Роль бизнес – планирования в реализации инвестиционного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 01:42, дипломная работа

Описание работы

В рамках данной работы поставлена цель - рассмотреть назначение бизнес-плана как основы принятия инвестиционного решения; выявить его структуру, требования, предъявляемые к его составлению, а так же рассмотреть содержание бизнес-плана инвестиционного проекта и особенности его составления.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования;
-проанализировать методику составления бизнес-плана инвестиционного проекта;
-рассмотреть бизнес план совместного инвестиционного проекта ООО «Перспективные Инвестиции» и компании «Тюнинг & Сервис».

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бизнес - планирования.............................7
1.1. Общая характеристика бизнес - планирования…………......7
1.2. Роль бизнес - плана в стратегическом
планировании экономической деятельности
предприятия..........................................................................23
1.3. Классификация, структура и содержание бизнес -
- плана инвестиционного проекта.......................................27
Глава 2. Методические подходы к составлению и реализации
инвестиционного бизнес - плана................................................40
2.1. Методика подготовки и составления бизнес - плана
инвестиционного проекта...................................................40
2.2. Пути повышения экономической эффективности
проектного бизнес - планирования....................................48
Глава 3. Эффективность применения инвестиционного бизнес – планирования на примере совместного проекта ООО «Перспективные Инвестиции» и компании «Тюнинг & Сервис»…………………….. 54
3.1. Общая характеристика организации и предоставляемых услуг........................................................................54
3.2. Описание производственного процесса и
используемого оборудования...................................64
3.3. Пути повышения экономической эффективности инвестиционного бизнес – планирования…………..80
Заключение ....................................................................................84
Список использованной литературы..............................................87

Файлы: 1 файл

Роль бизнес – планирования в реализации инвестиционного проекта.docx

— 147.47 Кб (Скачать файл)

1) инвестору - для определения экономической целесообразности вложения инвестиций;

2) органу управления реализацией инвестиционного проекта - для выработки программы действий и руководства в процессе реализации;

3) кредиторам - для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;

4) органам государственного управления - для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования9.

Бизнес-план инвестиционного проекта - это программа реализации целей и путей достижения организуемого производства продукции ТРУ, исходя из намеченных технико-экономических показателей. В нем приводится обоснование и оценка возможностей проекта, определяются доходы и расходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируется рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели. Он служит основанием для предоставления кредита и является средством анализа проекта на его реализуемость и эффективность10.

В инвестиционном проектировании выделение бизнес-плана в самостоятельный документ связано с переходным периодом в российской экономике, необходимостью адаптации зарубежного опыта разработки проектов к условиям российской действительности, типизацией методологии и документации в этой области бизнеса. По существу, это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам, необходимый для оценки экономической эффективности намеченных в проекте мероприятий, реальности получения ожидаемой прибыли, возврата кредитных вложений.

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в целях обоснования:

-текущего и перспективного развития предприятия, выбора новых видов деятельности;

-возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, возврата заемных средств;

-предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

-целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что затраты на бизнес-планирование являются самой выгодной инвестицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические подходы к составлению и реализации инвестиционного бизнес-планирования

 

2.1. Методика подготовки  и составления бизнес-плана инвестиционного проекта

 

В современных условиях одним из ключевых элементов организации бизнеса является система планирования и управления коммерческой организацией. В быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Особенно важно планирование при разработке долгосрочной перспективы развития предприятия. Работая без плана невозможно оперативно реагировать на происходящие события и влиять на складывающиеся обстоятельства.

Успех в бизнесе главным образом зависит от трех составляющих:

-понимания общего состояния  дел на данный момент;

-представление  того уровня, которого Вы собираетесь  достичь;

-планирование  процесса перехода из одного  состояния в другое.

Решить эти вопросы позволяет бизнес-планирование, которое включает: разработку целей и задач, оценку текущего состояния предприятия, выявление сильных и слабых сторон, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях. В бизнес-плане дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

На сегодняшний день, едва ли не каждая компания хотя бы раз пыталась заниматься составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает необходимость привлечения инвестиций. Но это лишь его внешняя функция. Более важной является его внутренняя направленность - как важнейшего инструмента внутрифирменного планирования. Однако очень часто составленные специалистами предприятий бизнес-планы оказываются, мягко говоря, неконкурентоспособными.

Бизнес-план можно разработать и самостоятельно, воспользовавшись специально созданными для этого программными продуктами или обратиться за помощью в одну из компаний, специализирующихся в данной области. В любом случае, нужно отойти от формального подхода к разработке бизнес-плана.

Пользуясь современной литературой, технологией составления бизнес-плана можно овладеть за несколько дней. Можно даже воспользоваться готовым шаблоном, подставив в него данные о своей фирме.

Финансовую часть можно составить при помощи таких программных продуктов, как: Project Expert, "Альт-Инвест" или "ИНЭК-Аналитик". Однако стоимость этих программ достаточно высока и иногда сопоставима со стоимостью заказа на бизнес-планирование. К тому же многие инвестиционные организации с осторожностью относятся к бизнес-планам сгенерированным только при помощи компьютерной программы. Такой бизнес-план может потребовать дополнительной и тщательной доработки.

Серьезный инвестор будет оценивать и то, что называется корпоративной культурой компании, профессионализм руководителя и его команды, их видение настоящего и будущего своего бизнеса. Кроме того, кредиторы настороженно относятся к бизнес-планам, разработанным самостоятельно. Объясняя это тем, что упускаются многие важные моменты и не учитываются возможные риски, юридические аспекты деятельности, тонкости отношений с поставщиками и прочее. В любом случае, они оставляют за собой право запрашивать дополнительную информацию и настаивать на доработке проекта. А некоторые кредитные организации настолько тяготеют к грамотно составленным бизнес-планам, что всегда найдут к чему придраться, если бизнес-план был составлен без помощи экспертов из консалтинговых фирм.

Обращение к специалистам консалтинговой фирмы наиболее приемлемый вариант. Консультанты помогут учесть все нюансы и не совершить ошибок. Однако не стоит считать, что от заказчика потребуется только заплатить и получить готовый вариант. Ваше активное участие в составлении бизнес-плана - залог того, что на выходе вы не получите формальный и отвлеченный вариант, который не будет вдохновлять не только инвестора, но и вас самих. К тому же, иногда инвесторы требуют, чтобы бизнес-план представлял лично руководитель предприятия.

Бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования поможет увидеть как благоприятные, так и неблагоприятные возможности и последствия. Именно поэтому в таком бизнес-плане должны быть правдивые оценки, которые не исключают и то, что иногда честная информация может быть очень болезненно воспринята предпринимателем, т.к. правдивый и грамотно составленный бизнес-план может значительно изменить представление о перспективах занятия данным видом бизнеса.

Бизнес-план должен быть тесно увязан со стратегией развития предприятия. Ведь именно он является инструментом реализации стратегических целей (при условии, конечно, что они правильно сформулированы), содержащим достоверные, фактические и планируемые финансовые показатели.

Инвестор будет тщательно проверять достоверность представленных ему расчетов и предположений. А зачастую он даже располагает не меньшей информацией11, чем сам разработчик. Поэтому не стоит вводить инвестора в заблуждение, представив слишком оптимистичный бизнес-план. В противном случае можно очень легко попасть в весьма щекотливое положение и возможно больше ни одна кредитная организация не захочет иметь дело с таким оптимистичным предприятием.

Безусловно, существует риск того, что бизнес-идеи проекта могут быть банально украдены самим инвестором. Однако, репутация на рынке иногда стоит дороже, и украв бизнес-идею один раз, такой инвестор может потерять репутацию навсегда.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана привлечения инвестиций, для привлечения партнеров, для персонала фирмы и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Для предварительной рассылки потенциальным инвесторам, лучше составить сжатый бизнес-план объемом до 10 страниц. В таком варианте, он может состоять из основного резюме, резюме каждого большого раздела со всеми показателями и не содержать конфиденциальной информации.

Бизнес-планирование не является панацеей от всех бед. Это серьезное исследование, требующее много времени и сил, которых у вас может и не быть. Однако, используя его в современном бизнесе, Вы можете быстро выявить природу отклонений и с наименьшими затратами (финансовыми и временными) произвести необходимую корректировку стратегии достижения необходимого состояния предприятия в будущем.

