Шпаргалка по "Бюджет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 789.22 Кб (Скачать файл)

Новым направлением в области  социальных гарантий стала индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Порядок индексации доходов и  компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен соответствующими федеральными законами.

60

Целью предлагаемой в настоящей  Концепции реформы бюджетного процесса является создание условий и предпосылок  для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами  в соответствии с приоритетами государственной  политики.

Сущностью этой реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции "управления ресурсами" бюджет в основном формируется  путем индексирования существующих расходов в разрезе дробных статей бюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких  бюджетных ограничений обеспечивается сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных  расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом  к контролю соответствия фактических  и плановых показателей.

В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется  исходя из целей и планируемых  результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам  деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию  конечных результатов в рамках бюджетных  программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на определенные функции и программы, в рамках которых детализация направлений использования ассигнований определяются администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Ядром новой организации  бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты" в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставляемых услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов ("потолков" расходов).

Наряду с развитием  указанных методов бюджетного планирования и созданием системы мониторинга  результативности бюджетных расходов, эта модель предполагает переход  к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения  объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, управляемых администраторами бюджетных средств. В связи с  этим возникает необходимость в  группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления  и утверждения бюджета переориентируется  на выработку четких расходных приоритетов  и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых  позиций и изменение перечня  и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при  исполнении бюджета.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить  по следующим направлениям:

1) реформирование бюджетной  классификации и бюджетного учета;

2) выделение бюджета "действующих"  и "принимаемых" обязательств;

3) совершенствование среднесрочного  финансового планирования;

4) развитие и расширение  сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования;

5) упорядочение процедур  составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления  предусматривается приближение  бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных  стандартов с учетом изменений в  структуре и функциях федеральных  органов исполнительной власти в  рамках административной реформы, а  также введение интегрированного с  бюджетной классификацией плана  счетов бюджетного учета, основанного  на методе начислений и обеспечивающего  учет затрат по функциям и программам.

Второе и третье направления  должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов  бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

В рамках четвертого - основного - направления должны быть сформированы "встроенные" в бюджетный процесс  процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапного перехода от сметного принципа планирования и  финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результаты.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления  и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Как показывает международный  опыт, для перехода к новой системе  бюджетирования, наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета, необходимы глубокие преобразования во всей системе государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предлагаемые Концепцией к законодательному закреплению механизмы требуют практической отработки.

Исходя из этого, при формировании проекта федерального бюджета на 2005 и 2006 год предлагается провести эксперимент  по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, не требующий внесения изменений  в действующее бюджетное законодательство. В рамках данного эксперимента предполагается ежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органами исполнительной власти и администрируемыми ими программами по результатам формализованной оценки представленных заявок, включающих в себя доклады о результатах и основных направлениях деятельности и иные формы и данные, позволяющие оценить результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами. Первоначально объем ассигнований, распределяемый в рамках эксперимента, может составлять до 300 млн. рублей, в дальнейшем по мере накопления опыта применения новых методов бюджетного планирования и развития системы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами его доля в общем объеме федерального бюджета может возрастать,

Предлагаемые в Концепции  основные принципы и направления  реформирования бюджетного процесса относятся  к бюджетам всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

Перечень основных нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, обеспечивающих реализацию указанных принципов  и направлений, представлен в  приложении № 1 к настоящей Концепции.

Основным из них является проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части  регулирования бюджетного процесса". Предполагается, что указанный Федеральный  закон вступит в силу с 1 января 2006 года, создав правовую основу новой  системы организации бюджетного процесса в Российской Федерации начиная с формирования бюджетов на 2007 год.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления рекомендуется использовать основные положения Концепции для разработки и реализации собственных программ бюджетных реформ. В целях поддержки  и распространения этих реформ и  учитывая опыт функционирования созданного в составе федерального бюджета  с 2002 года Фонда реформирования региональных финансов, предлагается расширить применение механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе программ бюджетных  реформ в рамках создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

74

Производственная и финансовая деятельность предприятий начинается с формирования финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные  для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления  денежных средств от финансово-банковской системы.

Общая сумма финансовых ресурсов каждого предприятия состоит  из следующих элементов: уставный фонд; резервный фонд; амортизационный  фонд; специальные фонды; нераспределенная (временно не использованная) прибыль; кредиторская задолженность всех видов, включая задолженность по бюджетным  платежам, по отчислениям на социальное страхование, по заработной плате; краткосрочные  и долгосрочные кредиты коммерческих банков; средства для финансирования капитальных вложений и др. средства, отраженные в пассиве бухгалтерского баланса предприятия.

В зависимости от источников формирования финансовые ресурсы предприятия  подразделяются на:

• сформированные за счет собственных и приравненных к ним денежных поступлений;

• мобилизованные на финансовом рынке;

• ресурсы, поступающие в  порядке перераспределения.

По праву собственности  финансовые ресурсы подразделяются на:

• собственные средства субъекта хозяйствования;

• привлеченные средства;

• заемные финансовые ресурсы.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент создания предприятия, когда образуется уставный фонд.

Основными собственными источниками  финансовых ресурсов на действующих  предприятиях являются прибыль (от основной и других видов деятельности) и  амортизационные отчисления.

Прибыль и амортизационные  отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство. Оптимальное использование амортизационных  отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить  производство продукции на расширенной  основе.

В процессе своей деятельности предприятие может дополнительно  привлекать финансовые ресурсы:

• через выпуск и размещение акций и облигаций;

• из бюджета или государственных  фондов целевого назначения;

• из централизованных корпоративных  фондов;

• через получение страховых  сумм при наступлении соответствующего страхового случая.

Привлеченные финансовые ресурсы по характеру использования  приближаются к собственным, т.к. после их поступления они переходят в распоряжение предприятия. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в их использовании, потому что такие средства имеют в основном целевой характер.

Бюджетные ассигнования могут  предоставляться предприятиям (как  правило, государственным) в таких  формах:

• бюджетные инвестиции;

• государственные дотации;

• государственные субсидии.

Бюджетные инвестиции - это  выделение средств из государственного или местного бюджетов на развитие производства, прежде всего в виде капитальных вложений. Они направляются в приоритетные отрасли и проекты, которые определяют развитие экономики  страны в целом.

Государственные дотации - это  выделение средств их бюджета  на покрытие убытков предприятия, как  правило, в случае, когда убыточность  является следствием определенной политики государства, например, ценовой.

Государственные субсидии - это выделение средств из бюджета  субъектам предпринимательской  деятельности на решение определенных заданий в пределах различного рода государственных программ.

Поступления из государственных  целевых фондов по своему содержанию идентичны бюджетным ассигнованиям.

К заемным финансовым ресурсам относятся:

1) банковский кредит. Его  необходимость определяется характером  кругооборота основных и оборотных  средств, когда появляется потребность  в заемных средствах, которые  заимствуются на определенное  время и на возвратной основе.

2) бюджетный кредит, который  действует на тех самых принципах,  что и банковский.

3) коммерческий кредит - это  приобретение товаров или получение  услуг с отсрочкой оплаты. Такое  соглашение оформляется специальным  долговым обязательством - коммерческим  векселем.

Кредитование в отличие  от бюджетных ассигнований осуществляется с использованием принципов возвратности, срочности, платности, обеспеченности.

Переход на рыночные условия  хозяйствования требует новых подходов к формированию финансовых ресурсов. В настоящее время значительно  сокращаются объемы финансовых ресурсов, поступающих от отраслевых структур, объемы бюджетных субсидий. Возрастает значение прибыли, амортизационных  отчислений и заемных средств, в  формировании финансовых ресурсов предприятий.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым  и реконструируемым предприятиям, могут  быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых  данным предприятием, кредитные инвестиции.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых  являются:

• платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением  финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет и  внебюджетные фонды, уплата процентов  банкам за пользование кредитами, погашение  ранее взятых ссуд, страховые платежи  и т.д.;

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджет"