Шпаргалка по предмету "Бюджет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по предмету Бюджет".

Файлы: 1 файл

ОБЩИЙ документ.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

По форме проявления различают открытый (официально утвержденный состояние бюджета в законе о Государственном бюджете Украины), скрытый (официальными документами не признается) и квазифискальный (скрытый дефицит бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства) бюджетный дефицит.

По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным (связан с необходимостью тратить средств больше, чем их можно мобилизовать) и непринужденным (возникает вследствие проведения неэффективной финансовой политики и неквалифицированного руководства финансовой системой).

По  направлениям дефицитного финансирования различают активный (позволяет подтолкнуть, активизировать развитие экономики и рост капитала) и пассивный (подчиняется законам инфляции) бюджетный дефицит.

По  критериям определения составляющих дефицита выделяют три его вида: фактический (разница между текущими расходами и текущими доходами государства), структурный (разницу между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости) и циклический.

По  срокам действия бюджетный дефицит делится на устойчивое и временный (связан с кассовыми разрывами в бюджете, в частности с Несовпадение сроков осуществления расходов со сроками поступления доходов).

За  связью с государственным долгом различают первичный (разность между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов за долг) и операционный (дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга) бюджетный дефицит.

 

9.Источники покрытия бюджетного  дефицита.

Источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:

- государственные  ссуды;

Государственные ссуды отбивают взаимоотношения между государством как заемщиком и юридическими и физическими лицами, правительствами других стран и международными финансовыми организациями как кредиторами.

Государственные ссуды классифицируются по разным признакам: по территориальному размещению( внутренние и внешние), по способу мобилизации (государственные ссуды, которые связаны с выпуском в обращение государственных ценных бумаг, и такие, которые оформляются соответствующими соглашениями.

Кабинет Министров  Украины может брать займы в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины. Заимствования не используются для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов государства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия.

Если расходы  на обслуживание и погашение государственного долга превысят объем средств, предусмотренный  в законе о Государственном бюджете  Украины на такую цель, Министр  финансов Украины безотлагательно  информирует об этом Кабинет Министров  Украины. Кабинет Министров Украины безотлагательно информирует об ожидаемом превышении таких расходов Верховную Раду Украины и представляет в двухнедельный срок предложения о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

Эмиссионные средства Национального банка Украины не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины. Эмиссия денег вызывает инфляцию — обесценивание денег. Фактически эмиссия на цели дефицитного финансирования не разрешает проблему нехватки средств : денег становится больше, однако стоимость денежной единицы снижается, то есть совокупная стоимость денег в обращении остается неизменной и опять-таки недостаточной.

 

10.Понятие,сущность,структураи принципы  построения Б.С.

Бюджетная система  в Украине до 2001 года  была определена Законом Украины «О бюджетной системе Украины». Его вторая редакция была принята в 1995 году. Первая редакция Закона, принятая в 1991 году одновременно с провозглашением независимости, юридически зафиксировала создание собственной бюджетной системы, являющейся одним из атрибутов государства. И только в 2001 году был принят бюджетный кодекс согласно которого.

Согласно ст. 5 Бюджетного Кодекса Украины —  бюджетная система Украины состоит  из государственного бюджета и местных  бюджетов.

Бюджетная система Украины — это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с Бюджетным кодексом Украины. Согласно указанному Закону бюджетная система Украины включает: Государственный бюджет; Республиканский бюджет Автономной Республики Крым; местные бюджеты.

Местные бюджеты  делятся по уровню административного  деления: областные; городские (городов местного и районного подчинения с районным делением); бюджеты городов (областного и районного подчинения без районного деления); сел; поселков; районов в городах.

В основе построения бюджетной системы лежит административно-территориальное  деление данного государства. При  этом создание бюджетов осуществляется при наличии соответствующего органа управления. Так, специфическим признаком Украины является то, что на сельском уровне могут создаваться единые для нескольких сел органы власти. Тогда создается и один бюджет на несколько сел.

Сводный бюджет Украины – это совокупность показателей  всех бюджетов, которые входят в  состав бюджетной системы Украины. Сводный бюджет используется для анализа прогнозирования социально-экономического развития государства.

Принципы  бюджетной системы.

1. Принципы единства - наличие единого расчета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Он обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единой денежной системой и социально-экономической политики.

2. Принцип сбалансированности  – это право на осуществление  затрат бюджета, которые должны  отвечать объему поступлений  в бюджет на соответствующий бюджетный период.

3. Принципы самостоятельности. 

4. Принципы полноты  бюджета -  состоит в отображении  в бюджете всех поступлений  и затрат бюджета.

5. Принципы обоснованности  – формирование бюджета реальных  макро показателях экономики.

6. Принцип эффективности  – при составлении и исполнении  бюджета, все участники  бюджетного  процесса должны получить максимальный  результат при использовании  определенного бюджетом объема  средств.

7. Принцип субсидированности  – распределение расходов между бюджетами основываются на максимальную помощь непосредственного потребителя бюджетных средств.

8. Принцип целевого  использования бюджетных средств  – все средства должны использоваться  согласно бюджетного назначения.

9. Принципы справедливости -  бюджетная система строится на основе справедливости при распределении богатства между гражданами и территориальной общиной.

10. Принцип прозрачности  – государственный и местный  бюджеты утверждались публично  и доводсь до сведения соответствующей  территориальной общинной.

11. Принцип ответственности  участников бюджетного процесса  – каждый участник процесса  несет ответственность за свою  деятельность бездеятельность на  каждом участке бюджетного процесса.

Консолидированный бюджет сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты (районов в городе) и городской образуют К.б. города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют К.б. района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют К.б. области и т.д.

 

11.Основы бюджетного устройства

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы  государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Бюджетный строй определяет, каким образом осуществляется строительство бюджетной системы. Бюджетная система отражает совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в данной стране соответственно ее бюджетному строю.

Бюджетный строй  основывается на таких причинах:

1. Виды бюджетов, создающихся в данной стране;

2. Принципы построения бюджетной системы;

3. Разграничение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

Возможны три  варианта видов бюджетов:

 - создание единого бюджета для всей страны;

 - создание отдельных региональных бюджетов;

 - создание на каждом уровне административного деления централизованных

 - децентрализованных видов бюджетов.

 

12.Организация взаимоотношений  между разными бюджетами

Межбюджетные  отношения - отношения между государством, Автономной Республикой Крым и территориальными общинами по обеспечению соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

Целью регулирования  межбюджетных отношений является обеспечение соответствия полномочий на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за бюджетами, и финансовых ресурсов, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Организация взаимоотношений  между бюджетами предусматривает выделение их направлений, видов и форм.

По направлениям взаимоотношения между бюджетами  подразделяются на:

- вертикальные – между бюджетами различных уровней,

- горизонтальные – между бюджетами одного уровня (в Украине только вертикальные).

Виды взаимоотношений:

- регламентированные законодательными и инструктивными документами;

- договорные – на основании соглашения между соответствующими органами власти или управления.

Формы взаимоотношений: субсидирование, изъятие средств, взаимные расчеты, бюджетные кредиты. Субсидирование – это выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня. Виды субсидирования: субсидии, субвенции, дотации.

Оно может осуществляться по разным причинам

1)для оказания  финн. помощи тем бюджетам, в кот.  в отношении слабая доходная база по сравнению с их расходами;

2)необходимость  бюджетного субсидирования обусловлено  пропорциями распределения доходов  между центр. и местными бюджетами; 

3) необходимость  субсидирования может определяться  временными факторами(например реализацией отдельных гос. программ, на которые выделяются средства из центрального бюджета, а финансирование осуществляется из местных бюджетов).

Дотации выравнивания- межбюджет.трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает.

Субвенции- межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции.

Изъятие средств – передача средств из бюджетов низшего уровня в бюджеты высшего уровня.

Взаимные расчеты – передача средств из одного бюджета в другой в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета.

Бюджетные кредиты – временная передача средств из одного бюджета в другой в связи возникновением временного кассового разрыва – несоответствия во времени финансирования расходов и поступления доходов.

 

13.Вертикальные и горизонтальные  межбюджетные отношения

Различают бюджетное  регулирование:

- вертикальное;

- горизонтальное

Целью вертикального  бюджетного регулирования или «финансового выравнивания» является обеспечение доходами всех звеньев бюджетной системы в соответствии с полномочиями. Осуществляется путем  распределения расходов между звеньями бюджетной системы и предоставлением доходов, достаточных для финансирования этих расходов.

Цель горизонтального  бюджетного регулирования – устранение несоответствия между уровнями бюджетной  обеспеченности. Смысл горизонтального  бюджетного регулирования заключается  в финансовом выравнивании бюджетов территорий. Горизонтальный дисбаланс возникает,  потому, что существуют «богатые» и «бедные» территории

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Бюджет"