В РФ в настоящее время нет единой методики разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Иностранные инвесторы требуют предоставлять расчеты с помощью лицензированных UNIDO (United Nations Industrial Development Organization - организация ООН по промышленному развитию) пакетов – COMFAR, PROPSPIN. Эти методики являются универсальными. С их помощью создаются бизнес-планы и осуществляется оценка финансовой и экономической эффективности проекта. На российском рынке они имеют ограниченное применение по следующим причинам:

-различия в деловой среде (различна законодательная база, подзаконные нормативные документы, различна система стандартизации, обычаи делового оборота);

-несовпадение структуры документов (разные аналитические формы)12.

В настоящее время в РФ известны следующие методики и стандарты по составлению инвестиционного бизнес-плана:

1. Методика Российского агентства  по поддержке малого и среднего  бизнеса .

2. Методика консалтинговой компании  «Про-Инвест-Консалт», отраженная в программе Project Expert .

3. Стандарты бизнес-плана Федерального  фонда поддержки малого предпринимательства.

4. Методики компаний занимающихся  разработкой бизнес-планов13.

На различных предприятиях последовательность составления бизнес-плана разнится. Принципиальным является не знание какой-либо универсальной последовательности, а понимание того, что в ходе разработки неизбежно придется пройти все основные разделы бизнес-плана, и сделать это не один раз.

Это не значит, что в структуре бизнес-плана нет общей внутренней логики. Структура бизнес-плана представлена в виде трех блоков.

Первый блок - это словесное описание проекта или того состояния бизнеса, которого хотелось бы достичь, с точки зрения всех компонентов менеджмента.

Во второй и третий блоки выносятся те из разделов первого, которые поддаются количественному выражению - план административных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, и финансовый план.

Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую известность получили «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (методология UNIDO) и его компьютерный вариант COMFAR. При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные базовые принципы построения бизнес-плана.

Выбор конкретной разновидности методики разработки бизнес-плана, глубина и временный горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от различных факторов. Среди них можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику деятельности потенциального инвестора. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты, достоверная исходная и итоговая информация (показатели), обоснованность и базирование на документальных источниках и расчетах.

С учетом основных принципов, лежащих в основе разработки бизнес-планов в мировой практике, подготовлен ряд отечественных методик, а так же методики с использованием специализированных компьютерных программ (Project Expert, Альт-Инвест и др.).

Анализируя существующие методики по разработке бизнес-плана видно, что в настоящее время на российском рынке наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:

- методика UNIDO;

- методика Всемирного банка реконструкции  и развития;

- методика фирмы "Goldman, Sachs & Co" ;

- фирмы "Ernst & Young" 14.

Разделы бизнес-плана представленные ниже, в том или ином виде присутствуют во всех рассмотренных методиках. Исходя из данной предпосылки, можно рекомендовать инвестируемому субъекту строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать бизнес-план из заготовленных разделов под требуемую методику.

Ядром всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов являются следующие разделы, органично связанные организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков: финансовый план, план маркетинга, план производства

Именно эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских стандартов формирования бизнес-планов.

В настоящее время и в России разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методическими рекомендациями UNIDO. Тем не менее, спрос на подобную литературу невысок. Это связано с тем, что разработка бизнес-планов является занятием новым и в полной мере не исследованным. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно сырые, а некоторые с ошибками. Многие из таких методик объединены следующими характеристиками:

- в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана;

- в общих чертах говорится о том, как и что нужно написать в каждом разделе;

- приводятся примеры написания бизнес-плана;

- в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты.

В настоящее время руководителей, имеющих современные экономические знания, владеющих методикой разработки бизнес-планов, а также имеющих время и желание этим заниматься, крайне мало. К тому же требования со стороны инвесторов различны. Наши коммерческие банки не имеют единой методики разработки бизнес-планов, поэтому почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования. Некоторые банки считают необходимым вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах, нет единого подхода к расчетам рисков и т.д. И если учесть, что эти методики в основном разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталкивается руководитель, самостоятельно разработавший бизнес-план. Этому также способствует требование иностранных инвесторов представлять расчеты финансового плана с помощью лицензированных UNIDO пакетов - COMFAR и PROPSPIN. Поэтому использование указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика15. Практически все методики по оценке инвестиционных проектов, существующие в мире на сегодняшний день, основываются на методике разработанной UNIDO еще в 70-х годах. Эта методика обеспечивает сбор всей необходимой информации для осуществления прогноза движения денежных средств, и для оценки проекта с использованием количественных показателей.

Информация о работе Роль бизнес – планирования в реализации инвестиционного проекта