Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 05:00, шпаргалка

Описание работы

1. Эконом теория как наука. Эконом законы. Методы эконом теории. Эконом категории.
Экономика (термин ввёл Аристотель) - «правило ведения хоз-ва», занимается изучением деят-ти людей, её законов и закономерностей, условий и элементов в произ-ве.
Предмет экономики - экономич отношения (между людьми и соц группами, складывающиеся в пр-ве, распределении, обмене и потреблении благ).

Файлы: 1 файл

ответы на госы финансы и кредит 2010.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

32. Денеж масса. Проп. тов. и денеж массы на рынке. Особ. роль скор. обращ. денег и факт. её опред.

Денеж масса - совок-ть налич-х и безнал-х покупательных, платёжных и накопленных ср-в, обеспечивающих обращение товаров и услуг в нар. хоз-ве, кот. располагают частные лица, собственники и гос-во. ДМ явл-ся объектом регулир-ия со стороны ЦБ. Для анализа кол-ных изменений денеж обращения на опр дату и опр период исп-ют разл показатели (денежные агрегаты - между ними необх равновесие, т.к. будет нарушено денеж обращение). Они служат измерителями денеж массы в обращении: М1-наличка, счета до востребования; М2=М1+срочные вклады и др легколиквидные сбережения; М3= М2+сроч вклады крупных размеров; М4= М3+депозиные сертификаты круп ком банков. Равновесие наступает при М2>М1, оно укрепляется при М2+М3>М1. в этом случае денеж капитал переходит из наличного оборота в безналичный.

Пропорции: Людей всегда интересовало, какое кол-во денег необх для обслуж-я товарооборота и как это кол-во влияет на экономику.

Формула Фишера (MV = PQ). Из неё опред кол-во денег необх для обращения: М= PQ/V

Отсюда видно чем > создан национ продукт (товар масса), тем > денег должно нах-ся в обращении. С увел-еи товаров Q, надо увел и денеж массу.

На кол-во денег  М влияют факторы: 1) изменение кол-ва произвед-й пр-ции; 2) уровень цен на товары и усл; 3) скорость обращ-ия денеж ед. скорость обращ денег зависит от темпов экон роста

Скорость обращ. денег - показатель их движения в качестве ср-ва обращ. и ср-ва платежа.

Показатели скорости роста оборота денег: 1) скорость возврата денег в кассы ЦБ как отнош. суммы поступлений денег в кассы банка к ср годовой массе денег в обращении. 2) скорость обращ-я денег в налично-денеж обороте, исчисляемую путём деления суммы поступл. и выдачи наличных денег на среднегодовую массу денег в обращении. Ускорению обращения денег способ-ют  внедрение ЭВМ, применение электр ср-в денеж расчётов.

Закон денежного обращения: денеж масса в обращении * скорость денеж обращения = сумме цен реализ-ых товаров и услуг.

Соотнош. между спросом и предлож. денег определяет состояние денежного обращения: если в обороте > денег, чем их требуется для обслуж-ния хоз-ва, то наступает обесцен-ие денег - инфляция.

 

 

33. Предл. спрос на деньги. Общ. спрос на деньги. Граф. спроса и предл. денег и формир. уровня %.

Предложение денег зависит от: дефицита гос бюджета, уровня доходов населения уровня развития банков системы. Спрос на деньги зависит от: величины ВВП, скорости обращения денег, уровня цен, %-ных ставок по депозитам и т.д.

Общий спрос на деньги определяется как сумма спроса на деньги для совершения сделок и спроса на деньги со стороны активов:

Соотношение между спросом и предлож денег определяет состояние денежного обращения: если в обороте ≥ денег чем их требуется то наступает инфляция (их обесценивание). Для анализа кол-ных изменений денеж обращения на опр дату и опр период исп-ют разл показатели (денежные агрегаты).

