Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради большего блага в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти. А. Смит

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.79 Кб (Скачать файл)

В странах с развитой рыночной экономикой непосредственным объектом государственного управления является сфера не только финансовых, но и кредитных отношений. Прямое государственное воздействие на развитие кредитной системы проявляется через разработку государственными органами законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.

Так, в большинстве стран государство  в законодательном порядке определяет минимальный размер уставного капитала коммерческих банков, что повышает не только финансовую дисциплину владельцев банков (в случае, краха им есть что  терять), но и защищает вкладчиков в  случае разорения банка. Во многих странах  государство устанавливает лимиты кредитования банком одного клиента (обычно от 15 до 20% капитала банка), что также  является одним из средств повышения  устойчивости коммерческих банков. Государство  может также устанавливать финансовые санкции, налагаемые на владельцев банка, его директора и управляющих  в случае краха банка. Так, до середины 30-х гг. XXв. власти США требовали от акционеров потерпевшего крах банка возмещения своих обязательств в двойном размере. В настоящее время в большинстве стран банкам предъявляются обязательные требования в отношении прозрачности финансовой отчетности. Все это стимулирует банки к наиболее осмотрительному поведению на рынке.

Наиболее действенное воздействие  на состояние кредитно-денежной сферы  осуществляется государством через  центральный банк. Именно главный государственный банк в большинстве стран достаточно жестко регулирует деятельность коммерческих банков. Он лицензирует банковскую деятельность, ограничивает размеры кредитов, вкладов, определяет минимальный размер уставного капитала. Такой контроль центрального банка над банковской системой имеет цель укрепить ликвидность кредитно-финансовых институтов, обеспечить надежность и устойчивость кредитно-денежной системы страны.

Основными методами кредитно-денежной политики Центрального банка России (далее ЦБ РФ) является учетная политика, проводимые им операции на открытом рынке  и регулирование нормы обязательных резервов. Эти инструменты оказывают  непосредственное воздействие на величину денежной массы, уровень процента. Таким  образом, государство в лице ЦБ РФ регулирует поток инвестиций, уровень  инфляции, а в конечном счете- рост валового внутреннего продукта.

Учетная (дисконтная) политика активно применяется государством с середины XIXв., когда в большинстве стран произошло расширение функций государственного банка по кредитованию коммерческих банков под их долговые обязательства. Так возникла учетная ставка, т.е ставка, по которой государственный банк осуществлял учет векселей коммерческих банков. Сегодня учетная ставка, или ставка рефинансирования, - это ставка, по которой ЦБ РФ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышая ставку по кредитам, ЦБ РФ сокращает число заимствований и кредитных операций, ставки коммерческих банков также увеличиваются, условия кредитования ухудшаются, происходит удорожание денег. Напротив, снижая учетную ставку, ЦБ РФ создает благоприятную ситуацию для пополнения ресурсов коммерческих банков, увеличения кредитных ресурсов и роста денежной массы.

В целях управления кредитными ресурсами, ЦБ РФ широко использует операции на открытом рынке, которые представляют собой продажу или покупку ЦБ РФ государственных ценных бумаг по заранее объявленному курсу. Покупая ценные бумаги у коммерческих банков или частных лиц, ЦБ РФ увеличивает резервы коммерческих банков и общий объем денежной массы. Продавая ценные бумаги, ЦБ РФ уменьшает количество денег в обращении. Но одновременно Правительство РФ получает денежные средства для покрытия дефицита государственного бюджета.

Для поддержания объема денежной массы  в определенных размерах и регулирования  ликвидности коммерческих банков, ЦБ РФ широко использует политику обязательных резервов. Смысл этой политики состоит  в том, что коммерческие банки  обязаны хранить часть банковских депозитов на беспроцентном счете  ЦБ РФ. Норма резервов может меняться в зависимости от экономической  конъюнктуры. Ее увеличение ведет к  ограничению кредитной экспансии  коммерческих банков, уменьшению предложения денег. Заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, а объем производства сокращается. Напротив, снижение нормы обязательных резервов ведет к расширению объема кредитных ресурсов, росту предложения денег. Процентная ставка снижается, увеличивается спрос на кредитные ресурсы, растет деловая активность. По разным странам эти нормы колеблются от 5 до 20 %.

Функционирование современного рыночного  хозяйства невозможно также без  системы страхования. Это определяется тем, что в условиях рыночной экономики  более высокой является степень  страхового риска, который связан не только с возможностью возникновения  стихийных бедствий, но и с такими явлениями, как экономические кризизы, спады производства, инфляция и т.д. Поэтому страхование во всех странах - это такой сектор экономики, который  призван обеспечить социально-экономическую  стабильность в обществе.

Страхование осуществляется за счет страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. Эти  фонды могут создаваться как  в обязательном, так и в добровольном порядке. До 1992 г. в России действовала  система исключительно государственного страхования. Общегосударственный (централизованный) страховой фонд играл важную роль для обеспечения устойчивости плановой экономики. В рамках государственного страхования, возглавляемого Госстрахом, существовали фонды государственного имущественного и личного страхования, фонд страхования внешнеэкономических  интересов государства и фонд государственного социального страхования. Государство одновременно выполняло  функции страховщика и страхователя. Страхование осуществлялось на основе общесоюзного законодательства, правил и инструкций, издаваемых Министерством  финансов СССР.

В 1992 г. на базе Правления Госстраха  была создана Российская государственная  страховая компания (Росгосстрах). На страховом рынке появились также  негосударственные страховые компании.

В большинстве стран с рыночной экономикой существуют и действуют  несколько видов страховых фондов:

- централизованный страховой фонд, который формируется за счет  общегосударственных ресурсов и  находится в распоряжении правительства;

- фонд самострахования, создаваемый  каждым субъектом хозяйствования  исходя из его возможностей;

- фонд страхования, который формируется  как плата за риски, которые  берут на свою ответственность  страховые компании.

В целом, страховой рынок - это сложная  система, включающая различные структурные  звенья. И этот рынок, также как  и сфера финансово-кредитных отношений, нуждается в государственном регулировании.

Мировой опыт свидетельствует, что  свобода действий страховых организаций  на страховом рынке может осуществляться только в рамках государственного регулирования  и контроля. Государственное управление рынком страховых услуг реализуется  через создание необходимой правовой базы, регламентирующей деятельность страховых компаний. Страховое дело регламентируется законодательными актами гражданского и хозяйственного права, а также специальным законодательством. Это законодательство определяет сферу  государственного регулирования страховой  деятельности, меры по защите прав страхователей, порядок ограничения монополистической деятельности и развитие конкурентного страхового рынка.

Государство регулирует также распределение  между страховыми компаниями прав на обязательные виды страхования. Оно  может посредством налоговой  политики поощрять отдельные виды страхования, например те, которые решают социальные проблемы. На страховом рынке стихийно складывающаяся структура страховых  операций имеет отрицательные последствия, поэтому государство регулирует соотношение добровольных и обязательных видов страхования. Обязательное страхование  имеет силу закона, а страховая  ответственность в таком случае наступает автоматически, с момента  появления объекта страхования. Обязательное страхование не ограничивается каким-либо периодом, а его сфера  рассчитана на определенный круг страхователей  и имеет законом установленные  пределы и формы страховой  защиты. Так, в Российской Федерации  в обязательном порядке осуществляются:

- государственное обязательное  страхование пассажиров от несчастных  случаев на воздушном, железнодорожном,  морском, внутреннем водном и  автомобильном транспорте;

-обязательное страхование имущества  особой важности, принадлежащего  гражданам, гибель которого затрагивает  не только личные, но и общественные  интересы;

- обязательное страхование строений  и сооружений, сданных в аренду  или другой вид пользования;

- обязательное страхование работников  предприятий с особо опасными  условиями работы;

- государственное обязательное  личное страхование военнослужащих  и военнообязанных, лиц рядового  и начальствующего состава органов  внутренних дел;

- государственное обязательное  личное страхование сотрудников  федеральной налоговой службы;

- обязательное медицинское страхование  граждан.

Остальные виды личного и имущественного страхования осуществляются на добровольной основе.

Государственное управление рынком страховых  услуг осуществляется также посредством  создания государственных страховых организаций, которые действуют на рынке наряду с негосударственными страховыми компаниями, создаваемые в форме АО, обществ взаимного страхования и перестраховочных компаний. Мировой опыт свидетельствует, что в создании страховых организаций, специализирующихся на страховании особо крупных рисков (например, космических исследований), иностранных инвестиций, участие государства (непосредственно или посредством долевого участия в страховых компаниях, создаваемых в виде АО) является обязательным.

Основное звено в системе  государственного страхования - инспекции. Они осуществляют проведение большинства  видов добровольного и обязательного  страхования - заключают договоры, осуществляют страховую оценку имущества, определяют размер страховых сумм. Страховые  агенты наделяются правом от имени  органов государственного страхования  заключать с гражданами договоры добровольного страхования, получать по этим договорам страховые платежи  и выдавать страховые свидетельства. Организация государственного страхования  предполагает также участие в  нем многих государственных и  общественных организаций

Таким образом, государственное управление в области финансово-кредитных  отношений имеет свои особенности. Государство может непосредственно  воздействовать лишь на часть финансовых ресурсов - государственные финансы. Управление системой кредитных отношений  и страхования осуществляется преимущественно  посредством косвенных (экономических) методов.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом государственного  управления в сфере финансовых  отношений?

2. Что такое оперативное управление  финансовыми ресурсами? Каким  образом в Российской Федерации  осуществляется контроль за использованием  государственных финансовых средств?

3. С помощью каких экономических  инструментов государство осуществляет  управление в сфере кредитных  отношений?

4. В чем особенности государственного  управления рынком страховых  услуг?

Нормативные акты

Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Собрание законодателей” Российской Федерации;*!998. №31. Ст. 3823. 

 

Литература

Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Авт. Колл.:

Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и  др. - М., 1998.

Дадашев A3., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. -

М., 1997.

Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. -

М., 1995.

Общая теория финансов: Учебник / Под  ред. Л.А. Дробозиной. - М., 1995.

Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического

регулирования. - М., 1996.

Уткин Э.А. Финансовое управление. - М., 1997.s; 

 

§ 3. Специфика государственного управления налоговой и таможенной политикой

Благосостояние государства  обеспечивают не те деньги, которые  оно ежегоАно отпускает чиновникам, а те, что оно оставляет в  карманах граждан. И. Этвес

Налоги - государственное управление налогообложением -налоговые органы - таможенные органы - налоговое планирование - налоговое регулирование - налоговый  контроль - налоговая полиция - государственная  таможенная политика - таможенные пошлины - экспортные квоты - квотирование импорта - лицензии - Государственная таможенная служба РФ

В условиях рыночной экономики одним  из главных методов косвенного воздействия  на экономическое развитие является осуществляемая государством налоговая  и таможенная политика.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Они представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемых государством для покрытия своих расходов. Через налоговую политику происходит перераспределение созданного в обществе продукта, сосредоточение его части в руках государства в целях удовлетворения общественныхпотребностей. Но в то же время посредством налоговой и таможенной политики государство осуществляет регулирование воспроизводственных пропорций, управление экспортно-импортной деятельностью, стимулирует или сдерживает темпы роста производства, инфляции и цен, проводит антимонопольную политику. Налоговый механизм способствует перераспределению доходов граждан, обеспечивает социальную защиту неимущих, выступает регулятором личных доходов населения. Недостатки налоговой и таможенной политики могут привести к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, могут нарушить баланс межбюджетных отношений, ухудшить показатели платежного баланса страны или привести к усилению социальной напряженности в обществе. Вот почему государственное управление в сфере налогообложения и таможенной политики - это не просто составная часть сферы управления, но одна из наиболее социально значимых сфер управленческих действий.

Информация о работе Антикризисное управление