отчет производства за смену (меню Производство - Отчет производства за смену).

При заполнении документа Отчет производства за смену программа автоматически определяет актуальную плановую цену, установленную документом Установка цен номенклатуры, и вносит ее в графу Цена (плановая).

При проведении документ Отчет производства за смену формирует проводки, отражающие в учете выпуск готовой продукции по плановой себестоимости.

Для получения в печатном виде калькуляции себестоимости произведенной продукции можно использовать специализированный отчет Справка-расчет «Калькуляция себестоимости продукции и услуг» (меню Отчеты - Справки расчеты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отчете представлена подробная информация о затратах, сформировавших фактическую себестоимость произведенной за месяц продукции. При этом информация о суммах прямых и косвенных затрат представлена в отчете отдельными группами строк. В конце таблицы выводится информация об остатке затрат в незавершенном производстве на начало и на конец выбранного месяца.[28]

Автоматизированная форма учета позволяет проводить большое число различных операции, в частности начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции.

С применением средств вычислительной техники методология бухгалтерского учета не меняется, меняется лишь технология обработки информации.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией, в этом и есть преимущество.

Для наиболее эффективного управления затратами на предприятии Быховскому райпо можно порекомендовать к применению такие системы как «Директ-костинг», «АВС», «Value-Stream Costing», а также «Таргет костинг».

«Директ-костинг» - это система, которую еще называют «системой управления себестоимостью» или «системой управления предприятием». Можно выделить следующие преимущества этой системы:

  1. С помощью системы «Директ-костинг» происходит установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя метод маржинального анализа можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т. е. решать стратегические задачи управления предприятием.
  2. «Директ-костинг» позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям и заказам; выявить изделия и виды работ с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их производство. В этом случае разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания переменных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
  3. В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе «Директ-костинг», видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Также можно порекомендовать  систему АВС - систему учета затрат отличается редкой многофункциональностью. Авторы учебников по управленческому учету любят повторять удачное афористичное определение необходимости разных видов классификаций затрат: «Разные затраты — для разных целей». Немного перефразировав, можем утверждать: «АВС — для разных целей», а не только для классификации затрат.

 

 

Кроме функциональной универсальности, АВС обладает уникальной гибкостью с точки зрения масштабов внедрения: эту систему можно внедрить в одном подразделении, отделе или в рамках одного бизнес-процесса (например, сбыта продукции) либо в масштабах всего предприятия, сделав ее единственным инструментом управленческого учета. Неизбежно встанет вопрос о создании информационной базы для АВС, и здесь возможны различные варианты.

Другой путь — создание самостоятельной системы сбора данных для АВС, не зависимой от бухгалтерского учета. Обычно на это идут компании, планирующие применять АВС для реинжиниринга бизнес-процессов.

Метод учета затрат по потокам (Value-Stream Costing). Целью данного метода является снижение затрат путём увеличения скорости потока ценности, сокращения потерь, непрерывного улучшения бизнес-процессов.

Объектом учета является поток создания ценности как совокупность процессов, которые создают ценность продукта (работы, услуги) с точки зрения потребителя.

Все издержки делятся на затраты потоков и затраты вне потоков. Все издержки классифицируются на материальные и конверсионные. Под конверсионными понимаются затраты на поддержание бизнеса. Ведётся учет только фактических, реальных (действительно имевших место в данном отчетном периоде), а не средних затрат.

Обычно до 90% затрат предприятия относятся на потоки прямо. Затраты вне потоков, занимающие несущественную долю в затратах предприятия, не распределяются, так как распределение всегда субъективно и приводит к искажению информации. Распределяется лишь небольшая доля вне потоковых затрат с целью мотивации сотрудников к более интенсивному использованию ресурсов или снижению затрат (например, затраты по аренде помещений).

Себестоимость готовой продукции не рассчитывается, но могут определяться средние затраты потока (путём деления затрат потока на проданную продукцию).

Запасы практически отсутствуют, т.к. производство организуется по принципу «точно в срок», когда все материалы поступают в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции.

Таргет-костинг.

В принципе, применение системы таргет-костинг технически не так уж сложно, чтобы стать невозможным для отечественных предприятий. Главная преграда состоит в другом: для успешного внедрения таргет-костинг в организации должно быть налажено тесное взаимодействие между разными подразделениями и работниками; коллектив должен быть единой командой, осведомлённой и воспринявшей цель своей совместной работы, действующей как единое целое. Разбалансированность внутреннего механизма, амбициозные действия спорящих за влияние менеджеров “a-ля лебедь, рак и щука”, неадекватная корпоративная культура — вот главные симптомы неблагополучной организации, в которой внедрение таргет-костинг практически с самого начала обречено на провал.

Реализация метода учета затрат на базе таргет-костинг возможна в условиях применения системы 1С Управление промышленного предприятия. Для этой цели используется контур продаж и производства закупок и бюджетирования.

В концепции таргет-костинг маркетинг словно “накладывается” сверху на управленческий учёт, т.е. функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на «выходе» системы получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации. При использовании системы таргет-костинг вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром — целевой себестоимостью.

Таргет-костинг прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами. Вообще следует отметить, что таргет-костинг прекрасно интегрируется в стратегический управленческий учёт — относительно новое и перспективное направление управленческого учёта.

Безусловно положительной характеристикой таргет-костинг является фокусирование внимания на внешних (рыночных), а не исключительно на внутренних факторах. Таргет-костинг обеспечивает отделу маркетинга неплохие возможности принимать решения не только на основе изначально заданного уровня издержек, но и на основе параметров рыночного окружения.

Таргет-костинг помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции. В своё время в японских компаниях таргет-костинг внедрялся скорее с целью мотивации своих сотрудников, чтобы те действовали в соответствии долгосрочными стратегиями, чем с целью обеспечения топ-менеджеров точной и детальной информацией о прибыли, целевых затратах и отклонениях.

Перечисленного, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы понять ценность таргет-костинг и подумать о том, а не внедрить ли эту концепцию у себя на предприятии. Конечно, такое решение требует глубокого анализа, но подумать всё же не мешает. Таргет-костинг — отнюдь не «пятое колесо» в инструментарии современного менеджмента; это действенный способ предохранения от экономических неудач, который поможет бизнесмену сберечь деньги ещё до того, как они будут потрачены. Такая цель оправдывает затраченные на неё средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс управления на предприятии включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет и анализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня. Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо снижать затраты на производство и себестоимость продукции.

Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами.

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации организации, и ее подразделений.

В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, как правило, являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

Данные калькуляций используются для управления себестоимостью продукции, контроля, за её уровнем, выявления резервов снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов и установления цен на изделия.

По нашему мнению, для того, чтобы Быховскому райпо, как и любой другой организации, еще больше увеличить свои показатели деятельности, ей необходимо найти более рациональные и дешевые способы реализации продукции, сократить расходы на реализацию, найти новые рынки сбыта продукции, стараться как можно больше увеличивать такой показатель как чистая прибыль, т.к. он является результативным и говорит  в целом о состоянии организации.

Информация о работе Экономическая сущность категорий «затраты на производство», «калькуляция себестоимости»