Экономическая сущность себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:45, отчет по практике

Описание работы

Предметом исследования являются пути снижения себестоимости продукции ОАО «Гастеловское».
Актуальность данной темы заключается в том, что снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции является основным путем наращивания суммы прибыли, повышения уровня рентабельности производственной деятельности и укрепления финансового положения предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ
1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции
1.2. Виды себестоимости и калькуляций продукции растениеводства
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГАСТЕЛЛОВСКОЕ»
2.1. Общая характеристика объекта анализа
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов
2.3. Структурно-функциональный анализ управления ОАО «Гастелловское»
2.4. Анализ эффективности использования земельных ресурсов
2.5. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 2 файла

Отчет.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ

 ПРОДУКЦИИ

4

1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции

13

1.2. Виды себестоимости и калькуляций продукции растениеводства

13

2. Анализ деятельности  ОАО «Гастелловское»

21

2.1. Общая характеристика объекта анализа

21

2.2. Анализ использования трудовых  ресурсов

23

2.3. Структурно-функциональный анализ  управления  ОАО «Гастелловское»

26

2.4. Анализ эффективности использования земельных ресурсов

30

2.5. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности

31

3. Выводы и предложения

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

38

ПРИЛОЖЕНИЯ

39


 

Введение

 

Производство сельскохозяйственной продукции, его переработки является определяющим фактором в решении продовольственной проблемы нашей страны. Особую значимость развитие рынка молока и сельскохозяйственных продуктов приобретает в современных экономических условиях, при которых обеспеченность социально значимыми продуктами входит в число первоочередных проблем государства, гарантируя ему продовольственную независимость.

В связи с тем, что  материальные ресурсы весьма ограничены, а без них наращивать производство продукции сложно и практически  невозможно, в ближайший период первоочередная задача – сокращение затрат и совершенствование производственно-сбытовой деятельности на каждом предприятии.

Основная цель данного  отчета заключается в проведении всестороннего анализа деятельности предприятия и обосновании путей снижения себестоимости продукции.

Объектом исследования является ОАО «Гастеловское».

    Предметом исследования являются пути снижения себестоимости продукции ОАО «Гастеловское».

Актуальность данной темы заключается в том, что снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции является основным путем наращивания суммы прибыли, повышения уровня рентабельности производственной деятельности и укрепления финансового положения предприятия.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА  СЕБЕСТОИМОСТИ

 ПРОДУКЦИИ

 

 

1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции

 

В процессе создания новых  продуктов потребляется живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого труда прошлого и овеществленного в  предметах и средствах труда, образуют издержки производства, а воплощенный в товаре овеществленный труд – его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные издержки производства на предприятии.

Как объективная экономическая  категория себестоимость характеризует  производственные отношения по поводу использования в производственном процессе ресурсов предприятия. Она обусловлена издержками производства и выражает затраты предприятия, обеспечивающие непрерывный оборот средств на основе их простого воспроизводства [6, 185].

Главная особенность  себестоимости состоит в том, что издержки производства в ней  выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости - одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность,, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Как показатель хозяйственной  деятельности себестоимость отражает в стоимостной форме издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ и услуг), т.е то во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Она широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска устаревшей продукции, для определения эффективности мероприятий по расширению, обновлению, реконструкции производства, определения его рентабельности и резервов экономии материальных и трудовых затрат, для обоснования цен реализации. По уровню себестоимости можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал предприятия [7, 354].

В себестоимости продукции находят  отражение: уровень ведения хозяйства; производительность труда; снижение (увеличение) норм расхода сырья и материалов, техники и других видов основных средств, а также земельных угодий; совершенствование технологии и организации производства.

Следовательно, себестоимость продукции  – это один из важнейших показателей  хозяйственной деятельности предприятий, отражающих текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ и  услуг), выраженные в денежной форме.

Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной деятельности предприятия. Чем ниже себестоимость  продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность. То есть, изменение себестоимости (сокращение или увеличение) свидетельствует об удешевлении или удорожании единицы продукции, что сказывается на увеличении или уменьшении прибыли. Всесторонний анализ себестоимости дает возможность предприятиям выявить непроизводительные расходы, различного рода потери, находить пути сокращения и повышения эффективности затрат на производство продукции.

Себестоимость может быть общественной (отраслевой), исчисленной на основе затрат отдельного сектора экономики  в целом по стране, и индивидуальной (затраты на производство продукции конкретного предприятия). По характеру затрат различают производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Первая включает в себя совокупность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции и ее перевозку внутри предприятия. Полная (коммерческая) себестоимость отличается от производственной дополнительными затратами на реализацию продукции (транспортировку к месту реализации, фасовка, упаковка, доработка, хранение).

Кроме того, различают плановую, провизорную (ожидаемую), фактическую (отчетную) и сметную себестоимость. Плановая себестоимость исчисляется в начале календарного периода на планируемый срок и является составной частью бизнес-плана. Она включает в себя затраты по установленным нормам и действующим в момент составления плана ценам. Провизорная себестоимость устанавливают по состоянию на 1 октября на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за 9 месяцев и расчетов ожидаемых затрат и выхода продукции в 4 квартале. Фактическая себестоимость рассчитывается в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета затрат на производство и выхода продукции.

Себестоимость может быть выражена в сумме затрат на весь объем продукции  или в виде затрат, приходящихся на единицу продукции, на 1 рубль  валовой продукции в сопоставимых ценах.

Получение наибольшего  эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и  финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции.

Непосредственной задачей анализа  являются:

- проверка обоснованности плана  по себестоимости, прогрессивности  норм затрат;

- оценка выполнения плана и  изучение причин отклонений от  него, динамических изменений; 

- выявление резервов  снижения себестоимости; изыскание  путей их мобилизации [4, 176].

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного  труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно  сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия.

Общественные  издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции.

Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.

Снижение себестоимости  продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений [9, стр. 425].

Наибольшая доля в  затратах на производство продукции  приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и  амортизационные отчисления.

Себестоимость продукции  находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и  динамики изменения стоимости продукции  используется ряд показателей. К  ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной  и реализуемой  продукции, снижение себестоимости  сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены:

во-первых, все расходы  основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции;

во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного  характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные  и др.);

в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения.

Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость  товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.

Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

 

СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),    (1)

 

где  СР - себестоимость реализованной продукции

СТ - себестоимость товарной продукции

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему.

Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

ПРИЛОЖЕНИЯ.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Экономическая сущность себестоимости продукции