Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта научиться проводить анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса и рассмотреть меры, принятые предприятиями для преодоления кризисного состояния.

Содержание работы

• Введение
• 1.Теоретические основы антикризисного управления
o 1.1 Понятие и сущность кризиса
• 1.2 Понятие антикризисного управления
o 1.3 Методы антикризисного управления
 2. Анализ антикризисного управления за рубежом и в России
• 2.1 Особенности антикризисного управления в США
o 2.2 Специфика антикризисного управления в Японии
 2.3 Анализ антикризисного управления в России
o Заключение
 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризин доклад.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

Волгоградский Институт бизнеса

Кафедра экономики и управления

 

 

 

Доклад

по дисциплине «антикризисное управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 6мт-91сз  ____________  Д.Б.Чувашин

Руководитель,преподаватель  ____________  Н.И.Морозова

 

 

 

Волгоград 2012

 

Оглавление

  • Введение
  • 1.Теоретические основы антикризисного управления
    • 1.1 Понятие и сущность кризиса
  • 1.2 Понятие антикризисного управления
    • 1.3 Методы антикризисного управления
      • 2. Анализ антикризисного управления за рубежом и в России
  • 2.1 Особенности антикризисного управления в США
    • 2.2 Специфика антикризисного управления в Японии
      • 2.3 Анализ антикризисного управления в России
    • Заключение
      • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В конце 2008 года в мировой экономике  произошел сильный спад и его  итогом стал кризис. Эта проблема и  на сегодняшний день продолжает затрагивать  многие предприятия, начиная с самых  малых, заканчивая предприятиями-гигантами. До сих пор большинство предприятий  отслеживают малейшие изменения  на уровне мирового рынка, и вследствие этого составляют свою экономическую  политику.

Цель исследования состоит  в том, чтобы на основе анализа  и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта научиться проводить анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса и рассмотреть меры, принятые предприятиями для преодоления кризисного состояния.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды  отечественных авторов. Информационной базой исследования явились данные из литературных источников, а также  данные, опубликованные в экономической  литературе и периодических изданиях.

Структура работы исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам антикризисного управления предприятия. Во второй главе рассматривается антикризисное управление в США, Японии и России 
1. Теоретические основы антикризисного управления на предприятии

1.1 Понятие и сущность  кризиса

антикризисное управление

Ввиду тяжелых общеэкономических  условий в нашем государстве  на современном этапе развития, вызванных, помимо всего прочего, последствиями  негативного влияния мирового финансового  кризиса, достаточно большая часть  отечественных предприятий имеют  проблемы с платежеспособностью, некоторые  из них стоят на грани банкротства, а значительное количество уже обанкротилось. Поэтому именно сегодня растет актуальность данной темы, а именно исследование диагностики финансового кризиса  на предприятии.

Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. На практике с кризисом, к правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства предприятия, деятельность его в неприбыльной зоне или отсутствие у этого предприятия потенциала для успешного функционирования.[1]

К основным факторам, которые  могут повлечь финансовый кризис на предприятии относят: внешние, или экзогенные (не зависящие от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (зависящие от предприятия). Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии чаще всего являются:

- спад конъюнктуры в  экономике в целом;

- высокий уровень инфляции;

- нестабильность хозяйственного  и налогового законодательства;

- нестабильность финансового  и валютного рынков;

- усиление конкуренции  в отрасли;

- усиление уровня монополизма  на рынке;

- дискриминация предприятия  органами власти и управления;

- политическая нестабильность  в стране.

Среди основных эндогенных факторов развития кризисных явлений  следует назвать:

- отсутствие четко сформулированной  стратегии развития предприятия;

- недостатки организационной  структуры;

- низкий профессиональный  уровень менеджмента;

- низкое качество маркетинговой  работы;

- неудовлетворительное использование  производственных ресурсов;

- непродуктивное содержание  лишних рабочих мест.

Финансовый кризис на предприятии  характеризуют тремя параметрами: источниками (факторами) возникновения; видом кризиса; стадией его развития.

Выделяют такие виды кризиса [2]:

- стратегический кризис, когда на предприятии разрушен  производственный потенциал и  ощущается нехватка долгосрочных  факторов успеха;

- кризис прибыльности, когда  перманентные убытки попросту  «съедают» собственный капитал,  и это приводит к неудовлетворительной  структуре баланса;

- кризис ликвидности,  когда предприятие является неплатежеспособным  или существует реальная угроза  потери финансовой состоятельности.

