Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

В страховой сфере в качестве звеньев выступают социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов.

  1. Финансовые системы зарубежных государств (сегментированные финансовые системы).

Финансовая  система  – это совокупность звеньев и  элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

В экономике развитых стран традиционно выделяют два основных типа финансовых систем:

1) сегментированную —  банкам нельзя выполнять небанковские  функции. В сегментированной финансовой  системе более жесткое разграничение  сфер деятельности и отдельных  операций. Сегментированная система  преобладала долгое время в  США, Японии и Великобритании;

2) универсальную - законодательно  не ограничивается выполнение  банками тех операций финансового  обслуживания, которые не относятся  к банковским. Классическим образцом  такой системы считается немецкая.

 

  1. Финансовые системы зарубежных государств (универсальные финансовые системы).

Финансовая  система  – это совокупность звеньев и  элементов финансовых отношений, посредством  которых осуществляется распределение  общественного продукта, формирование, распределение и использование  фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

В экономике развитых стран традиционно выделяют два  основных типа финансовых систем:

1) сегментированную —  банкам нельзя выполнять небанковские  функции. В сегментированной финансовой  системе более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании;

2) универсальную - законодательно  не ограничивается выполнение  банками тех операций финансового  обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

 

  1. Финансовые системы развивающихся государств.

Финансовая система  развивающихся стран  - система, включающая государственный бюджет; местные бюджеты; в федеративных государствах (Индия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Нигерия и др.) еще и бюджеты членов федерации; финансы государственных и частных предприятий. Развивающиеся страны заметно различаются по размерам территории, численности населения, обеспеченности природными ресурсами. Состояние их экономик и финансовое положение во многом определяются финансовыми ресурсами, поступающими к ним из развитых стран. За последние годы произошла дифференциация в положении отдельные государств. Так, Республика Корея, Сингапур (т.н. «азиатские драконы») превратились в высоко развитые страны. Бывшая британская колония Гонконг (теперь специальный административный район Сянгян, КНР) стала крупнейшим финансовым центром. Индустриальными государствами стали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. В благоприятном экономическом и финансовом положении, начиная с 70-х гг., находятся члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Вместе с тем имеется значительное число бедных, в основном африканских и латиноамериканских, государств, экономическое и финансовое положение которых очень тяжелое. В этих странах развитие национальных финансовых систем происходит в условиях промышленной и технологической отсталости, многоукладности экономики, низких доходов широких слоев населения. Для развивающихся государств характерна высокая централизация финансовых ресурсов. Средства гocударства концентрируются в основных в государственных бюджетах.

 

17. Сущность и функции бюджета.

Бюджет - форма образования  и расходования денежных средств  предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы государства. В настоящее время в нем аккумулируется до 60% ВВП. Особенность бюджетных отношений определена тем, что у государства должна быть определенная часть национального дохода, необходимая для того, чтобы государство выполняло свои функции. Бюджет - это финансовый план страны и регионов. Бюджет - ведущее звено единой финансовой системы. Функции бюджета: 1.Образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти. Основной источник бюджетных доходов - национальный доход. 2. Использование бюджетного фонда или финансирование бюджетных расходов. Она предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции - производство общественных благ (здравоохранение, образование), поддержание правопорядка, обеспечение обороноспособности страны, эмиссионная деятельность, развитие науки и техники. 3.Контроль за образованием и расходованием бюджетного фонда. Она предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетная классификация.

Для составления и  исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ –  бюджетная классификация.

Характер группировок  и их принципы определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат – обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса.

В основе бюджетной классификации  лежит такая группировка показателей, которая дает представление о  социально-экономическом, ведомственном  и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы и расходы по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности  всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджета для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связанные  с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частях бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.

Действующая бюджетная  классификация включает:

1) классификацию доходов  бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию  расходов бюджетов Российской Федерации;

3) экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

4) классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов Российской Федерации;

5) классификацию источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета;

6) классификацию видов  государственных внутренних долгов  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

7) классификацию видов  государственного внешнего долга  и внешних активов Российской  Федерации;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Важной задачей новой  классификации было обеспечение  международной сопоставимости состава  и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного  содержания. Новой бюджетной классификации  принадлежит большая организующая роль, она облегчает рассмотрение и экономический анализ бюджетов, упрощает контроль, обеспечивает возможность синтетического и аналитического учета доходов и расходов.

  1. Бюджетное устройство РФ. Региональные и местные бюджеты, особенности их структуры.

Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, играет важнейшую роль в реализации финансовой политики государства. Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организация и принципы ее построения называются бюджетным устройством. Свое выражение бюджетное устройство находит

в принципах бюджетной системы РФ, сформулированных в Бюджетном кодексе России: 1) единство бюджетной системы РФ; 2) разграничение доходов и расходов между уровня-

ми бюджетной системы  РФ; ГО 3) самостоятельность бюджетов; СО 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; % 7}общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; 8)гласность; 9)достоверность бюджета; К) адресность и целевой характер бюджетных средств. Реализация указанных принципов бюджетной системы означает прежде всего единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и ведения бухгалтерского учета их средств, единство форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации и правовой базы. За органами государственной власти и органами

местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы России закрепляются определенные виды доходов и полномочия по осуществлению расходов. Законодательным органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ  БЮДЖЕТ - совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе. Например, региональный бюджет Краснодарского края.

Местный бюджет - форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории "публичные финансы".

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в  их назначении:

* формировании денежных  доходов, являющихся финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти; * распределении  этих фондов между отраслями  народного хозяйства на территории местного самоуправления:

* контроле за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных  местным органам власти.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней  бюджетов формируются за счет налоговых  и неналоговых доходов.

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

 

  1. Дефицит и профицит бюджета. Пути преодоления бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета –  превышение расходов бюджета над  его доходами.

Профицит бюджета –  превышение доходов бюджета над  его расходами.

Если бюджет на очередной  финансовый год предполагает превышение расходов над его доходами, нормативный правовой акт о бюджете обязательно должен содержать нормы, устанавливающие источники финансирования дефицита бюджета. При принятии бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим правовым актом о бюджете может предусматриваться привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Поскольку дефицит бюджета  имеет определяющее значение для  оценки состояния экономики и  финансов, в бюджетном законодательстве РФ уделено повышенное внимание проблеме законодательного ограничения размеров бюджетного дефицита, а также источников финансирования дефицита бюджета. Статьей 92 БК РФ ограничивается предельный размер дефицита бюджетов всех уровней. Для федерального бюджета размер дефицита ограничивается суммарным объемом бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Для бюджета субъекта РФ предельный размер дефицита бюджета составляет 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Предельный дефицит местных бюджетов составляет 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. При этом при утверждении в бюджете поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Федерации или местного бюджета может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"