Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним  бюджетом другому в различных  формах. Основные формы:

1.   Дотации - самая  простая форма; для сбалансирования  из вышестоящих бюджетов предоставляется сумма средств, используемых на покрытие убытков, задолженностей.

2.   Субвенции - целевая  дотация бюджету для финансирования  определенных мероприятий.

3.   Бюджетные ссуды  - предоставление средств на возвратной  основе под небольшой процент.

4.   Отчисления от  регулирующих налогов и доходов  - наиболее распространенная до  последнего времени форма; когда  с налогов, поступающих в вышестоящий  бюджет, устанавливается определенный  процент отчислений в соответствующий  территориальный бюджет. Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально, свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать средства.

5.   Трансферты. Бюджетный федерализм - когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри него - фонд для особо нуждающихся). Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей региона. Его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице.

Бюджетная система считается  сбалансированной по вертикали, если объем  поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом  достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.

 

  1. Стабилизационный фонд РФ: источники формирования и направления использования.

Стабилизационный фонд РФ– это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Стабилизационный фонд формируется за счет доходов, полученных от превышения цены, и доходов, полученных от размещения средств фонда.

В соответствии с БК РФ дополнительные доходы Стабилизационного  фонда определяются за счет:

1) произведения фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

2) произведения фактических  поступлений в федеральный бюджет  средств налога на добычу полезных  ископаемых (нефть) в текущем месяце  на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

В Стабилизационный фонд зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, а также свободные остатки средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ.

Средства Стабилизационного  фонда могут использоваться для  финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд руб.

Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного  фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце.

Средства Стабилизационного  фонда откладываются в иностранной  валюте: долларах, евро, английских фунтах стерлингов.

Средства находятся  на счетах ЦБ РФ, и за пользование  денежными средствами Центральный  банк уплачивает проценты. Пополнение средств осуществляется за счет приобретения долговых обязательств иностранных  государств.

К ним относятся долговые ценные бумаги правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США.

 

 

 

 

 

 

  1. Неналоговые доходы бюджета – их перечень, резервы увеличения.

Неналоговые доходы бюджета

   Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ -

    - доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

    - доходы от  продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности;

    - доходы от  платных услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    - средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  и иные суммы принудительного  изъятия;

    - доходы в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

    + иные неналоговые  доходы.

 

  1. Бюджетный процесс и его стадии.

Бюджетный процесс -регламентируемая нормами права деят-ть органов  гос-ой власти,органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, также по контролю над их исполнением .

 

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюд-ой деятельности:

1.Составление проектов  бюджетов; 2.Рассмотрение и утверждение бюджетов; 3.Исполнение бюджетов; 4.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. В сис-му органов, обладающих бюджетными полномочиями, включаются: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы гос-го (муниципального) фин-го контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнит-ой власти). Участники бюджетного процесса :Президент РФ; органы законодат-ой (представительной) власти; органы исполнит-ой власти (высшие должностные лица субьектов РФ, главы местного самоуправления, фин-ые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюд-та); органы денежно-кредитного регулир-я; органы гос-го и муниципального фин. контроля; гос-ые внебюджетные фонды; главные распорядители бюд-ых средств;Первый этап бюджетного процесса- составление проектов бюджетов. Ему предшествует разработка прогнозов социально-эк-го развития РФ, субьектов РФ, муниципальных образований и отраслей эк-ки, а также подготовка сводных финансовых балансов, основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Президент РФ не позднее марта года ,предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития гос-ного.

 

  1. Утверждение и исполнение бюджета.

Исполнение бюджета  начинается после его утверждения  в установленном порядке. В РФ устанавливается  казначейское исполнение бюджета (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджета ,управление счетами бюджета и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи -документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии  бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета  по доходам предусматривает : перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; возврат  излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета;

Бюджет по расходам исполняется  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования :составление и утверждение бюджетной росписи, утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюд-лей, принятие денежных обязательств бюд-лями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.        Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный ,контрольный орган и Казначейство.

 

  1. Социально- экономическое значение государственных внебюджетных фондов, их место в системе финансов РФ.

Внебюджетные фонды  государства представляют собой  совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды  появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных  фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась  нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных  фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике  появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами  образования этих фондов является необходимость:

• социальной защиты населения  в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

• целевого использования  средств этих фондов;

• оперативного решения  социальных проблем, что в силах  сделать внебюджетные фонды, находящиеся  в распоряжении исполнительных органов власти;

• новых методов перераспределения  средств в условиях перехода к  рыночной экономике;

• финансирования территориальных  нужд.

На основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации;

- Фонд социального  страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования

- Фонд занятости

- др. внебюджетные фонды,  на данный момент их число достигло 40

 

  1. Единый социальный налог как источник формирования средств государственных социальных внебюджетных фондов

диный социальный налог  является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"