Шпаргалка по "Финансам и кредитам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:57, шпаргалка

Описание работы

Происхождение и сущность денег. Функции денег
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

 

 

37 Содержание  и функции государственных и  муниципальных финансов

Финансы- это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства.

Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

К централизованным денежным доходам (фондам) относят бюджеты всех уровней (государственный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования).

Общепринято считать, что государственные и муниципальные финансы выполняют четыре функции:

1) планирование- достижение максимальной сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2) организация- необходимость определения порядка составления, утверждения, исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий исполнительных и законодательных органов власти в бюджетном процессе;

3) стимулирование;

4) контроль - необходимость осуществления контроля в составлении, утверждении, исполнении бюджета.

Финансы и финансовая система образовались в момент соединения государства и налогов. Налоговые подати перестали существовать в натуральной форме и с некоторых пор взимались только в денежном эквиваленте.

 

38 Бюджетное  устройство. Бюджетная система. Бюджетный  процесс

 

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

Бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанной на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

• республиканские бюджеты;

• бюджеты автономных областей;

• областные, краевые бюджеты;

• бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные бюджеты:

• бюджеты городов областного подчинения;

• бюджеты районов;

• городские районные бюджеты;

• сельские и поселковые бюджеты. Федеральный бюджет – основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты) представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостость государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.

Местные бюджеты – сельский бюджет, бюджет сельсовета, поселковый, городской, районный.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом. 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ. БЮДЖЕТ

Бюджетная система РФ состоит из следующих уровней: 

1) федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в том числе: а) бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; б) бюджетов городских и сельских поселений.

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Наряду с понятием бюджета того или иного уровня бюджетной системы используется понятие консолидированного бюджета – свода бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Бюджет – главное звено всей финансовой системы. Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т. д.

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Этапы бюджетного процесса (БП). БП должен начинаться за 1,5 года (реально за 0,5 года).

Распоряжение Правительства о разработке бюджета выходит не позднее 15 августа текущего года.

В течение 2 месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

15 октября министр финансов представляет в Правительство проект бюджета.

Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.

Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

1) предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;

2) прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

3) прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;

4) прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

5) основные направления бюджетной и налоговой политики;

6) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

7) федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;

8) федеральная инвестиционная программа;

9) оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

10) поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год.

Проект федерального бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный закон «О Федеральном бюджете на предстоящий год» в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов или если он в течение двух недель не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится две недели и на обнародование закона – 7 дней.

Если до начала финансового года федеральный бюджет не будет принят, то Государственная Дума принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего года.

 

39 Государственный  бюджет. Доходы и расходы бюджета

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. 

В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет.

 В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.

Через бюджетную систему в целом и государственный бюджет в частности реализуются распределительная и контрольная функции бюджета.

Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходам выглядит следующим образом:

– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.

– доходы от государственной собственности, государственных предприятий;

– поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;

– прочие доходы.

Основные направления расходов государственного бюджета: 

расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели; расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

 

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

а) налоговые доходы;

б) неналоговые доходы;

в) безвозмездные перечисления; включают следующие поступления:

• от нерезидентов;

• от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

• от государственных внебюджетных фондов;

• от государственных предприятий и учреждений;

• от международных организаций.

Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды бюджетных расходов:

а) расходы федерального бюджета;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредитам"