Шпаргалка по маркетингу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:33, шпаргалка

Описание работы

Цель и задачи дисциплины Маркетинг в подготовке бакалавра по направлению Менеджмент
Целью дисциплины является создать профессиональную компетенцию студентов в области маркетинга для ориентации всех функций предприятия на рынок и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по курсу.docx

— 294.02 Кб (Скачать файл)

соответсвии с принципами маркетинга все аспекты хозяйственной деятельности

современного предприятия  должны планироваться и осуществляться с учетом

запросов рынка, требований потребителя. Следует, однако, оговориться:

маркетинг возможен лишь в  условиях жесткой конкуренции и  насыщенного рынка,

когда его принципы служат единственно возможным путем обеспечения

прибыльности производства, роста и развития предприятия.

     Маркетинг  в нашем понимании представляет  собой гармоническое сочетание

предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и

других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов

потребителей в целях  извлечения прибыли, обеспечения устойчивого

функционирования и развития предприятия.

 

 

Неразрывно с понятием сущности маркетинга связано понятие маркетинговое мышление:

 

1. Фундамент прочного  положение каждого предприятия  основан на потребностях клиента:  “Без клиента нет рынка, а  без рынка нет предпринимательства”.

 

2. Ценность рынка выше  ценности фирмы: ”Владеющий фирмой  несет расходы, владеющий рынком  получает доходы”.

 

3. Клиент заинтересован в решении проблеем: ”Нет пользы – нет ценности; нет ценности – нет денег”.

 

4. Масштаб качества –  оценка клиента: ”Червяк должен  нравиться рыбе, а не рыболову”.

 

5. Можно пробуждать потребности,  но из нельзя создать: ”Будильник может разбудить того, кто лежит в постели”.

 

6. Необходимо действовать,  а не ждать: ”Активное и  интенсивное ожидание ничего  не дает”.

 

 

  1. Важнейшие социально-экономические категории, связанные с маркетингом. Логика связи.

Рынок; Нужда; Потребность; Спрос; Покупка; Обмен; Потребление.

Схема формирования и удовлетворения спроса

Нужда: делать дырки в стене, Потребность: нужен  инструмент, Спрос: наличие денег  и желание купить инструмент и  т.д. и Потребление: делать дырки  в стене.

В основе маркетинга, лежат нужды людей. Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то.

Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой  природе человека. Они могут быть классифицированы на:

    1. физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);
    2. социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);
    3. личные нужды (знания, самовыражение).

Каждый из нас неоднократно переживал подобные чувства и, чем  большее значение имела та или  иная нужда, тем глубже оказывались  переживания. Из подобной ситуации могут быть только два выхода - либо найти средство удовлетворяющее нужду, либо подавить ее.

Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Испытываемое многими в жаркую погоду чувство жажды может быть удовлетворено жителем России хорошим холодным квасом, Германии - пивом, экваториальных островов где-нибудь в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.

Общественный прогресс способствует развитию потребностей его членов. В свою очередь производители предпринимают целенаправленные действия по созданию товаров и продуктов, способных удовлетворять эти потребности, а также стимулированию желания приобретать их. Потребности людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограниченны. Часто главным ограничителем выступают финансы, поэтому индивид будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Возможность удовлетворить потребность подводит нас к следующей базовой категории запросу.

Запрос представляет собойпотребность, подкрепленную покупательной способностью.

Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут определены с той или иной степенью точности. Для примера можно взять статистический справочник и посмотреть объемы потребления тех или иных продуктов или услуг. Однако запросы населения являются не вполне надежными показателями. Людям надоедают вещи, которые сегодня не в моде или они ищут разнообразия для того, чтобы отличаться от основной массы. В памяти лиц среднего и старшего поколения Советского Союза еще памятны времена, когда прилавки обувных магазинов были завалены кирзовыми сапогами и валенками разных размеров, а люди испытывали потребность в более модных и современных товарах. Что же такое товар?

Товар - все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Между потребностью и товаром  могут быть различные степени  соответствия или между товар может приносить потенциальному потребителю различную степень удовлетворения Рис. 1.2.

Рис. 1.2. Степень удовлетворенности  потребности товаром

Все товары, удовлетворяющие  нужду, называются товарным ассортиментом  выбора. В приведенном выше примере об удовлетворении жажды - квас, пиво, молоко кокосовых орехов и будут ассортиментным выбором. Попадая в супермаркет и испытывая целый комплекс нужд, связанных с организацией какого-либо торжественного мероприятия мы сталкиваемся самыми различными вариантами товарного ассортимента выбора.

По мере развития общества увеличиваются и расширяются  потребности его членов. Отдельные  из потребностей становятся нас только актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Существует целый ряд теорий мотивации потребностей. Наиболее известна теория мотивации потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для человека. Сначала удовлетворяются физиологические потребности, которые имеют более высокую степень значимости (рис. 1.3), а затем появляются побуждения к удовлетворению потребностей самосохранения. После удовлетворения этих потребностей движущими мотивами в деятельности человека последовательно являются: социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении.

Задача маркетологов создать  условия, обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей. Для этого в каждом конкретном случае необходимо отыскать потребителей и установить факторы, влияющие на формирование соответствующих потребностей, провести анализ и определить, как данные потребности будут развиваться в будущем. На основе этого следует обосновать и наладить производство соответствующих товаров, призванных более полно удовлетворить выявленные потребности.

Потребность в  самопознании

(реализация собственного  потенциала личности, таланта, способностей)

Социальные потребности

(любовь, общение, принадлежность к определенной социальной группе)

Потребность в  самосохранении

(одежда, жилище, чистая среда)

Физиологические потребности

(сон, пища)


Рис. 1.3. Иерархия потребностей человека

Остановив свой выбор на конкретных товара мы совершаем с представителями супермаркета обмен. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен чего-либо. Это наиболее цивилизованный способ удовлетворения нужды, хотя история знает и другие способы удовлетворения нужды - попрошайничество, воровство, собирательство или иной способ натурального самообеспечения.

Акта цивилизованного  обмена совершается при наличии  следующих необходимых условий:

1. Наличие, по меньшей  мере, двух субъектов.

2. Каждый субъект должен  обладать товаром, представляющим ценность для другой стороны.

3. Каждый субъект должен  обладать коммуникационными способностями  (возможностями) и обеспечить  доставку своего товара.

4. Каждый субъект должен  быть свободен в принятии решений  (согласиться или отказаться совершать обмен).

5. Каждая сторона должна  быть уверена в целесообразности  и желательности отношений с  другой стороной.

Если на все 5 условий дан  положительный ответ, то обмен становится реальным действием и приобретает  характер сделки.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен товарами или услугами в натуральной форме). Для совершения сделки также необходимо соблюдение определенных условий. К ним относятся:

1. Наличие минимум двух  ценностно равнозначных объектов.

2. Согласованные условия  заключения сделки (цена, время, место,  условия поставки и т.д. ).

Местом совершения сделок является рынок, который прошел длинный  исторический путь эволюционного развития. Исходным моментом его становления  стал период осознания человеком неэффективности полного самообеспечения себя всеми необходимыми продуктами питания и домашнего обихода. Начав с децентрализованного обмена люди в конце концов пришли к цивилизованному рынку. Эта эволюция хорошо описана в курс экономической теории.

Рынок - это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товаров.

Рынок - совокупность социально - экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

Становление и развитие рынка  обусловлено общественным разделением  труда. Рынок в маркетинге должен быть всегда конкретен и иметь  вполне определенные характеристики: географическое положение; покупательские потребности, порождающие соответствующий  спрос; емкость. Именно поэтому, первое определение с точки зрения маркетинга более точно.

В зависимости от того, какие  потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:

    1. потребительский рынок;
    2. рынок производителей;
    3. посреднический рынок;
    4. рынок государственных учреждений;
    5. международный рынок.

Потребительский рынок (рынок товаров народного потребления) - совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Рынок производителей (рынок товаров производственного назначения) -совокупность физических лиц, организаций и предприятий, приобретающих товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.

Рынок посредников (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.

Рынок государственных  учреждений - государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

Международный рынок - потребители товаров и услуг, находящиеся за пределами данной страны и включают физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

С точки зрения географического  положения можно выделить:

o        местный рынок - рынок, включающий один или несколько районов страны;

o        региональный рынок - рынок, охватывающий всю территорию данного государства;

o        мировой рынок - рынок, включающий страны всего мира.

Важной характеристикой рынка является соотношение между предложением и спросом на данный товар. С учетом последнего фактора говорят о рынке продавца и рынке покупателя.

На рынке продавца свои условия диктует продавец. Это возможно тогда, когда существующий спрос превышает имеющееся предложение. При таких условиях продавцу нет смысла исследовать рынок, его продукция все равно найдет сбыт, а в случае проведения исследования он понесет дополнительные затраты.

На рынке покупателя свои условия диктует покупатель. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов реализации концепции маркетинга.

 

  1. Факторы макро- и микро- среды маркетинга

Маркетинговая среда — все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.

Макросреда – это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

Существует  геоэкономические (социально-демографическая  среда, природно-физическая среда, культурно-образовательная  среда, маркетинговая информационная среда, научно-техническая среда) и  геополитические факторы (политическая среда, экономико-правовая среда, среда государственного регулирования).

Микросреда - часть маркетинговой среды, включающая физических и юридических лиц, а также рыночные факторы, непосредственно влияющие на маркетинговую деятельность организации. Состоит из поставщиков, инвесторов, банков, контактные аудитории, СМИ, властные структуры, партнеры по бизнесу, посредники, конкуренты, клиенты.

Внутренняя  среда характеризует потенциал  предприятия его производственные и маркетинговые возможности. Она состоит из маркетинга, денежных средств, инфраструктуры, имиджа и репутации, культуры организации, технологий организации, кадров  и менеджмента.

Информация о работе Шпаргалка по маркетингу