Они служат измерителями денеж массы в обращении: М1-наличка, счета до востребования; М2=М1+срочные вклады и др легколиквидные сбережения; М3= М2+сроч вклады крупных размеров; М4= М3+депозиные сертификаты круп ком банков. Между агрегатами необх равновесие,т.к. будет нарушено денеж обращение. Равновесие наступает при М2>М1, оно укрепляется при М2+М3>М1. в этом случае денеж капитал переходит из нал. оборота в безнал.

Предложение денег= наличка+ суммы на текущих счетах.

Деньги  выполняют три функции: меры стоимости, средства сбережения и средства обращения. Первая из них (мера стоимости) не связана с потребностью в деньгах, так как для назначения цены наличные деньги не нужны. Поэтому основное внимание в теории спроса на деньги уделяется функциям денег как средства сбережения и средства обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Фин сис. и её элементы. Гос доходы, расходы, бюджет. Сбалан-сть бюдж. Гос долг.

ФС - форма орг-ции денеж отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспр-ю совокуп-го обществ-го продукта.

ФС  вкл-ет звенья фин отношений, кот. можно разбить на 2 подсистемы: 1) общегос-е финансы: (гос бюджет, внебюджет фонды, гос кредит, фонды страхования, фонд рынок. 2) финансы хоз субъектов: (гос-ых ,муниципальных, частных, акционерных, обществ-ых).

Гос доходы – денеж ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соотв-ии с законодат-вом и распоряжении органов гос власти.

Виды  гос. доходов: налоговые (фед., регион-е и местные; штрафы и пени.) и неналоговые - безвоздмезные перечисления и доходы целевых бюджет-х фондов (доходы от продаж имущества гос или муницип собст-ти; от платных услуг; ср-ва от мер гражданско-правовой деят-ти, административной и уголовной (штрафы, санкции и возмещ ущерба)).

Гос расходы – денеж ср-ва, направляемые на фин обеспеч-е задач и ф-ций гос-ва и местного самоупр-ия. Их формир-ие базируется на единых методологич основах, нормативах, фин затрат на оказание гос услуг, устанавл-ых Правит-ом РФ.

Виды  расходов: кап расходы: (на инвестиции, ср-ва на бюджет кредиты, на инвест цели юр лицам, на кап ремонт, связан с расширением пр-ва, расходы на ув имущ-ва , находящегося в собственности РФ), текущие расходы - для обеспеч-я текущего функционир-ия органов гос власти.

Бюджет - глав звено фин системы образования и использ-ия фонда денеж ср-в для обеспеч-я ф-ций органов гос власти. Гос бюджет явл-ся осн фин планом страны носит название фед-го (утверждён Фед Собр как Закон). Бюджет гос-ва – консолидир-ый бюджет РФ.

Сбалансированность  бюджета - т.е. V бюдж-х расходов должен соответвовать суммарному V доходов бюджета и поступлений из источников его дефицита.

Гос долг - долговые обязат-ва гос-ва перед национальными юр и физ лицами и действующие гос-е внеш заимствования. Это долг Правит-ва РФ.

Долговые  обязат-ва могут сущ-ать в форме: кредитных соглашений и договоров, от имени РФ, как заёмщика; гос займов, осуществл-х путём выпуска цен бумаг от имени РФ; договоров и соглаш-й о получении РФ бюдж-ых кредитов от бюджетов др уровней бюдж-й системы РФ

Долговые  обязат-ми могут быть: краткосроч (до1 года); среднечроч-ми (1-5 лет) и долгосроч (5-30 лет).

 

 

35. Налоги: сущность, виды, ф-ции. Фискальная  политика гос-ва. Кривая Лаффера.

Налоги - обязатсборы, взимаемые гос-ом с хоз. субъектов и граждан по ставке, установленной в законод-ом порядке. Налоги - основной источник доходов гос-ва.

Классиф-ция:

1) по  видам: федеральные (НДС, на доходы физ лиц,на операции с цен бумагами и акцизы, подоходный, гос пошлина); региональные (налог на имцщ-во орг-ций, транспортный налог, дорожный и др); местные (земельный, на рекламу, на имущ-во физ лиц).

2) по  форме взимания: прямые (устанавл-ся непосредственно на доход или имущ-во- пр→земельный, а доходы и имущ физ лиц); косвенные (вкл-ся в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги).

3) по целевому назначению: общие (для финансир-я любых нужд гос-ва), специальные (имеют целевое назначение).

4) по  времени уплаты: текущие (взимаются с опред периодичностью-Ндс ежемесячно или ежеквартально, а транспортный ежегодно), единовременные (с совершением нерегулярных событий-пр→на имущ-во переходящее в порядке дарения), чрезвычайные ( могут вводиться гос-вом в особ случаях, напр- начало воен действий).

Ф-ции  налогов:

1) фискальная (фиск-гос казна)-это фин поступления в гос бюджет; с её помощью обр-ся денеж фонд (бюджет). Через эту ф-ию. гос во обеспечивает: 1) достиж-е баланса между расх-ми и дох-ми бюдж-ов гос-ва; 2) равном распределении налогов, доходов по звеньям бюджет системы; 3) выполнение всех полит экономич и соц задач гос-ва.

2) регулирующая ф-ция - означает, что налоги, как актив участники перераспр-го процесса, оказывают серьёз влияние на пр-во, стимулируя или сдерживая его темпы. С помощью этой ф-ции осущ-ся: 1) регулир-ие спроса и предл-ия; 2) стимулир сбережений граждан; 3) выравнивание доходов отдел-х соц гр; 4) стимулир НТП.

3) распределительная - закл-ся в том, что гос-во изымает часть доходов орг-ций и физ лиц в гос бюджет, а затем направляет их на реализ-ию экономич и соц программ.

4) контрольная - позволяет гос-ву учитывать доходы орг-ций и физ лиц и разрабатывть рекомендации по совершенств-ю системы налогооблож-я.

Кривая  Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога:

Суть  «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

 

 

36. Фин политика гос-ва. Её содержание, значение и задачи.

Фин политика - совокуп-ть гос меропр-й, направл-х на мобилизацию фин ресурсов, их распределение и использ-ие для выполнения гос-вом своих ф-ций.

Фин пол  содержит комплекс мероприятий: 1) разработку общей концепции фин политики, опред-ие её направлений, целей и задач; 2) создание адекватного фин механизма; 3) управл-е фин деят-ю гос-ва.

Цели  фин пол: 1) выживание предпр-ия в условиях конкур-ции; 2) избежание банкр-ва; 3) лидерство в борьбе с конкур-ми; 4) максим-ция рыноч стоим-ти предпр-ия; 5) рост V пр-ва и реализации; 6) максимиз прибыли и минимиз расходов.

Основу  фин пол составляют стратегич направления, опред-щие долгосроч и среднесроч перспективу использ-ия финансов и предусматр-ет решение глав задач.

Задачи фин пол: 1) обеспечение условий для формиров-ия макс возможных фин ресурсов; 2) установление рационального использ-я фин ресурсов; 3) выработка фин механизма и его развитие с целями и задачами стратегии; 4) создание эффектив-й системы управления финансами.

Гл задача фин  пол - преодоление спада пр-ва, повышение соц защиты населения.

 

 

 

37. Инфл.: виды, причины, соц-но-экономич последствия. Антиинфл-ная политика.

Инфляция – обесценение денег, падение их покупат способ-ти, вызываемое соответ-но повыш-ем цен, товар-ым дефицитом, снижением качества товаров и услуг.

Виды инфл.:

1. По характеру  инфляц-го процесса: открытая – не сдерживаемый, свобод и продолжите рост цен; скрытая, или подавленная – гос-во устанавл-ет жёсткий контроль над ценами в условиях товарн дефицита. допускается сниж качества  пр-ции без уменьш-я цен на неё. инфляционный шок – резкое повышение цен.

2. По месту распространения: локальная – охватывает гр стран или всю глобал экон-ку.

