Экономическая сущность бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:49, реферат

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание работы

1. Экономическая сущность бюджета……………………………..……….……………………..3
2. Понятие бюджетного устройства. Характеристика бюджетной системы и принципов её построения……………………………………………………………………………….4
3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Р.Ф……………….…..8
Список литературы………………………………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Бюджетная система.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Экономическая сущность бюджета……………………………..……….……………………..3

2. Понятие бюджетного устройства. Характеристика бюджетной системы и  принципов  её построения……………………………………………………………………………….4

3. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Р.Ф……………….…..8

Список литературы………………………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджет - это форма  образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет - система  денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части  стоимости общественного продукта (главным образом, национального  дохода) в процессе образования основного  общегосударственного фонда денежных средств и его использования  для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Общественное  предназначение бюджетных отношений  заключается в:

- образовании  основного общегосударственного  фонда денежных средств (в ходе  реализации этой функции обеспечивается  концентрация основной части  централизованных финансовых ресурсов  в бюджетной системе государства);

- использовании  средств основного общегосударственного  фонда (данная функция реализуется  в процесс расходования бюджетных  средств);

- осуществлении  контроля за движением бюджетных  ресурсов, 'и на этой основе - за  динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических  процессов в целом. 

Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических  отношений, включают:

- денежную  форму отношений (опосредует движение  финансовых ресурсов);

- ограниченную  сферу действия рамками бюджетного  процесса, который регламентируется  соответствующим законодательством  (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом  и др.);

- участниками  отношений, с одной стороны,  всегда являются государство,  субъекты Федерации и местные  органы самоуправления, а с другой  стороны – предприятия, учреждения  и население;

- безвозмездность  движения стоимости в виде  взимания налогов и сборов, а  также бюджетного финансирования (за исключением представления  бюджетных ссуд);

- исторический  характер возникновения совместно  с государством и объективную  форму функционирования совместно  с развитием товарно-денежных  отношений.

Сущность  бюджета проявляется в ее функциях -  распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств  в руках государства и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей. Это происходит путем  перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства, уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной  функции очень широки, т.к. в бюджетные  отношения вступают почти все  участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная  функция позволяет узнать, как  фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует  об отклонениях в движении бюджетных  средств, отображает экономические  процессы , происходящие в структурных  звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические  последствия бюджетной политики.

Таким образом, с помощью бюджета государственные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного аппарата, армии, социальных мероприятий,  реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. Бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную возможность осуществления  властных полномочий. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределения национального  дохода и расхода, отображает отклонения в движении денежных средств.  

 

2 ПОНЯТИЕ  БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА. ХАРАКТЕРИСТИКА  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПОВ  ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ.

 

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы  и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических  нормах, определяющих компетенцию центральных  и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную  систему и расходование средств  из нее.

Бюджетная система  РФ - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система  представляет собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны.(рис.1)

Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

Федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

Бюджетов  субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов.

Федеральный бюджет Р.Ф.


Бюджет государственных внебюджетных фондов



1 уровень

Бюджеты субъектов Р.Ф


(региональный  бюджет)

Бюджет территории государственных  внебюджетных фондов



2 уровень

 

3 уровень                                      Местные бюджеты

Бюджет внутригородского муницип. Образования  городов фед. значения


Бюджет муниципальных районов


Бюджет городских округов



3.1 уровень

 

Бюджет с\х поселений


Бюджет городских поселений


3.2 уровень


 

Рисунок 1- Структура бюджетной  системы Р.Ф.

  В настоящее время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Федеральный (государственный) бюджет есть форма  образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации  разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты - в форме  правовых актов представительных органов  местного самоуправления. Начиная с 1991 г. все бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных  внебюджетных фондов, бюджеты субъектов  Федерации и территориальных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются соответственно в  форме федеральных законов или  законов субъектов Федерации. Местные  бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий  соответствующего уровня; вместе с  тем вышестоящий бюджет выступает  своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих  территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты  всех уровней взаимосвязаны и  взаимообусловлены.

Каждый субъект  Российской Федерации и соответствующие  местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают  свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства  своей территории.

Федеральному  бюджету и бюджетам других уровней  управления принадлежит центральная  роль в системе государственных  финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные  фонды на федеральном или местном  уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как  правило, такие фонды создаются  для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной  власти. Источниками средств для  таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация  доходов и займы.

Наиболее  значимыми являются социальные внебюджетные фонды. В России к ним относятся  Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС, Государственный  фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения.

Внебюджетные  фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них  средствами.

Функционирование  бюджетной системы основано на следующих  основополагающих принципах:

1. Единство  бюджетной системы означает единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  региональных бюджетов и местных  бюджетов.

2. Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации – это закрепление  (полностью или частично) соответствующих  видов доходов и полномочий  по осуществлению расходов за  органами власти Российской Федерации,  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим  является принцип самостоятельности  всех бюджетов. Он означает право  законодательных  органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс, законодательно закреплять доходы бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств, определять источники финансирования дефицитов

4. Полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов и иные обязательные  поступления подлежат отражению  в бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном  порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию  за счет бюджетных средств,  средств государственных внебюджетных  фондов, аккумулированных в бюджетной  системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета – каждый бюджет должен  быть сбалансирован, т.е. объем  предусмотренных бюджетом расходов  должен соответствовать суммарному  объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета