Шпаргалка по "Финансам и кредитам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:57, шпаргалка

Описание работы

Происхождение и сущность денег. Функции денег
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

б) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

1. Расходы федерального  бюджета: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; прочие расходы.

2. Расходы бюджетов субъектов  РФ: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации региональных целевых программ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; прочие расходы.

3. Расходы местных бюджетов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации и других учреждений; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

 

40 Сбалансированность  бюджета. Дефицит бюджета, его причины  и источники финансирования дефицита  бюджета.

 

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

 Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

 Конкретные причины такого  отставания могут быть различными, в частности:

- кризисные явления в экономике;

- неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия ):

- милитаризация экономики в  мирное время;

- осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

- чрезмерное увеличение темпов  роста социальных расходов по  сравнению с темпами роста  валового внутреннего продукта.

Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:- за счет увеличения его доходной базы;- на базе реструктуризации расходной части бюджета;- путем совершенствования бюджетных процедур.

Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически.

 При дефиците  бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита.

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).2. Государственный бюджет, его роль и значениеГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ — 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.Любой бюджет выполняет следующие основные функции:Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

41 Государственные  внебюджетные фонды. Порядок формирования  и направления использования  внебюджетных фондов в РФ

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

1) социальное обеспечение по возрасту;

2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

3) социальное обеспечение в случае безработицы;

4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд занятости населения РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондовформируются за счет:

1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

2) добровольных взносов физических и юридических лиц;

3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов:

1) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

2) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

4) единого сельскохозяйственного налога/ Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

 

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по возрасту;2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;3) социальное обеспечение в случае безработицы;4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Доходы государственных внебюджетных фондовформируются за счет:1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ;2) добровольных взносов физических и юридических лиц;3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов:1) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:2) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:4) единого сельскохозяйственного налога/ Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.  
42 Государственный кредит

Государственный кредит – такая форма кредитных отношений, когда в качестве кредитора или должника выступает государство. Первоначально возник и стал развиваться такой государственный кредит, при котором государство выступало в качестве должника. Причиной, заставляющей государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, был дефицит государственного бюджета.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.

Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:

1) приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;

2) коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

Характерная черта государственного кредита – непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств. Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита – дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов – их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.

Государственные займы можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся на размещенные центральными и местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.

3. В зависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются на рыночные и нерыночные.

4. В зависимости от срока привлечения средств подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными.

6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода – процентные, выигрышные, процентно-выиг-рышные, беспроигрышные и беспроцентные займы.

7. В зависимости от условий обращения – займы с правом досрочного погашения и без него

8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

 

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условия кредитного договора:

1) срок предоставления или получения кредита;

2) обязанности сторон;

3) условия обеспечения возврата ссуды;

4) размер процентной ставки за пользование ссудой. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции:

1) распределительную;

2) регулирующую;

3) контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1) по субъектам заемных отношений различают:

а) займы, размещаемые центральными органами управления;

б) займы, размещаемые территориальными органами управления;

2) по месту размещения выделяют:

а) внутренние;

б) внешние;

3) по возможности обращения на рынке:

а) рыночные;

б) нерыночные (выпускаются с целью мобилизации крупных средств);

4) по сроку:

а) краткосрочные (до 1 года) – векселя;

б) среднесрочные (от 1 до 5 лет) – облигации;

в) долгосрочные (от 5 лет, но не более 30);

5) по обеспеченности долговых обязательств:

а) закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

б) беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредитам"