Шпаргалка по "Бюджет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 789.22 Кб (Скачать файл)

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих  уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики  доходы бюджетов позволяют государству  обеспечивать необходимые темпы  и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его  отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить  крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации  денежные средства сосредоточиваются  на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая  условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Неналоговые доходы бюджетов выполняют специфическое общественное назначение - являются источником удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью доходов бюджетов бюджетные  отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном  фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают своё выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств

Доходы бюджетов от использования  имущества находящегося в  государственной  и муниципальной собственности  применяются для обеспечения  как индивидуального (в рамках отдельных  предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального  хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное  финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих  и вновь вводимых предприятиях, обеспечение  других расходов позволяет доходам  бюджетов включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных  предприятиях, способствуя его бесперебойности  и равномерности.

Бюджетные ассигнования в  непроизводственной сфере являются основным источником её функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций  этой сферы не имеет собственных  источников доходов и находится  на бюджетном финансировании. Расходы  государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного масштаба. Большое  значение имеют доходы бюджетов в  формировании рациональной структуры  отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая  финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство  через бюджетные доходы может  формировать окончательные размеры  фонда потребления, влиять на территориальные  пропорции в его использовании.

Таким образом, доходы бюджета  от использования имущества находящегося в  государственной и муниципальной  собственности - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. На современном этапе развития экономики данные доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации  собственность  субъектов Российской Федерации  представляет собой самостоятельную  разновидность государственной  собственности. В отличие от частной  собственности, собственность субъектов  Российской Федерации призвана обеспечивать реализацию задач и функций данного  субъекта как публично-территориального образования. Иначе говоря, собственность  субъекта Российской Федерации носит  публичный характер.

Будучи собственниками принадлежащего им имущества, субъекты Российской Федерации  вправе осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения в  отношении этого имущества, приобретать  и прекращать право собственности  на него, в том числе использовать находящееся в их собственности  имущество для извлечения дохода.

От имени субъектов  Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  в рамках их компетенции, установленной  правовыми актами, определяющими  статус этих органов. Именно эти органы, выступая от имени субъектов Российской Федерации, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные  права и обязанности, принадлежащие  данным субъектам.

К доходам бюджетов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, относятся:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением  имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в Центральном  банке Российской Федерации и  в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных  и автономных учреждений, а также  имущества государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное  управление юридическим лицам, созданным  в организационно-правовой форме  государственной компании), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными кредитами;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации  или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных  федеральными законами;

часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных  и автономных учреждений, а также  имущества государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных

Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата может устанавливаться в виде:

а) определенных в твердой  сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

б) установленной доли полученных в результате использования арендованного  имущества продукции, плодов или доходов;

в) предоставления арендатором  определенных услуг;

г) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в  собственность или в аренду;

д) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Бюджетный кодекс РФ установил  в общих чертах перечень видов  бюджетных доходов по территориальному уровню.

Используя имущество, находящееся  в государственной и муниципальной  собственности, могут быть получены разные виды доходов. Часть первая статьи 42 Бюджетного кодекса РФ, в частности  содержит положения о том, что  доходная часть бюджетов может пополняться  за счет средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

Этот вид доходов детализирован  в Классификации доходов бюджетов Российской Федерации следующим  образом:

1.1. арендная плата за  земли сельскохозяйственного назначения;

1.2. арендная плата за  земли городов и поселков;

1.3. арендная плата за  другие земли несельскохозяйственного  назначения;

1.4. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за научными организациями;

1.5. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за образовательными учреждениями;

1.6. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за учреждениями здравоохранения;

1.7. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за государственными музеями,  государственными учреждениями  культуры и искусства;

1.8. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за архивными учреждениями;

1.9. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за Министерством обороны РФ;

1.10. доходы от сдачи  в аренду имущества, закрепленного  за организациями Министерства  путей сообщения РФ;

1.11. доходы от сдачи  в аренду имущества, закрепленного  за организациями научного обслуживания  академий наук, имеющих государственный  статус;

1.12. прочие доходы от  сдачи имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности.

Доходы учреждения, финансируемого из бюджета субъекта Российской Федерации, полученные от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, в полном объеме учитываются в  смете доходов и расходов данного  учреждения и отражаются в доходах  бюджета субъекта Российской Федерации  как доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы, полученные субъектом  Российской Федерации от использования  имущества, находящегося в собственности  данного субъекта, относятся к  числу постоянных (закрепленных) доходов  регионального бюджета.

Вместе с тем, государство  направляет указанные арендные платежи  в те организации, за которыми арендованное имущество закреплено на праве оперативного управления. Это было сделано для  того, чтобы образовательные учреждения получили дополнительные средства на содержание и развитие всей материально-технической  базы, сверх сумм уже установленного бюджетного финансирования.

Арендаторы федерального имущества должны направлять арендные платежи на счета по учету доходов  федерального бюджета "Доходы федерального бюджета". Эти счета открываются  органам федерального казначейства по местонахождению лицевых счетов бюджетных организаций арендодателей. Поступившие на них финансовые средства на основании сметы доходов зачисляются  затем на лицевые счета бюджетных  учреждений в органах федерального казначейства по учету доходов от аренды.

Имущество,  находящееся  в  государственной  и  муниципальной  собственности,  закрепляется  за  государственными  и  муниципальными предприятиями  и  учреждениями  во  владение,  пользование  и  распоряжение  на праве  хозяйственного  ведения  или  оперативного  управления  (ст.  ст.  214,  215, 294, 296 ГК РФ), причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или  муниципальной  собственности,  включаются  в  состав доходов  соответствующих  бюджетов  после  уплаты  налогов  и  сборов, предусмотренных  законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от  использования имущества,  находящегося  в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

Таким образом, как показывает практика, наиболее простой и эффективный способ получения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – это сдача его в аренду. С каждым годом процент поступлений в доход государственного бюджете и бюджета местного самоуправления от данного вида неналоговых доходов увеличивается, что свидетельствует о правильном направлении деятельности органов государства и местного самоуправления в финансовой, налоговой и хозяйственной деятельности.

2.3 Пути увеличения  формирования доходов бюджета  от использования государственного (муниципального) имущества.

Считается, что налоговая  форма поступления доходов имеет  ряд преимуществ перед неналоговой, обладает наибольшей стабильностью, устойчивостью  и предсказуемостью. Однако, по нашему мнению, неналоговые источники доходов  могут стать основой доходной базы регионального бюджета, так  как их объем полностью зависит  от активности и управленческой эффективности  региональных органов власти.

Стабильный рост неналоговых  доходов повышает диверсификацию доходов  по видам поступлений. Если тенденция  к росту доли неналоговых доходов  продолжится, она может значительно  улучшить структуру бюджета, положительно сказаться на уровне доходов.

Анализ показывает, что  значительные резервы по увеличению доходов региональных бюджетов в  части неналоговых источников находятся  совершенствовании управления принадлежащим  области имуществом.

Среди неналоговой составляющей бюджета можно выделить доходы от использования государственного имущества, поскольку именно эффективное управление государственной собственностью, находящейся  в ведении региона способно укрепить и диверсифицировать доходную базу субъекта РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджет"