Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы различные источники, установленные действующим бюджетным законодательством. Источники финансирования бюджетного дефицита делятся на внешние и внутренние. Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов всех уровней установлена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Конкретные источники  финансирования дефицита соответствующего бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в нормативном правовом акте о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом ст. 93 БК РФ запрещает использование в качестве источников финансирования дефицита бюджета кредитов Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении. Аналогичный запрет содержит и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемую нормами права.

Согласно ст. 10 БК РФ в  состав бюджетной системы РФ включаются: федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Основные принципы бюджетной  системы:

1) принцип единства  бюджетной системы – единство  бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования  бюджетной системы, форм бюджетной  документации и отчетности, бюджетной  классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств (ст. 29 БК РФ);

2) принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами  разных уровней – закрепление  доходов и расходов за бюджетами  бюджетной системы РФ, а также  определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ);

3) принцип самостоятельности  бюджетов – право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соот—ветст—вующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня (ст. 31 БК РФ);

4) принцип полноты  отражения доходов и расходов  – все доходы и расходы бюджетов  подлежат отражению в бюджетах  в обязательном порядке и в  полном объеме (ст. 32 БК РФ);

5) принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ);

6) принцип гласности  – бюджеты и отчеты об их  исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати (ст. 36 БК РФ);

7) принцип достоверности  бюджета – реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета  (ст. 37 БК РФ);

8) принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств – бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели (ст. 38 БК РФ).

 

  1. Доходы бюджета: сущность, классификация.

Доходы бюджета– денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Согласно п. 2 ст. 39 БК РФ в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездного перечисления.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджета делятся на три вида:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные и  безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам  бюджета относятся:

1) предусмотренные законодательством  РФ федеральные, региональные  и местные налоги и сборы;

2) пени и штрафы.

Налоговые доходы считаются  уплаченными в доход соответствующего бюджета либо бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, установленного действующим налоговым  законодательством РФ.

К неналоговым доходам  бюджета относятся:

1) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

2) доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности  (приватизации);

3) доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующего уровня;

4) средства, полученные  в результате применения мер  гражданско—правовой, административной  и уголовной ответственности,  либо полученные в возмещение  вреда, причиненного РФ, субъектам  РФ, муниципальным образованиям;

5) иные неналоговые  доходы.

К безвозмездным и  безвозвратным перечислениям в  бюджет относятся:

1) дотации и субсидии  из бюджетов других уровней;

2) субвенции из Федерального  фонда компенсаций или региональных  фондов компенсаций;

3) субвенции из местных  бюджетов бюджетам других уровней;

4) безвозмездные и  безвозвратные перечисления между  бюджетами бюджетной системы  РФ, а также из бюджетов государственных  или территориальных внебюджетных  фондов;

5) перечисления от  физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Неналоговые доходы и  иные поступления считаются уплаченными  в соответствующий бюджет либо бюджет государственного внебюджетного фонда  с момента списания денежных средств со счета плательщика.

Зачисление доходов  в бюджет соответствующего уровня происходит с момента совершения Центральным  банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств  на счет органа, исполняющего соответствующий бюджет.

  1. Расходы бюджета: сущность, классификация.

Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета –  это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с определенными расходными обязательствами в соответствии с установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.

Расходы бюджета делятся  на текущие и капитальные.

Согласно положениям ст. 67 БК РФ, капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Согласно положениям ст. 68 БК РФ, текущие расходы –  часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Согласно ст. 69 БК РФ расходы  бюджетов могут осуществляться в  следующих формах:

1) ассигнование на  содержание бюджетных учреждений;

2) средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

3) трансферты населению;

4) ассигнования на  реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

5) ассигнования на  осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнования на  компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,  принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов;

7) бюджетные кредиты  юридическим лицам;

8) субвенции и субсидии  физическим и юридическим лицам;

9) инвестиции в уставные  капиталы действующих или вновь  создаваемых юридических лиц;

10) кредиты и займы  внутри страны за счет государственных  внешних заимствований;

11) средства на обслуживание  долговых обязательств, в том  числе государственных или муниципальных  гарантий.

 

  1. Формы расходов бюджета.

Расходы бюджета —  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

- оплата по государственным  (муниципальным) контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на осуществление  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

- бюджетные кредиты  юридическим лицам;

- субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

- инвестиции в уставные  капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным  государствам;

- средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция — средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия — средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

  1. Сущность и принципы бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.

  В социалистических  странах Бюджетное финансирование  включает финансирование хозрасчётных  предприятий и организаций и  сметное финансирование.

 Из государственного  бюджета финансируются, как правило,  вложения в основные и оборотные  фонды вновь строящихся предприятий,  а также выделяются дополнительные  средства при недостатке собственных  ресурсов действующим предприятиям.

  Предприятия, переведённые на новые условия хозяйствования, при недостатке собственных ресурсов используют также кредит, который возмещают впоследствии из внутрихозяйственных ресурсов. За счёт этих ресурсов и банковских кредитов финансируется также строительство части новых предприятий (например, в СССР предприятий, срок окупаемости затрат на строительство которых не превышает 5 лет).

  Сметное финансирование  распространяется на большинство  организаций непроизводственной  сферы (школы, больницы и т.д.). Расходы на расширение их деятельности целиком покрываются из бюджета и все получаемые этими организациями доходы (если они не идут на образование их специальных средств) изымаются в доходы бюджета.

  Бюджетное финансирование  строится на следующих принципах:  научно обоснованное определение величины затрат (при Бюджетное финансирование хозрасчётных предприятий и организаций это означает определение экономической необходимости и эффективности затрат, выявление всех внутрихозяйственных резервов накопления; при сметном финансировании — разработка и использование научно обоснованных норм расходов), строго целевой отпуск средств; учёт степени выполнения плана; контроль за правильным и эффективным использованием средств.

  В капиталистических  странах Бюджетное финансирование  осуществляется в порядке сметного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, государственные капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание государственного аппарата, вооружённых сил и различных административных и социально-культурных учреждений за счёт средств бюджета.

 

  1. Межбюджетные отношения. Модели бюджетного федерализма.

В РФ  - бюджетный федерализм: трёхуровневая система, самостоятельность  субъектов федерации в регулировании  своего бюджета, центральная власть ведает федеральным бюджетом, а региональные  - своими бюджетами.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"