3. По темпам повышения цен: "ползучая" (регулируемая) – цены подним-ся постепенно, но неуклонно, при умерен темпе ≈ на 10 % в год; галопирующая (быстрая) - свидетельствует не только о расстройстве денеж обращения, но и о серьёз нарушениях в кредитно – денеж. сфере. Измеряется 100-200% в год. Развитие эк-ки затруднено, но возможно может вызвать тяжёл эконом и соц последствия (падение пр-ва, закрытие предп., сниж уровня жизни).

Гиперинфл. – астрономич рост цен (от 500–1000% и более в год). Развит пр-ва невозможно.

Соц последствия инфл.: а) явл-ся своеобраз сверхналогом на все слои населения, от кот. никто не может защититься; б) ухудшает матер полож-е работников наёмного труда, т.к. реальная зар. плата отстаёт от номинальной, а та в свою очередь - от резко растущих цен на товары и услуги; в) наносит ущерб лицам творческих, свобод профессий, обесценивая их большие, но нерегулярные разовые доходы; г) подрывает занятость населения.

Антиинфляц. политика гос-ва может провод-ся методами актив. и адаптивной политики.

Активная - с целью ликвидации причин инф-ии, использует метод шоковой терапии, - за короткий период времени уничтож-тся причины инфляции. Она закл-ся в следующем: а) уменьш-ся гос расходы; б) растут налоги; в) формир-ся бездефиц. бюджет; г) проводится жёсткая ДКП; д) сдерживается рост зарплаты; е) вводится фиксир-й курс валюты;

Адаптивная - для приспособления к ней экономики и смягчения её отрицат последствий, использует метод постеп-го сокращ-я инф-ции - позволяет избежать шок в сфере занятости и пр-ва, а также чрезмерной соц напряжённости в обществе, ожидания подпитываются периодич индексациями доходов населения. Т.о., заранее опр-ть эффект-й путь борьбы с инфл. не возмож: всё зависит от конкр условий, сложив-ся в нац эк-ке, и возможностей, кот. располагает правит-во. Чтобы сдержать инфл., необходимо сокращать бюджетный дефицит.

 

 

38. Кредитно-ден. система гос.: теоретич. модели и практика кредитно-ден. политики.

Осн инструменты  ДКП - операции, с помощью кот. ЦБ может изменять банков резервы, денеж массу и V кредитования экономики.

К инструментам ДКП ЦБ относ-ся: 1. % ставки ЦБ РФ 2. установл-ие ориентиров роста денеж массы; 3. операции на открытом рынке; 4. установление экономич нормативов; 5. рефинансирование банков, 6. операции на валют рынке; 7. мин резервные требования. 8. регулирование деят-ти ком банков.

Осн цель ДКП на совр этапе - развитие экономики и повышение жизнен уровня граждан при обеспечении долгосроч стабиль-ти цен.

Денеж система - форма орг-ции денеж обращения.

Элементы  совр денеж сист: 1) денеж ед - установл-ый законод-но денеж знак, для соизмерения и выраж-я цен всех товаров и услуг). 2) масштаб цен – как выбор денеж ед страны и как ср-во выражения стоим-ти товара через весовое содержание денеж металла в этой выбранной ед-це.; 3) виды денег – прежде всего кредит-е деньги и в 1 очередь банкноты, размен-я монета, а также бумаж деньги (казначейские билеты),явл-ся законным платёж ср-вом; 4) эмиссионную систему – законод-но установл-й порядок выпуска и обращения денеж знаков, эмиссион-е операции осущ-ют: ЦБ, казначейство (выпускающее мелкокупюр денеж знаки).; гос аппарат регул-ия денеж-го обр-ия.

Кредитная система (через неё реализ-ся ф-ции и сущность кредита), она рассматривается в 2-х аспектах: функциональном (с его точки зрения под кр системой понимается совокуп-ть кредит-х отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредит система предмтавлена банковским, коммерч-им, потребительским, гос-ныи и международ кредитом.) и институциональном (с его точки зрения, кр система – совокуп-ть кредит-х институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денеж ср-ва в соотв-ии с осн принцмпами кредитования).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"