Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

Сущность финансов, история их возникновения.
Финансы как историческая и экономическая категория.
Финансовые ресурсы – сущность, структура.
Функции финансов, их влияние на расширенное воспроизводство.
Финансовая политика, ее сущность. Финансовый механизм.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Главная задача фин.политики состоит в обеспечении соответствующими фин-ми ресурсамив реализации той или  иной гос-й программы экономич-го и соц-го развития страны.

 

  1. Теории государственных финансов зарубежных экономистов.

Формирование основ  финансовой науки происходило в процессе развития европейскими учеными политической экономии, в поисках «золотой середины» между рынком и государством в организации хозяйственной жизни в стране. В первую очередь речь шла о производстве частных и общественных благ, т.е. о функциях рынка и государства в национальной экономике. Другими словами, были поставлены вопросы о необходимости участия государства в эконо-

мике, о границах его  вмешательства в хозяйственную деятельность компаний, населения (рынка), о показателях его экономической эффективности и т.п.

1. Меркантилизм и протекционизм.

 В 1615 г. Лнтуан де Монкретьен (1575—1621) опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. В фокусе исследований меркантилистов оказались проблемы торгового и платежного балансов, на которые, по их мнению, и должно было активно воздействовать абсолютистское государство.

2. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии. Протекционизм представлял собой экономическую политику государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

3. Либеральный реформизм и теории благосостояния Иеремия Бентам

(1748—1832) он выступал  как последовательный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он критиковал наследственную аристократию и боролся за дальнейшую демократизацию избирательного права. Его концепция общественной политики включала требования к обеспечению государством прожиточного минимума, безопасности, достатка и равенства.

4. Критика вмешательства государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса (1834—1910). Теории распределения общественного богатства» (1896). Здесь автор выступает за минимизацию роли государства, функции которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями.

Такое ограничение экономических  функций позволяет снизить уро-

5. Кейнсианство.

 Общая теория занятости, процента и денег» Джона Меинарда Кейнса (1883—1946).

Кейнс отказался от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, поскольку он не в состоянии обеспечить «эффективный спрос». По мнению Кейнса, стимулировать его должно государство, используя для этого кредитно-

денежную и бюджетную  политику.

6. Теория общественного выбора.

(Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Нисканен и др.) поставили под сомнение результативность (эффективность) государственного вмешательства в экономику, которая проявляется в таких финансовых показателях, как национальный доход, сбалансированный государственный бюджет, социальные программы государства и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы государственного управления финансами.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает органы:

1) профильные Комитеты  и службы по бюджету, налогам,  банкам и финансам Государственной  Думы и Совета Федерации; 2) Счетная  палата РФ; 3) Министерство финансов  РФ и его органы на местах; 4) Центральный банк РФ;

5) Федеральная налоговая служба РФ; 6)Федеральная таможенная служба РФ; 7)Федеральная служба по финансовым рынкам; 8) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

 

  1. Основные функции Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Счетной палаты РФ.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает органы:

1) профильные Комитеты  и службы по бюджету, налогам,  банкам и финансам Государственной  Думы и Совета Федерации; 2) Счетная  палата РФ; 3) Министерство финансов РФ и его органы на местах; 4) Центральный банк РФ; 5) Федеральная налоговая служба РФ; 6)Федеральная таможенная служба РФ; 7)Федеральная служба по финансовым рынкам; 8) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

На Министерство финансов РФ возложены задачи:

1) разработка и реализация  единой государственной

финансовой политики; 2) составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3) осуществление  финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных  средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.

Счетная палата РФ - орган государственного финансового контроля.

Основными задачами являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности

расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; 4) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Федеральная налоговая служба  осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции МНС обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства; 2) вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

3) представлять финансовым  органам и органам Федерального  казначейства сведения о фактически  посту-

пивших суммах налогов  и других платежей в бюджет; 4) осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

 

11. Финансовый  контроль: сущность, виды, формы и методы.

Финансовый  контроль – законодательно-регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контроллеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех  экономических субъектов, а так же за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Финансовый контроль составляет неотъемлемую часть процесса управления финансами и обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

Государственный финансовый контроль распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или  иначе связанных с формированием  государственных денежных ресурсов, полнотой и своевременностью поступления денежных средств, их целевым и результативным использованием.

По субъектам проведения выделяют государственный и ведомственный, а так же негосударственный (аудиторский  и внутрихозяйственный) финансовый контроль.

По сфере финансовой деятельности различают контроль:

бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, за денежной массой.

По форме проведения различают:

- Предварительно финансовый  контроль. Проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

- Текущий (оперативный)  финансовый контроль. Проводится  тот момент совершения денежных  сделок, финансовых операций, выдачи  бюджетных ассигнований в целях  предупреждения возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, способствует соблюдения финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

- Последующий финансовый  контроль. Проводится путем анализа  и ревизии отчетной финансовой  и бухгалтерской документации.

По методам проведения финансового контроля различают:

Проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия.

12. Финансовая система, ее структура.

Финансовая  система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовая система  России включает следующие звенья финансовых отношений: 1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

2) фонды страхования;

3) финансы предприятий  различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы  – это централизованные фонды  денежных ресурсов, которые создаются  путем распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

В общегосударственных  финансах главную роль играет государственный  бюджет, который представляет собой  централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему  функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются  и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных  финансов является государственный  кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений  между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования, формируемые  за счет взносов заинтересованных юридических  и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков  от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.

 

Финансы предприятий  представлены также децентрализованными  фондами денежных средств хозяйствующих  субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

 

 

 

 

  1. Финансовая система России.

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Ведущим звеном финансовой системы выступает

государственный бюджет - главный централизованный фонд денежных средств государства. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, главными из которых являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, НДС и таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся расходы на военные цели, вмешательство в экономику, содержание госаппарата, социальные расходы и др. Следующее звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. В РФ внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования, Дорожный фонд и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Государственный кредит представляет собой фор му кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств.

Государственный долг - это вся сумма непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы и другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Огромный государственный долг России отражает экономический и финансовый кризис в стране. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР.

В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"