Шпаргалка по "Бюджет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 789.22 Кб (Скачать файл)

 Регулированию экономики  способствуют расходы на социальные  цели. Они позволяют расширить  потребление товаров и услуг,  поскольку ассигнование на социальную  инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет  рынок сбыта для многих отраслей  хозяйства.

 Структура и объемы  государственных финансов, их роль  в воспроизводстве и распределении  совокупного общественного продукта  в странах Запада существенно  изменяются в зависимости от  характера хозяйственной роли  государства. Заметное влияние  на последнюю оказывают экономические теории финансового регулирования. С 60-х годов наибольшее распространение получили монетаристская и неокейнсианская концепции, которые обосновывают разные способы эффективного воздействия денежного обращения, кредита и государственных финансов на хозяйственное развитие.

 В основе взглядов  монетаристов лежит количественная теория денег. Как мы уже выяснили, эта теория объясняет уровень товарных цен изменениями количества денег: чем больше денег (металлических и их бумажных заменителей) в обращении, тем цены "выше, и наоборот. Во второй половине XX в. западные экономисты выдвинули новый вариант количественной теории денег - теорию избыточного спроса. Причину инфляции они усмотрели не в росте денежной массы, а в увеличении потребительского спроса. Исходя из этого были разработаны практические методы изъятия избыточного спроса населения: повышение налогов, выпуск займов, замораживание заработной платы, осуществление "принудительных сбережений". С этих позиций после второй мировой войны в странах Запада проводились денежные реформы, в том числе применялось так называемое блокирование счетов вкладчиков в банках. Подобную же политику западные государства и Международный валютный фонд применяли к развивающимся странам, имевшим большую внешнюю задолженность.

 В противовес монетаризму  современные последователи концепции  Дж. Кейнса - неокейнсианцы считают необходимой денежную экспансию (путем выпуска облигаций, государственных займов и других операций на открытом рынке). Они отдают предпочтение таким финансовым рычагам, как предоставление фирмам льготных государственных кредитов (особенно при экспорте товаров), субсидирование крупного капитала в прямой или скрытой форме, дефицитное финансирование государственных закупок товаров и услуг (в первую очередь - вооружений). Главное внимание неокейнсианцы уделяют разработке фискальной политики.

59

Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей.

Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и  узком значении. В широком смысле уровень жизни охватывает объем  и структуру потребления, экономические  и производственные условия труда  и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения  в демографических процессах, размеры  и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения  членов общества и семей, другие предоставляемые  обществом возможности для всестороннего  развития личности. В узком (конкретном) значении "уровень жизни" представляет систему количественных (натуральных  и стоимостных) показателей, характеризующих  объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Формирование уровня жизни  происходит при непосредственном и  активном участии финансов. Объем  потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов  граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит  не только от величины оплаты труда, средних  размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и других факторов. Реальные доходы граждан  образуются в результате многократного  финансового распределения и  перераспределения стоимости. Они  включают наряду с основными трудовыми  доходами также и определенные суммы  финансовых надбавок и вычетов. В  условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения  Независимо от конкретных форм и методов  финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

повышение общего уровня жизни  населения;

достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям и социальным группам граждан;

обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для  всех граждан;

стимулирование трудовой и деловой активности населения.

Главными финансовыми  инструментами (регуляторами), с помощью  которых обеспечивается реализация указанных задач, являются: налоговая  система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие  к ним по назначению социальные фонды.

Система налогов, конечно, сама по себе не является источником повышения  жизненного уровня населения, однако она, с одной стороны, создает условия  для их роста, а с другой - регулирует размеры денежных доходов. Косвенные  налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения  в бюджет через потребительские  цены. Преобладание таких налогов  недопустимо, так как приводит к  резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.

Наиболее эффективно воздействие  на размеры денежных доходов населения  осуществляется через налогообложение  физических лиц. В нашей стране при  налогообложении действует широкая  система вычетов с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан  стремление к наращиванию своих  доходов более быстрыми темпами  по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного  уровня. Для этого необходимо определить характер и уровень вычетов из доходов физических лиц. Важно также, чтобы под финансовым воздействием находились дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных доходов свидетельствует лишь о неразвитости налоговых отношений.

Важным каналом, через  который осуществляется участие  финансов в повышении благосостояния граждан, являются общественные фонды  потребления. Они выступают финансовой базой реализации конституционных  прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий  и предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через  общественные фонды потребления  заключается в их целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.

Механизм общественных фондов потребления позволяет государству  непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения  различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенных и малообеспеченных категорий граждан.

Состав и объем жизненных  благ, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в  первую очередь от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств  которого формируется основная часть  средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна существенно  возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия  в общем объеме используемых бюджетных  ресурсов. В странах с высоким  уровнем потребления удельный вес  расходов на социальные нужды в государственном  бюджете составляет 45-55%.

Непосредственно с общественными  фондами потребления связаны  благотворительные и близкие  к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей общества будет увеличиваться, ибо рынок неизбежно порождает  социальную дифференциацию граждан, в  результате чего образуется нередко  значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и  организациями. Для таких категорий  граждан финансовая помощь может  поступать в основном в порядке  благотворительности.

В понятие уровня жизни  составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственные условия включают техническую вооруженность и  технологию трудового процесса, профессиональную и общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасности. Экономические условия труда подразумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности.

Побудительные мотивы к труду  выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях рыночного хозяйствования главным  инструментом финансового воздействия  на стимулирование трудовой активности становится участие работников в  распределении чистой прибыли предприятий  и в управлении производством  исходя из доли владения совместным имуществом.

С помощью финансов создаются  условия и для подготовки трудовых ресурсов через систему финансирования учебных заведений. Источниками  финансирования могут выступать  средства центрального и местных  бюджетов, внебюджетных фондов, а также  средства заинтересованных в подготовке кадров предприятий и организаций. Важную роль играют средства благотворительных  и других специальных целевых  фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорских началах Отлаженный механизм налоговых и социальных льгот служит мощным стимулом наращивания  частными владельцами своего производственного  потенциала, совершенствования техники  и технологии, улучшения качества продукции и услуг, стимулирования трудовых усилий.

Воздействие финансов на улучшение  производственных условий труда  осуществляется на основе направления  денежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных  технологий, снижение доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Помимо собственных  средств предприятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприятиях - бюджетные субсидии.

Государство содействует  развитию производства на передовой  научно-технической основе через  систему налогообложения хозяйствующих  субъектов, при которой из облагаемой прибыли подлежит исключению часть  осуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательских  работ, подготовку и освоение новых  прогрессивных технологий и видов  продукции, опытно-конструкторских  работ. Важное значение имеет и практика включения в себестоимость продукции расходов, связанных с ускоренной амортизацией основных фондов, одновременным прекращением начислений и списанием на себестоимость амортизационных отчислений по оборудованию и другим видам основных фондов, если по ним истекли нормативные сроки эксплуатации.

Для охраны труда и соблюдения техники безопасности работ на предприятиях осуществляются постоянные текущие  расходы, связанные с обеспечением нормального режима трудовой деятельности (соблюдение техники безопасности, требований соответствия уровню квалификации). Эти расходы обеспечиваются на основе коллективных договоров как за счет средств фондов социального назначения, формируемых из остающейся у предприятия  чистой прибыли, так и за счет имеющихся  в распоряжении профсоюзов средств.

Непосредственно с охраной  труда связано развитие социальной инфраструктуры предприятий и регионов. Государство при этом предоставляет  предприятиям и организациям существенные налоговые льготы при условии  их участия в финансировании социальных нужд (например, уменьшение подлежащей налогообложению прибыли на величину затрат, связанных с содержанием  находящихся на их балансе объектов здравоохранения, образования, культуры и др.). Однако указанная льгота предоставляется  в пределах социальных расходов, устанавливаемых  местными органами власти. Другая часть  расходов на социальные нужды зависит  от прибыли, остающейся у предприятия  после уплаты налогов. Это материальная помощь нуждающимся работникам, оплата дополнительных отпусков, в частности  женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсии, поощрения работников учреждений социальной инфраструктуры.

Одним из важнейших показателей  развития общества и уровня жизни  его граждан являются социальные гарантии, охватывающие наиболее существенные стороны материального и социального  жизнеобеспечения людей. Государство  устанавливает в этой области  нижние границы, в рамках которых  оно берет на себя соответствующую  защиту членов общества. Главными социальными  гарантиями в условиях рыночной экономики  являются: обеспечение материального  содержания работников в случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций  в связи с рождением детей  и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан.

Решение указанных задач  непосредственно связано с установлением  соответствующего финансового механизма. В частности, для этого созданы такие звенья, как государственный фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, выступающие экономической основой для обеспечения выплат соответствующих социальных компенсаций и оказания медицинской помощи; предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на трудоустройство членов общества, потерявших работу, на предоставление для части граждан бесплатного государственного жилья, а также дотаций на содержание жилищного хозяйства.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджет"