Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:20, контрольная работа
Мудрость — это  способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной  выгодой ради большего блага в  будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо. Р. Акофф
§ 1. Сущность и виды межотраслевого государственного управления
Великие нации не беднеют  из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют  в результате расточительства и  неблагоразумия государственной власти. А. Смит
Поэтому перед органами государственной 
власти стоят сегодня сложные 
задачи по пересмотру основ налогообложения. 
Необходимо создать такую налоговую 
систему, которая бы в наибольшей 
степени стимулировала 
Контрольные вопросы
1. Что такое государственное управление налогообложением?
2. Каковы главные задачи 
3. Что включает в себя налоговое планирование? Каковы основные методы налогового регулирования?
4. Что такое таможенная политика 
государства? В чем 
Нормативные акты
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст. - М, 1998 (с последующими изменениями и дополнениями). Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. в ред. федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.
Литература ;
Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. - М., 1995. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1997. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русакова, В.Н. Кашина. - М., 1998. Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В. Князева, Д. Черника. - М., 1995.
ОкуневаЛ.П. Налоги и налогообложение в России. - М., 1996. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пе-пеляева. -М., 1995.
Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габри-чидзе.-М., 1998.
Таможенное право. Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М., 1998. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., 1998.
§ 4. Государственное управление антимонопольной политикой и государственным имуществом
Главный недостаток капитализма — неравное распределение благ, главное преимущество социализма — равное распределение лишений, У. Черчилль
Конкуренция - монополия - антимонопольная 
политика - государственное 
Разработка и проведение антимонопольной 
политики относится к числу важнейших 
экономических функций 
Проведение антимонопольной 
Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.
Антиподом конкуренции является 
Следует иметь в виду, что в роли монополии не обязательно выступает очень крупная фирма. Главное - удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолютный и относительный размеры фирмы довольно часто “идут рука об руку”.
В зависимости от степени монопольной 
власти, которой располагают 
Сравнение опыта функционирования 
различных рыночных структур свидетельствует 
о том, что усиление монопольной 
власти отдельных фирм в рыночных 
отраслевых структурах приводит к общественным 
экономическим потерям. Эти потери 
проявляются, во-первых, в более высоких 
ценах, которые приходится платить 
потребителям за продукцию фирм-монополистов, 
по сравнению с ценами на аналогичную 
продукцию на конкурентных рынках. 
Во-вторых, приобретение фирмой монопольной 
власти зачастую приводит к сознательному 
ограничению производства отдельных 
видов товаров и услуг с 
целью поддержания высоких цен. 
Это означает, что монополия приводит 
к неэффективному распределению 
ресурсов между различными отраслями, 
к их недоиспользованию в 
Как отмеченные, так и не названные 
негативные моменты монополизма 
в экономике заставляют современные 
государства разрабатывать и 
проводить антимонопольную 
Государственное антимонопольное 
регулирование экономики 
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые используется и сам термин “монополия”, принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483). В ней говорилось: “Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования”.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование “структуралистского”, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагается в основном форма правопримени-тельного процесса и судебное преследование нарушителей.
Европейская модель в отличие от 
американской делает упор на принцип 
контроля за злоупотреблениями. При 
таком подходе, именуемом в литературе 
“бихевиористским”, акцентируется 
внимание не на структуре отрасли, а 
на поведении отдельных 
В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.
Российская практика антимонопольного 
регулирования тяготеет больше к 
европейской модели. Это находит 
выражение в содержании российского 
антимонопольного законодательства, а 
также в полномочиях и 
Начало антимонопольному регулированию 
в России было положено принятием 22 
марта 1991 г. Закона РСФСР “О конкуренции 
и ограничении 
Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:
- понятие монополиста, его 
- виды монополистической 
- перечень форм 
- определение системы 
- меры ответственности за 
Другим важнейшим элементом 
в системе антимонопольного регулирования 
является определение видов 
- изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита и повышения цен;
- навязывание контрагенту 
-принуждение к заключению “
- нарушение установленного 
-создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
-установление монопольно 
- необоснованный отказ от 
Как один из видов монополистической 
деятельности, подлежащей запрещению 
в России, рассматриваются соглашения 
конкурирующих хозяйствующих 
Одним из элементов в любой системе антимонопольного регулирования является также перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:
- распространение ложных 
- ложную информацию о 
-некорректное сравнение 
- продажу товаров с незаконным 
использованием результатов 
-получение, использование, 
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования - это совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный государственный антимонопольный орган - это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), который создает в регионах свои территориальные отделения. К основным его задачам относятся: