Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 05:00, шпаргалка

Описание работы

1. Эконом теория как наука. Эконом законы. Методы эконом теории. Эконом категории.
Экономика (термин ввёл Аристотель) - «правило ведения хоз-ва», занимается изучением деят-ти людей, её законов и закономерностей, условий и элементов в произ-ве.
Предмет экономики - экономич отношения (между людьми и соц группами, складывающиеся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ).

Файлы: 1 файл

ответы на госы финансы и кредит 2010.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

1. Эконом теория как наука. Эконом законы. Методы эконом теории. Эконом категории.

Экономика (термин ввёл Аристотель) - «правило ведения хоз-ва», занимается изучением деят-ти людей, её законов и закономерностей, условий и элементов в произ-ве.

Предмет экономики - экономич отношения (между людьми и соц группами, складывающиеся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ).

Ф-ции экономики – Практическая (предполагает выработку определенных схем поведения для экономич.субъектов с целью рационализации и повышения эффективности их поведения), Теоретическая (предпол.выработку общих логических зависимостей на основе анализа экон-кой практики), Методологическая (пред-ет выработку эк-ких категорий (языка науки) для других эк-ких наук), Политико-идеологич. (пред-ет выработку эк-кой политики гос-ва в интересах определенной соц-ной группы)

Экономические законы: Всеобщие – законы, которые действуют во всех общественно-экономических формациях на протяжении всей истории общества: Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон экономии времени, закон возвышения потребностей, закон повышения производительности труда, закон расширенного воспроизводства. Общие – действуют в нескольких общественно-экономических формациях и не на всем протяжении человеческой истории. (Закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса, закон предложения и др. Напр, закон спроса выражает функц-ную взаимосвязь спроса и рыночной цены: чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот.) Специфические – действуют в пределах одной общественно-экономической формации. (Закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, закон распределения по труду и др. Частные - законы, кот. действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. Напр., закон образования монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма, т.е. с начала 20-го столетия.

Методы  экономич исследований: Наблюдение (фиксация имперически-наблюдаемых факторов с помощью органов чувств), Классификация (группировка явления на основе какого-либо критерия), Метод анализа и синтеза (анализ – расчленение сложного явления на простейшие составные части и с последующим их изучением, синтез – интеграция единое целое ранее изученное его частей), Метод восхождения от абстрактного конкрета (пред-ет движение, познание от простейшего к более сложному, от абстрактной сути явления его конкретного проявления с сохранением связей между частями изучаемого целого), Метод дидукции и индукции (дидукция – движение от общего к частному, индукция – движ. от частного к общему), Частичного равновесия (пред-ет изучение влияния на данное явление одного из возможных факторов при неизменности всех остальных), Метод экстраполяции (пре-ет перенесение тенденции сегодняшнего дня в будущее), Математич. моделирования (пред-ет описание и воссоздание зкономич. практики в виде определенных алгоритмов)

Экономические категории – наиболее общие понятия, которые отражают существенные свойства экономических процессов и явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни. Они историчны, т.е. характерны для определенного периода развития человеческого общества. Капитал, прибавочная стоимость – категории капитализма; планомерность, колхоз – категории социализма. Есть общие экономические категории: товар, цена, труд, рынок и др. Однако эти экономические категории имеют принципиально разное содержание в разные исторические периоды времени.

 

 

 

2. Эконом. системы, сущность, типы и модели. Общие черты развитых экономик. Смеш. экономика.

Эконом система - целостная совок-ть связанных между собой хоз отношений, которые устанавл-ся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг.

Типы  экономических систем: Традиционная (связь между эк-ми субъектами устанавливается персонифицировано, на основе норм, традиций и обычаев), Рыночная (устанавливает связь между эк-ми субъектами на основе децентрализованного, обезличенного, ценового механизма), Планово-административная система (утсанав. связи между эк-ми субъектами на основе механизма централизованного планирования).

Совр экономика  в слоях своей структуры имеет  разл состав. элементы: технические (роботокомплексы, автоагрегаты); технологические (линии конвейерной сборки, автоматизир-е системы управления); социальные (взаимосвязи коллективов); политические (участие гос-ва в хоз деят-ти); юридические (правовое регулирование экономики); экономич-ие (совокуп-ти отношений меж людьми в хоз деят-ти).

Эконом системы  по характеру их взаимод-ия с окр средой бывают: закрытые (замыкающие свою хоз деят-ть в опред-х рамках; натур пр-во) и открытые (постоянно расширяющие свои связи с др производств-ми объединениями; товаро-рыночное хоз-во).

Общие черты  развитых экономик (социалистической, капиталистической, смешанной): а) Технологический характер цивилизации. б) Разделение труда, специализация и кооперация. в) Денежное хозяйство.

3 вопроса явл-ся основ. и общими для всех экон-их систем: 1) Что должно производиться, 2) Как будут производиться товары, 3) Для кого предназначаются произведенные товары. Смешанная экономика: основ. положительная её черта- эффект-ть применения ресурсов и экономич свобода производит-ей. Для неё характ-но внедрение нов биотехнологий, также производители имеют возможн-ть свобод перемещения  из отрасли в др отрасли. При эконом проблемах единых методов не сущ-ет, т.к. для кажд общества характерно своё истор прошлое, обладание ценностями, обычаями и традициями.

В разн странах сложились свои модели смешан экон-ки:

Шведская  система Сердцевина её - соц политика гос-ва, подкрепленная высоким уровнем налогообложения. Здесь относительно невелики различия в доходах населения при общем высоком уровне его соц обеспечения.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой гос-ые программы (рекомендательного характера), ориентирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.

В американской экономике гос-во играет важную роль в утверждении правил эконом-ой игры, развитии образования, регулировании бизнеса.

Российская  экономика, исторически опиралась на примат? либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ. При смешанной экономике гос-во создает условия для развития предпринимат-ва, используя преимущественно тактические методы.

 

 

 

3. Рыноч. сис. эк-ки: сущ-ть, стр-ра, преимущ-ва, недостатки. Её особ-ти в совр РФ.

Рыночная  система - совокупн-ть множества рынков функционального назначения.

Структура рыноч системы: она состоит из систем рынков:

  • рынка потребительских продуктов (реализует продовольственные и непродовол блага, рынок жилья),
  • рынок ср-в пр-ва (здесь приобретаются вещественные факторы пр-ва: оборудование, транспортные ср-ва, здания, сооружения, электроэнергия, сырьё),
  • рынок услуг (виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, фин-вые, страховые и др операции),
  • труда (для работодателей и наёмных работников),
  • научных разработок, духовных благ, валют, ценных бумаг, ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денеж ср-в).

Рыночная  система предполагает: многообразие форм собственности; личную инициативу и свободу предпринимат-ва; развитую конкуренцию; наличие законодательной базы; наличие развитых рынков основных факторов пр-ва; наличие кадров предпринимателей и опыта взаимодействия гос. структур с риском.

Преимущ-ва: с образованием широкого развитого рыночного пространства возросла его активная экономич роль. Рынок стал обеспечивать пр-во всем комплексом необходимых субъективных, матер-ных и фин условий развития.

Достоинства рыночной системы: саморегуляция экономики (наличие обратных связей, адаптивность), эффективное распределение ресурсов (самоликвидация излишков и дефицитов), экономическая свобода (двойственный аргумент- свобода субъекта, но и свобода общества от субъекта).

Негатив стороны  рос экономики: 1) экономика - не стабил система, это проявл-ся в цикличечском характере развития, неустойч темпах эконом роста,не полной занятости, недоиспользование ресурсов пр-ва, инфляция. Эти негатив тенденции устраняются путём саморегулирования, но дисбаланс системы не м.б. полностью устранены. 2) развитие рынка с теч времени приволит к ослаблению движ силы развития- конкуренции.

Недостатки  рыночной системы: неравномерность распределения дохода (двойственный аргумент: «минус»- экономическое неравенство, «плюс» — мотивация труда); элементы неэффективности, вызванные анархией производства; «самоподрыв» рыночных механизмов в условиях крупного производства (проявление несовершенства конкуренции в западной трактовке и предпосылка соц революции с марксисткой точки зрения). Достоинства и недостатки рыночной системы в современной РФ — трудности периода трансформации.

 

 

4. Субъекты экономики. Факторы пр-ва. Кругооборот продукта и капитала.

Субъекты рыноч. экономики: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на три группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство). Они различ-ся на: индивид-ные, групповые, коллективные и общественные.

Три классических фактора производства: труд, земля (природные ресурсы – возобновляемые и невозобновляемые), капитал. Факторы пр-ва: 1) субъективный (человеческий) – для пр-ва всегда нужны люди, имеющие знания и навыки; 2) вещественный (ср-ва труда) – матер вещи, с помощью которых люди создают блага (тут и естеств условия труда - водопады для хоз целей; техника; здания, каналы, дороги); 3) вещественный (предметы труда) - это вещь или совокуп-ть вещей, которые чел видоизменяет с помощью ср-в труда.

Предметы  труда делятся: на природное вещ-во (к которому не применялся труд-угольный пласт) и на сырьё (к которому применялся труд).

Экономика осущ-ет круговорот экономич благ (т.е. осн сферы эконом деят-ти), только так достигается непрерывное воспроизводство.

Кругооборот продукта: Производство- процесс создания полезного продукта. Распределение- звено, где устанав-ся колич-ные соотношения при пр-ве благ, размещение работников и орудий труда по видам хоз деят-ти. Обмен- форма связи между людьми, обмен способностями и деят-ю. Потребление - заключит этап движения продукта: удовлет-ие личных нужд людей. Т.о. движение экономич благ возвращ-ся к исходному пункту.

Кругооборот капитала. Эконом-ая сущ-ть оборотных средств опред-ся их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспр-ва, находясь в постоянном движении. Обеспечение ср-ва совершают непрерывный кругооборот, кот отраж в постоянном возобновлении процесса пр-ва.

Три стадии кругооборота: 1. денежная, на этой стадии об-й капитал из формы ден. ср-в переходит в форму произ-х запасов. 2. производ-ая, состоит в переходе капитала из сферы обращения в сферу прод-ции. 3. товарная состоит в реал-ции изготовл-ой прод-ии и получении ден. ср-в. Оборот. капитал поступает из произ-ва в стадию обращ-ия и в процессе реал-ии принимает форму ден. ср-в.

 

 

 

5. Спрос, предлож. и рыноч. равновесие. Факторы, влияющие на рыноч. равновесие.

Спрос – то кол-во товаров и услуг, на кот. по данной цене приобретает потребитель.

Спрос опред-ся факторами: ценовые (устанавливают взаимосвязь между ценой и кол-вом товара, т.е. изменяют величину сроса, при этом движение происходит по данной кривой спроса и каждой новой цене соответствует свой объем спроса); неценовые (изменяют сам спрос, сдвигая кривую спроса, при этом одной и той же цене соответствует разное кол-во продаваемого товара) Неценовые факторы – Доходы потребителей, вкусы и предпочтения людей, мода, цены на товары-заменители, инфляционные ожидания и ажиотажный спрос.

Закон спроса - характеризует зависимость спроса от цены: чем выше цена, тем ниже спрос покупателей и наоборот.

Предложение – то кол-во товаров и услуг, кот. по данной цене в данное время предлагает на рынок производитель. Закон предложения – чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов и наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.

Факторы предложения: Ценовой (определяют изменение только величины предложения, т.е. разным ценам соответствует разное кол-во предлагаемого на рынке товара и движение происходит по самой кривой); Неценовой (изменяют само предложение и сдвигают график обуславливая тем самым одну и ту же цену для разных объемов предложения) Неценовые факторы: Налоги и субсидии, цены на экономические ресурсы, технология.

Рыночное  равновесие - это нормальное положение, когда цена продавца и покупателя совпадают (в графическом варианте - пересечение кривых спроса и предложения, точка пересечения и есть точка равновесия; цена на этом этапе наз-ся равновесной ценой).

Факторы влияющие на рыночное равновесие:

Конкуренция способствует установлению равновесной цены. Результат конкур-ции - после массового уменьш цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложение достигают сбалансированности.

 

 

 

 

 

6. Эласт спроса и предл. Эласт и неэлас спрос и предл. и их знач для продав. и покуп.

Спрос на товар зависит от его стоимости, дохода покуп-й и цен на др товары.

Предлож-е зависит от цены на этот товар и затрат на его пр-во.

Необходимо знать величину роста или сниж-я предл-я и спроса и как отреагирует спрос на измен-е цен. Это связано с эластичностью - число, отражает %-ное отклонение одной перееменной в резул-те 1%-ного отклонения др.

Эластич-ть спроса - величина, показ-ая, на сколько % изменится спрос на изм-е цены. Эласт спроса опред-ся умножением цены на кол-во и отражает изменение общ выручки от отклонения цены. Если понижение цены вызывает соотв увел-е кол-ва, а общ выручка увел-ся, то эласт спрос будет >1. эласт спрос характерен для товаров длит польз-я. Если понижение цены способ-ет незначит увел-ию кол-ва, если общ выручка сниж-ся, то спрос неэласт и <1. Перекрёстная эластичность спроса от цен представляет собой %-ное изменение спрашиваемого кол-ва товара при 1%-ном возрастании цен на др товары. Если коэф-т эластичности >0, то товары взаимозаменяемые, если <0- взаимодополняемые.  Для характеристики эласт-ти спроса сущ-ет коэф-т эласт-ти= отношению прироста кол-ва (%) к сниж-ю цены (%).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"