Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим возникает  неизбежный вопрос о необходимости  и экономической целесообразности преобразования, производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.

Причины, вызвавшие необходимость  введения единого социального налога.

До введения единого  социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные  социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» налоговую систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников, и, в конечном счете - расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц.

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями  и индивидуальными предпринимателями  отчислений во внебюджетные фонды являлся  функцией не налоговых органов, а  созданных специально для этого  органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу пяти контролирующих органов. Вместе с тем, эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону налогоплательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество состоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью переходит к налоговым органам.

Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального  налога для всех налогоплательщиков - работодателей установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчит исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

Единый социальный налог  является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков.

Таким образом, ЕСН позволяет  обеспечивать дополнительное финансирование отдельных категорий граждан  по пенсионному, социальному и медицинскому обслуживанию.

  1. Источники формирования и направления использования Пенсионного фонда РФ.

 1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ

Доходы Пенсионного  фонда РФ формируются за счет следующих  источников [9, с 382]:

·         отчислений от единого социального  налога, поступающего в Федеральный бюджет;

·         отчислений от единого налога по специальным  режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;

·         страховых взносов;

·         средств Федерального бюджета;

·         сумм пеней и иных финансовых санкций;

·         доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования;

·         добровольных взносов физических лиц  и организаций, уплачиваемых ими  не в качестве страхователей или  застрахованных лиц;

·        иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

В настоящее время  в состав ЕСН работодатель перечисляет  в Пенсионный фонд России 20% фонда  оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии [10, с 55]:

·         базовая – фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия иждивенцев;

·         страховая – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;

·         накопительная – часть, исчисляемая  из накопленных сумм страховых взносов  и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Базовая часть обеспечивает минимальный гарантированный доход  при наступлении страхового случая. Размер страховой и накопительной  частей трудовой пенсии определяется законодательством.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе – финансирование выплат назначенных пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее весомая часть  бюджета Пенсионного фонда РФ – страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.

Для данных категорий  с 1 января 2006г. Установлены соответствующие процентные ставки: [15, с 216]:

·         20% для работодателей;

·         15,8% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;

·         7,3% для индивидуальных предпринимателей;

·         5,3% для адвокатов и детективов.

Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на [9, с 383]:

·         выплату в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий  на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

·         перевод средств в сумме, эквивалентной  сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом  для формирования накопительной части трудовой пенсии;

·         доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

·         финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его  центральных и территориальных органов).

Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные  пенсионные фонды (НПФ), функционирующие  на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".

С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда.

 

 

 

 

 

 

  1. Реформирование пенсионной системы в РФ.

До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система, когда из зарплаты работающих граждан удерживается некоторая сумма для выплаты текущих пенсий.

При распределительной  пенсионной системе отсутствует  возможность инвестирования или  вложения пенсионных накоплений.

Начиная с 1 января 2002 года вступили в силу законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии».

Цель реформы пенсионной системы заключается в изменении  распределительной системы начисления пенсий, включив накопительную часть  трудовой пенсии и персонифицированный  учёт застрахованных граждан.

Пенсионная реформа РФ должна кардинально изменить уровень жизни пенсионеров.

Также необходимо достичь  изменений во взаимоотношении между  работником и его работодателем; повысить зависимость между зарплатой  гражданина и его пенсией; добиться ответственности работодателя в уплате взносов за каждого работника.

Пенсия – это страхование  в случае потери трудоспособности, отсюда и термин «пенсионное страхование».

После реформы пенсионного  обеспечения, 1 января 2002 года, работающие пенсионеры имеют право получать пенсию в полном объёме. Для людей предпенсионного возраста введены поправки, по которым учитываются все права, как новой так и старой пенсионной систем.

Предусмотрены надбавки к пенсии по выслуге лет, это относиться к работникам в сфере образования, культуры и здравоохранения.

Реформа пенсионной системы  поделила пенсию по старости на три  части – базовую, страховую и  накопительную.

Сегодня минимальный  стаж для получения базовой части  трудовой пенсии составляет 5 лет. Страховая  и накопительная части трудовой пенсии формируются из взносов, уплачиваемых работодателем за своих работников. Таким образом, размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит индивидуально от каждого гражданина, от продолжительности его трудовой деятельности.

Распределение страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе происходит следующим образом: 8 % от зарплаты поступает на страховую часть трудовой пенсии и 6% - на накопительную. Для лиц старше 1967 года рождения все страховые взносы поступают на страховую часть трудовой пенсии. Вся информация о страховых взносах гражданина отражается на его индивидуальном персонифицированном счёте.

По желанию гражданина средства на финансирование накопительной  части трудовой пенсии поступают  на счета в ПФР, НПФ или Управляющую  компанию.

Размер пенсии гражданина зависит от нескольких параметров. Во- первых, это размер зарплаты и соответственно суммы уплаченных страховых взносов в ПФ РФ. Во- вторых, это продолжительность трудовой деятельности гражданина, чем больше он работает, тем больше отчислений производиться на его персонифицированный счёт. И в- третьих, это размер доходности от инвестирования его пенсионных накоплений.

Всё это направлено на то, чтобы стимулировать работника  отказаться от разного рода «серых»  зарплат.

В законе «Об обязательном пенсионном страховании» сказано, что страхователем может быть не только ПФ РФ, но частные компании, такие как НПФ, куда работник сможет переводить свои пенсионные накопления. Одна из главных задач этого закона – сделать пенсионную систему «прозрачной». Теперь каждый работник будет получать отчёты о состоянии своего персонифицированного счёта, где будут указаны уплаченные взносы работодателя и общий объём капитала.

Предполагается, что с  учётом инфляции, размер базовой и  страховой части трудовой пенсии будет ежегодно индексироваться.

 

  1. Источники формирования и направления использования ФСС.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения  являются юридическими лицами, имеют  гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета  в банках.

Средства Фонда образуются за счет [5, п. 7]:

а) страховых взносов  работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности);

б) страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

в) страховых взносов  граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право  на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

г) доходов от инвестирования части временно свободных средств  Фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

д) добровольных взносов  граждан и юридических лиц; поступления  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством;

е) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

ж) прочих поступлений (возмещаемых  страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату  пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на [5, п. 8]:

а) выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"