Различают три фазы кризиса:

а) фаза кризиса, который  непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);

б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия  и нуждается в немедленном  проведении финансовой санации;

в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его  ликвидации.

Диагностика финансового  кризиса предприятия является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главным заданием является определение  потенциальных возможностей кризисных  ситуаций и банкротства, и формирование мероприятий по их предотвращению.

Реализация на практике системы  раннего выявления и преодоления  финансового кризиса предусматривает  разработку теоретически обоснованной методологической базы, которая отображает современные требования.

Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в котором выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует сложившейся ситуации на рынке должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления вытекает из практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.[3]

Кризисы в деятельности конкретного  предприятия могут совпадать  и не совпадать с ритмами общего экономического развития. Они зависят  от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические  явления могут лишь незначительно  влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут  вызывать существенные и даже критические  для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса  помогает наметить адекватные меры его  предупреждения и преодоления.

В экономической литературе имеется немало определений кризиса, экономического кризиса, финансового  кризиса. В целом:

Кризис - это перемена экономического состояния предприятия, т.е. резкий переход от стабильности к разбалансированности всей цепочки воспроизводства.

Диагностика финансового  кризиса предприятия является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главным заданием является определение  потенциальных возможностей кризисных  ситуаций и банкротства, и формирование мероприятий по их предотвращению.

Фундаментальная диагностика  банкротства предприятий характеризует  систему оценки параметров кризисного финансового развития предприятия, которая осуществляется на основе методов  факторного анализа и прогнозирования.

Основные цели фундаментальной  диагностики банкротства можно  сформулировать следующим образом:[4]

- углубление результатов  оценки кризисных параметров  финансового развития предприятия,  полученных в процессе экспресс-диагностики банкротства;

- подтверждение полученной  априорной оценки масштабов кризисного  финансового состояния предприятия;

- прогнозирование развития  отдельных факторов, которые влекут  угрозу банкротства предприятия,  и их негативных последствий;

- оценка и прогнозирование  способности предприятия к нейтрализации  угрозы банкротства за счет  внутреннего финансового потенциала.

Особенное значение для предприятий, которые находятся в кризисном  состоянии, имеет формирование и  реализация направлений антикризисного управления. Направление антикризисного управления должно учитывать положение  предприятия в матрице кризисных  состояний и должно быть направлено на устранение негативного влияния  наиболее значимых дестабилизирующих  факторов.

В программу, стабилизирующую  работу предприятия, прежде всего, должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Сроки ее осуществления  для предприятия, которое находится  в зоне банкротства, крайне ограничены, поскольку резервных фондов у  него уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Именно здесь  начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в изменении критериев принятия решений.

На сегодняшний день мы наблюдаем, как многие предприятия  объявляют себя банкротами. Часто  причиной этого явления становится мировой финансовый кризис. Те компании, которые останутся функционировать  на рынке после кризиса, будут  сильно изменены. Кризис - это проверка бизнеса на прочность. И от того, как осуществляется антикризисное управление зависит будущее деятельности всей фирмы.

1.2 Понятие антикризисного  управления

Антикризисное управление -- процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение). [6]

Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных  режимов работы и разработка мер  по организации деятельности в этих режимах.

То есть антикризисный  менеджмент - это формирование такой  системы управления предприятием, которая  обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм  управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса  известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации  бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней  для предприятия среде.

В развитии любой организации  существует вероятность наступления  кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что  кризисные ситуации могут возникать  на всех стадиях жизненного цикла  предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным  на учете возможности и опасности  кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия  управления.

Формирование экономических  стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов:[7]

- анализ внешних факторов  с целью выявления причин кризиса;

- анализ состояния предприятия,  находящегося в кризисной ситуации;

- пересмотр миссии и  системы целей предприятия.

Антикризисное управление в  первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как  многофакторная категория менеджмента  исследуется в динамике целенаправленного  циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

Ниже представлены отдельные  примеры управленческого риска.

- Маркетинговый риск конкурентной  стратегии развития фирмы может  быть выражен в потере доли  рынка, в снижении объема продаж  и размера прибыли, а также  в величине вероятности проявления  негативных изменений во внешней  среде, например роста цен на  энергоносители, повышения процентных  ставок по кредитам.

- Финансовый риск - риск  финансовой стратегии фирмы может  быть выражен в величине потерь  доходности ценных бумаг вследствие  финансового кризиса и падения  валютного курса и в вероятности  возникновения такой ситуации. Следует  отметить, что финансовые риски  наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

Информация о работе Антикризисное управление