Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Краткосрочные заемные  инструменты государства не имеют  купонов. Они продаются со скидкой  с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые  долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткос­рочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;

7) в зависимости от  метода определения дохода долговые  обязательства государства делятся  на: с твердым доходом и с  плавающим доходом. В ряде случаев  фиксированная ставка по ценным  бумагам является причиной роста  расходов государства на выплату  процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы  при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный  процент по своим долговым обязатель­ствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процен­тной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.

Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку  предусматривает систематический  пересмотр процента, выплачи­ваемого  по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Од­нако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы;

8)в зависимости от  обязанности заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа,  установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного пога­шения и без права досрочного погашения.

  1. Характеристика государственных ценных бумаг: ГКО, ОФЗ, казначейские обязательства, ОВВЗ.

Государственные ценные бумаги — облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ  ОБЛИГАЦИИ (ГКО) — именные ценные бумаги, эмитируемые периодически Министерством  финансов с гарантией погашения  в срок Центральным банком. Погашение  облигаций производится перечислением  номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

ОФЗ — Облигации Федерального Займа — облигации, выпускаемые  Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. Все ОФЗ – среднесрочные.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение их держателем денежных средств  в бюджет и дающая право на получение  фиксированного дохода в течение  всего срока владения К. о.

Облигации внутреннего  валютного займа. Выпущены в обращение в мае 1995 года в рамках реструктуризации долгов обанкротившегося Внешэкономбанка СССР. Эмитент – Минфин. Именные купонные облигации (с указанием держателя на бланке облигации). Размер купона - 3% годовых. Купонный период - один год. Форма выпуска - бумажные сертификаты с купонами (то есть, по этим облигациям купоны стригут в буквальном смысле).

Номинал - $1 тыс., $10 тыс. и $100 тыс. Срок обращения - 1, 3, 5, 10 и 15 лет

 

  1. Динамика развития государственного долга в современной России.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

В 2004—2008 годах государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.[8]

По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий  внешний долг России (частный и  федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США.[14] В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.[3][4]

 

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).[15]

  1. Бюджетный кредит: сущность, значение в экономике

 БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ -форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездной основе. В соответствии с российским бюджетным законодательством бюджетный кредит юридическому лицу, не являющемуся государственным или унитарным предприятием, предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, только при условии представления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в т. ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, а также проводят проверку целевого использования бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств бюджетный кредит не предоставляется. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Государственным или муниципальным унитарным предприятиям бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

Цели, на которые может  быть предоставлен бюджетный кредит, конкретные условия и порядок  их предоставления, а также лимиты предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы  бюджетного года, устанавливаются при утверждении соответствующего бюджета на очередной финансовый год. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по их получателям.

  1. Организация страхования в РФ. Сущность, функции и виды.

Страховые отношения  В РФ регулируются законом Рф «О страховании», Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными системами Федеральной службы Росси по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора).

После демонополизации  страхового дела в России заметно сократилась сфера государственного страхования, который в настоящее время возглавляется АО «Росгострах». Данное АО обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28% от общего объема, имеет разветвленную сеть дочерних страховых компаний.

Коммерческий сектор страхования представлен страховыми АО открытого и закрытого типа.

Сейчас в России насчитывается  порядка 3000 страховщиков, но только 10% из них обладают добавочными уставными  капиталами и страховыми резервами.

Гарантией выполнения принимаемых страховщиком обязательств являются страховые резервы, т.е. специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат страхователям. Резервы формируются не в зависимости от доходов, а в зависимости от обязательств страховщика по заключенным договорам, не исполненным на данный момент.

В зарубежной практике такие  резервы называют техническими, они  являются критерием оценки финансового  состояния и устойчивости страховщика. Кроме того, очень важна правильная инвестиционная политика страховщика.

Размещение страховых  резервов должно осуществляться на принципах:

Диверсификации - наличие  широкого круга объектов инвестиционных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска и обеспечения большей устойчивости инвестиционного портфеля страховщика;

Возвратности - т.е. максимально  надежное размещение активов и обязательные гарантии возврата инвестиционных средств  в полном объеме;

Прибыльности - реализация целей инвестирования, связанных с получением регулярного и высокого дохода;

Ликвидности - гарантии возможности  быстрой реализации инвестиционных активов не ниже их номинальной стоимости  в случае необходимости выполнения обязательств по страховым выплатам.

Страховые резервы могут быть размещены в:

·государственные ценны  бумаги; ·ценные бумаги органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; ·банковские депозиты; ·ценные бумаги АО; ·права собственности на долю участия в уставном капитале; ·недвижимое имущество (в том числе квартиры), но не более 40% средств страховых резервов; ·денежную наличность;

·валютные ценности (иностранная  валюта, ценные бумаги в иностранной  валюте, драгоценные металлы, природные  драгоценные камни), но не более 10% средств  страховых резервов.

С целью гарантии ликвидности  вложений страховых резервов и осуществления  текущих страховых выплат, страховая  компания должна иметь в наличии  на расчетном счете в банке  не менее 3% общей суммы страховых  резервов.

 

  1. Финансовые аспекты страхования.

Финансовая устойчивость страховой компании определяется размером собственного капитала, состоящего из уставного фонда, в который входят 1) резервный фонд; 2) фонд накопления; 3) фонд потребления.

Универсальной формой привлечения  капитала в страховой бизнес является акционерное страховое общество открытого типа, создаваемое за счет денежных взносов учредителей через механизм акционирования - выпуск и продажу ценных бумаг. Дополнительный приток финансовых ресурсов за счет расширения круга акционеров ведет к увеличению собственного капитала страховщика, что гарантирует ему финансовую независимость, позволяет прини мать на свою ответственность крупные риски и осваи вать новые, перспективные виды страхования.

Уставный фонд - совокупность основных и оборотных средств, выделенных государственной или муниципальной организации государственным или муниципальным органом для обеспечения деятельности, определенной в уставе организации. Уставный фонд образуется за счет поступления средств в виде оплаты акций акционерами, уменьшается либо увеличивается по решению общего собрания акционеров, служит формой обеспечения требований кредиторов при ликвидации общества. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых страховых компаний устанавливается в дифференцированном порядке, в зависимости от вида проводимых операций.

Резервный фонд - часть  собственных средств предприятия, образуемая за счет отчислений из балансовой прибыли страховщика до уплаты налога на прибыль, а также за счет эмиссионного дохода от реализации акций по рыночному курсу, превышающему их номинальную стоимость. Средства резервного фонда направляются на покрытие убытков страховой компании.

В соответствии с Законом  РФ об акционерных обществах акционерные  страховые компании обязаны формировать  резервный фонд в размере не более 25 % уставного капитала. Страховые резервы - специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются для осуществления страховых выплат страхователям; являются гарантией выполнения принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Страховые резервы формируются в зависимости от доходов, а от обязательств страховщика, и отражают величину обязательств страховщика по заключенным со страхователями договорам, не исполненных на данный момент. Каждый вид обязательств должен покрываться соответствующим страховым резервом.

  1. Основы построения страховых тарифов.

Страховой тариф –  это ставка страхового взноса с единицы  страховой суммы или объекта  страхования. Он является основой для  определения страхового взноса и  формирования страхового фонда. По обязательным видам страхования тариф устанавливается законом, по добровольным видам – рассчитывается страховщиком.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"