Шпаргалка по "Бюджет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Неналоговые доходы бюджетов обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах соответствующих уровней государственной власти. На современном этапе развития экономики доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 789.22 Кб (Скачать файл)
  1. осуществление публичной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение);
  2. защита интересов граждан (включая внешние функции государственных образований, оборону и безопасность, экологическую функцию);
  3. социальная поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий;
  4. экономическая функция (по созданию государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих возмездную экономическую деятельность в целях получения прибыли, и управлению ими, в том числе по предоставлению им финансовой поддержки);
  5. оказание всему населению или группам граждан, имеющим льготы, безвозмездных услуг, финансируемых за счет соответствующих бюджетов.

Первая, вторая и третья функции  могут осуществляться только государственными и муниципальными образованиями, поэтому  объем публичных финансов, необходимых  для их осуществления, точно задан  объемами деятельности по всем составляющим эти функции направлениям деятельности.

Объем четвертой и пятой  функций может быть различным  и определяться не только фактически сложившейся в обществе структурой видов деятельности, но и их отнесением законодательством к осуществляемым государственными и муниципальными образованиями в рамках публично-правовых отношений или гражданами и организациями в рамках частноправовых отношений. Таким образом, объем осуществляемых государственными и муниципальными образованиями четвертой и пятой функциями и объем соответствующих им государственных (муниципальных) финансов подлежат оптимизации.

Общей целью такой оптимизации  является повышение эффективности  осуществления указанных функций. Однако при этом необходимо учитывать, что эффективность какой-либо деятельности государственных и муниципальных  образований либо других субъектов  хозяйствования определяется эффективностью осуществления всех её элементов, в  том числе финансового обеспечения  этой деятельности. В частности, система  самофинансирования, характерная для  возмездной деятельности частных образований  – организаций и граждан, в  отличие от безвозмездной деятельности государственных и муниципальных  учреждений, предусматривает необходимость, в том числе контроля за их количеством и качеством, и их оплаты. Таким образом, в системе «организация деятельности – организация финансов» существует не только прямая, но и обратная связь, характеризуемая воздействием различной эффективности публичных и частных финансов на разграничение различных форм организации общественных отношений – публичной власти и саморегулирования, что ведёт к усложнению процесса оптимизации.

Параметрами, определяющими  выбор варианта осуществления функций  публичных образований и, соответственно , публичных финансов, являются объём частных и публичных финансов или разграничение всех функций на относящиеся в частным и публичным (финансируемым за счет средств частных образований или государственных (муниципальных) средств, и их структура, то есть разграничение публичных функций на финансируемее за счет налогов или сборов.

К факторам, определяющим значение указанных параметров, предлагается относить: юридическое значение соответствующих  действий (поскольку действия, имеющие  юридическое значение, то есть порождающие  права и обязанности лица по отношению  к третьим лицам без участия  этих лиц в совершении указанных  действий, могут осуществляться только органами власти в соответствии с  их публично-правовыми полномочиями). Возможность организации контроля за объемом использования отдельными лицами результатов какой-либо деятельности (поскольку без определения объема использования результатов данной деятельности отдельными лицами невозможна индивидуальная оплата этой деятельности). Масштабы и структура использования результатов этой деятельности (поскольку при использовании результатов какой-либо деятельности всеми или почти всеми гражданами в сравнительно равном объеме нецелесообразно осуществлять учет объемов использования её результатов отдельными лицами).

Представляется, что критериями оптимизации объёма и структуры  публичных финансов как средства осуществления функций публичных  образований являются: возможность  использования результатов деятельности в соответствии с её назначением (в частности, невозможность выполнения действий, имеющих юридическое значение, частными образованиями). Независимость  органов публичной власти при  осуществлении конкретных действий, имеющих юридическое значение, от экономических интересов органов  публичной власти в целом или  их отдельных должностных лиц. Эффективность организации соответствующей деятельности, определяемая по отношению результатов деятельности к затратам на их получение, включающим затраты непосредственно на организацию деятельности, на её финансирование и на определение объёмов использования её результатов отдельными лицами (с учетом того, что эффективность экономической деятельности организаций – монополистов, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, при прочих равных условиях ниже, и того, что осуществление платной деятельности государственными и муниципальными учреждениями противоречит цели их создания – оказанию общественных услуг за счет бюджета). Жесткость контроля за ценными бумагами (тарифами) на товары (работы, услуги), реализуемые организациями – монополистами (в частности, установление размеров цен и тарифов на товары, работы, услуги, реализуемые исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, соответствующими представительными органами). Степень обеспечения социальной справедливости (то есть соответствия размеров платы отдельного лица за использование результатов какой-либо деятельности объемам этого использования). Максимальная свобода общественных отношений (то есть их минимальное государственное или муниципальное регулирование, обусловленное только необходимостью защиты одной из сторон общественных отношений, которая априори слабее другой стороны).

В соответствии с этими  критериями можно сформулировать следующие  принципы определения объема и структуры  государственных (муниципальных) функций  и, соответственно, объема и структуры  публичных финансов:

1. если какая-либо деятельность  имеет общее для всех (большинства)  граждан значение или объемы  использования её результатов  отдельными гражданами не поддаются  контролю, она должна относиться  к государственным (муниципальным)  функциям и финансироваться из  части публичных финансов, формируемой  за счет налогов;

2. если целью какой-либо  деятельности является перераспределение  полученных доходов, например в форме социальной поддержки малообеспеченных граждан, она также должна относиться к государственным (муниципальным) функциям, финансируемым из части публичных финансов, формируемой за счет налогов;

3. если какая-либо деятельность  адресована конкретному гражданину (организации) или их определённому  кругу и имеет юридическое  значение, то есть порождает права  и обязанности этих граждан  (организаций) по отношению к  третьим лицам, она должна осуществляться  государственными (муниципальными) образованиями  в рамках публично-правовых отношений  и финансироваться из части  публичных финансов, формируемой  за счет сборов, то есть оплачиваться  в виде сбора гражданами (организациями)  – получателями указанных публичных услуг;

4. не допускается (без  каких-либо изъятий) осуществление  какой-либо платной деятельности  государственных (муниципальных)  образований (органов государственной  власти, органов местного самоуправления), за исключением оплачиваемой  установленными законом сборами.  Недостаток средств в соответствующем бюджете является основанием не для введения платных услуг государственных (муниципальных) учреждений, а для сокращения объемов и видов оказываемых ими бесплатных общественных услуг;

5. если какая-либо деятельность  адресована конкретному гражданину (организации) или их определённому  кругу и не имеет юридического  значения, то есть не порождает  права и обязанности этих граждан  (организаций) по отношению к  третьим лицам, она должна осуществляться  только гражданами и организациями  в рамках частноправовых отношений.

Применение сформулированных принципов позволяет составить  в наглядной форме таблицу  зависимости структуры общественных финансов (параметров разграничения  финансов на публичные и частные, и публичных финансов – на формируемые  за счет налогов и за счет сборов) от определяющих их факторов (см. таблицу).

Исходя из изложенного  выше, можно предложить классификацию  основных платежей, совершаемых гражданами основных платежей, совершаемых гражданами и организациями в рамках гражданско-правовых и публично-правовых отношений, в  зависимости от степени их регулирования.

 

Таблица

ЗАВИСИМОСТЬ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ОТ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Масштабы и структура  использования результатов деятельности

Юридическое значение действия

Возможность определения объемов использования результатов деятельности отдельными лицами

Имеется

Не имеется

Использование всеми или  почти всеми гражданами в сравнительно равном объёме

 Имеет

Публичные финансы, формируемые  за счет налогов

Публичные финансы, формируемые  за счет налогов

Не имеет 

Публичные финансы, формируемые  за счет налогов

Публичные финансы, формируемые  за счет налогов

Использование частью гражданами, но в различных объёмах

Имеет

Публичные финансы, формируемые  за счет сборов

Публичные финансы, формируемые  за счет налогов

Не имеет

Частные финансы

Публичные финансы, формируемые  за счет налогов


 

58

Очень важным и эффективным  рычагом воздействия на макроэкономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. finan-cia - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.

 Давайте рассмотрим  структуру финансовой системы  и взаимосвязи между ее основными  частями.

 На уровне микроэкономики - на предприятиях и в домашних  хозяйствах - образуются первичные  финансы. Здесь собственники факторов  производства применяют труд  и его вещественные условия  для получения первичных доходов,  в том числе денежных средств.  Эта исходная финансовая деятельность  включает два момента: образование  денежных средств (что происходит  посредством начального распределения  доходов) и расходования таких  средств.

 На уровне микроэкономики  доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

 Первичные финансы  на уровне макроэкономики служат  базой вторичных финансов государства.  Они образуются в результате  последующего распределения (или  перераспределения) доходов главным  образом с помощью налогов.  Налоги - обязательные платежи предприятий  и населения, которые государство  взимает с учетом величины  первичных доходов.

 Возрастание регулирующей  роли государства привело к  абсолютному увеличению объема  финансовых ресурсов, которыми оно  стало располагать, и относительному  увеличению доли государства  в совокупной сумме денежных  средств общества. Если в начале  столетия в ведущих западных  странах через государственные  финансы перераспределялось 9-18 % национального  дохода, то с 60-70-х гг. - 50 % и более.  Новые явления в развитии финансов  обусловлены научно-технической  революцией, расширением нерыночного  сектора экономики, усилением  интернационализации производства  и возрастанием воздействия государства,  на экономику. В связи с этим  можно отметить несколько современных  направлений финансового регулирования 

 Для финансирования  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ государство начало активно  проводить программы инвестиций  в своем секторе и стимулировать  накопление капитала в общественном  масштабе. Средства государственного  казначейства широко расходуются  на кредиты, субсидии (денежные  пособия) и дотации предпринимательскому  капиталу в соответствии с  различными программами экономического  развития. Важным направлением государственного  финансирования являются возросшие  расходы на образование, постоянное  изменение профессиональной структуры  и повышение квалификации рабочей  силы. Такие затраты бизнесмены  перекладывают на государство.

 Обобществленные финансы  играют важную роль в расширении  государственного потребления, которое  создает дополнительный спрос,  расширяет внутренний рынок и  обеспечивает крупному капиталу  высокую норму прибыли. Этим  же целям соответствуют государственные  закупки товаров и услуг на  военные цели. Расходы государства  на оплату военных заказов,  крупные налоговые льготы делают  очень выгодным производство  вооружений.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджет"