Шпаргалка по предмету "Бюджет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по предмету Бюджет".

Файлы: 1 файл

ОБЩИЙ документ.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

1.Бюджет, как экономическая категория

Бюджет  – план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых соответственно органами государственной власти, органами власти АРК, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

Функционирование  бюджета государства определяется следующими причинами:

  • Существование товарно-денежных отношений
  • Функционирование государства
  • Нужды расширенного воспроизводства

По  экономическому содержанию: Бюджет – система экономических отношений

По  материальному содержанию: Бюджет – общегосударственный финансовый фонд

По  форме проявления: Бюджет – основной финансовый план государства

Признаки, связанные с использованием основного  центра фонда денежных средств:

  1. Двусторонние (государство - физическое лицо)
  2. Регламентируется государством  в законодательной форме
  3. Связанны с финансовой базой, для обеспечения государственных функций
  4. Характеризует перераспределение доходов и средств между:
  • Территориями (регионы)
  • Отраслями
  • Социальными слоями населения
  1. Направлены на реализацию основных задач экономического и социального развития государства

Бюджет государства  представляет собой совокупность законодательно регламентирующих отношений между  государством и юридическими и физическими  лицами по поводу распределения ВВП с целью формирования и использования центрального фонда денежных средств, предназначенного для исполнения государством его функций.

Права государства  в распределении ВВП базируется на условиях:

  1. Выполнение своих функций. Государство централизует часть средств для финансового обеспечения своей деятельности
  2. Получение доходов от предпринимательской деятельности

 

2.Бюджет, как финансовый план  государства

Бюджет как финансовый план является росписью доходов и расходов государства, утверждается органами законодательной и представительной власти в виде закона. Бюджет выполняет основную роль регулятора экономических процессов.

Как финансовый план бюджет отражает выполнение всех функций государства.

Рассматривая  бюджет, как финансовый план, отметим, что его вертикальная структура отвечает структуре бюджетного устройства. В настоящее время нет единого бюджета государства, следовательно, отсутствует финансовый план.

Сводный бюджет Украины, как финансовый план не утверждается. С позиции финансового плана бюджет государства рассматривается, как совокупность госбюджета Украины, бюджет АРК и местных бюджетов.

Расходы на экономическую деятельность определяются двумя факторами:

А) масштабами государственного сектора экономики;

Б) экономическая политика государства.

Уровень социальных расходов определяется финансовой моделью общества.

Доходы бюджета характеризуют налоговую политику государства.

В Украине бюджет как финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической категории, поскольку в него включаются фонды целевого назначения.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:

1) равновесием доходов и расходов бюджета;

2) бюджетным профицитом - превышением доходов над расходами;

3) бюджетным дефицитом - превышением расходов над доходами.

 

3.Особенности и функции бюджета

Функции:

Распределительная – основной объект распределения ВВП, многоканальность денежных потоков. Благодаря функции осуществляется концентрация финансовых ресурсов в руках государства, использование финансовых ресурсов на реализацию функций государства

Контрольная – бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемые в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. (Минфин, Счетная палата, Министерство налоговых доходов и сборов, Налоговая финансовая инспекция, Госказначейство, КМУ, Президент, ВРУ).

Особенность бюджета заключается в направлении  его финансирования на: оборону, экономическую деятельность, международную деятельность, здравоохранение, социальную защиту, правоохранительную деятельность, культура, образование, управление, законодательной власти, судебной власти, исполнительной власти.

 

4.Функции государства на общегосударственном  и местном уровне

Функции государства на общегосударственном  уровне:

- Формирование централизованных фондов денежных средств (государственные доходы)

- Использование государственных доходов (расходов)

- Контроль за распределением финансовых ресурсов

Функции государства на местном уровне:

- Распределение и перераспределение стоимости ВВП

- Формирование фискальной политики на местном уровне

- Финансирование общественных услуг

- Обеспечение экономического роста (через систему капитальных расходов)

 

5.Характеристика равновесия доходов  и расходов

Показатель  равновесия доходов и расходов свидетельствует о сбалансированности бюджета, т.е. о достаточности доходных источников для финансирования потребностей государства в плановом году. Такое положение считается оптимальным, а его достижение - важнейшей задачей бюджетного планирования. Финансовая теория предполагает три классических концептуальных подхода к сбалансированию государственного бюджета, каждый из которых имеет характерные особенности и экономические последствия:

1) сбалансирования  на ежегодной основе;

2) сбалансирования  в ходе экономического цикла;

3) сбалансирование  на основе функционирования финансов.

Сбалансирования бюджета на ежегодной основе означает, что расходы государства должны выравниваться с доходами в пределах каждого года. Такой подход является наиболее целесообразным и обоснованным.Однако глубокое исследование такой концепции свидетельствует о ее недостатках, поскольку вступает в противоречия с стабилизационной функцией бюджетной политики.

Концепция сбалансирования бюджета на циклической  основе частично устраняет проблемы, возникающие в процессе сбалансирования на ежегодной основе и характеризуются противоположными подходами. Согласно этой концепции правительство балансирует бюджет не ежегодно, а в пределах экономического цикла, реализуя при этом принципы антициклической политики

Третья  концепция сбалансирования бюджетов на основе функционирования финансов предполагает подчинение сбалансирования как на ежегодной, так и циклически вопросам стабилизации и оздоровления экономики. Итак, макроэкономическая стабилизация является конечной целью бюджетной политики, а государственный бюджет - инструмент ее достижения. Эта концепция допускает возможность существования дефицитного бюджета, если такой дефицит является необходимым условием стабилизации экономики

 

6.Бюджетная классификация.

Бюджетная классификация  Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств. С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины.

Бюджетная классификация имеет следующие  составные части:

1) классификация доходов - налоговые поступления; неналоговые поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи; поступления от штрафов и финансовых санкций и др.) ; доходы от операций с капиталом; трансферты.

2) классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) – классифицируются по функциональными признаками,  экономическими признаками, ведомственными признаками, программными признаками.

3) классификация финансирования - 1) финансирование по типу кредитора - по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств; 2) финансирование по типу долгового обязательства - за средствами, используемыми для финансирования дефицита или профицита.

4) классификация долга - систематизирует информацию о все долговые обязательства государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

 

7. Причины последствия и границы  бюджетного дефицита

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами, характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета - не что иное, как невозможность государства обеспечить наполнение бюджета необходимыми доходами. В целом основной причиной возникновения бюджетного дефицита является опережение темпов роста бюджетных расходов по сравнению с ростом доходов бюджета. Конкретные причины можно объединить в следующие группы: объективные (или вынуждены), субъективные (непринужденные или сознательные).

В результате объективных причин, связанных с вынужденными действиями государства возникает необходимость увеличивать расходы бюджета при отсутствии необходимого объема доходов, в частности:

- Чрезвычайными  обстоятельствами (войны, эпидемии, стихийные бедствия и т.п.);

- Необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики с целью ее структурной перестройки, что в будущем может обеспечить прирост валового внутреннего продукта.

- Необходимостью повышения  уровня доходов граждан в связи  с отставанием их объема прожиточного  минимума и др..

К субъективным причинам, связанным с непринужденными, сознательными действиями государства, в результате которых возникает бюджетный дефицит, относятся:

- Кризисные явления в  экономике, ее развал, сопровождающийся  сокращением объемов валового  внутреннего продукта, резким снижением эффективности производства, инфляционными процессами;

- Неэффективность внутренних  и внешних финансово-кредитных  связей;

- Наличие значительного  теневого сектора в экономике  и низкая налоговая дисциплина;

- Значительный рост и  нерациональная структура бюджетных расходов;

- Чрезмерный рост социальных  расходов по сравнению с темпами  роста валового внутреннего продукта;

- Чрезмерные расходы на  содержание аппарата управления;

- Несовершенство, несогласованность  и частые изменения налогового  законодательства;

Бюджетный дефицит  имеет определенные ограничения. Международный валютный фонд признает допустимого дефицит бюджета в пределах 2-3% от ВВП. Это тот размер дефицита не несет в себе признаков финансового кризиса и не приводит к тяжелым последствиям. В определенных условиях для отдельных стран уровень "норматива" может быть повышен. Так, например, для Украины предусмотрено предоставление международных кредитов при условии уровня бюджетного дефицита 4-5% к ВВП. Отмечая негативность бюджетного дефицита, имеют прежде всего в виду его влияние на обесценение денег.

 

8.Характеристика бюджетного дефицита

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами, характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных.

Современная финансовая наука  предполагает классификацию бюджетного дефицита по следующим признакам:

По дате возникновения различают плановый (в законе о Государственном бюджете Украины объем превышения расходов над доходами) и отчетный (фактический объем) бюджетный дефицит.

По месту возникновения бюджетный дефицит делится на внешний и внутренний.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Бюджет"