Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека. Основой формирования и управление товарным ассортиментом является предложение на рынок такого товара, который удовлетворяет потребности и приносит прибыль для дальнейшего развития предприятия. Особенную значимость ассортиментная политика приобретает в условиях существующей жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности управления ассортиментом производимых товаров зависят все экономические показатели.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota Андрей.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

Данные исследований дают основания полагать, что ОАО «Могилёвский мясокомбинат» имеет наибольшую долю рынка среди конкурентов  практически по всем районам Могилёвской  области, кроме г. Осиповичи и г. Бобруйска, в котором имеется свой мясокомбинат. В целом по Могилёвской области предприятие является лидером на рынке мясных продуктов и имеет высокую абсолютную и относительную доли рынка.

Темп роста рынков различной  продукции можно оценить на основании  данных о темпе прироста объёма отгруженной  продукции, представленных в таблице  9.

 

Таблица 9 - Темп прироста доли рынка

 

Наименование продукции (группы)

Объём отгруженной продукции, т

Темп прироста, %

2011 год

2010 год

всего на внутренний рынок

в т.ч. Могилевск. обл.

всего на внутренний рынок

в т.ч. Могилевская обл.

всего

Могилевская обл.

Вареная колбаса

5877,5

5631

5191,6

4367,7

13

29

Сосиски и сардельки

2979,2

2529,9

2580,1

2456,9

15

3

Полукопчёная

833,3

747,6

735,4

674,2

13

11

Сырокопченая

1332

831,4

962,8

635

38

31

Варено-копченая

881,4

786,5

991,4

896,1

-11

-12

Копчености

2823,7

2220,6

2489,8

1918,8

13

16

Нефондовая

2073,3

1859,8

1783,2

1591,7

16

17

Всего колбасные изделия

16800,4

14606,8

14334,3

12540,4

17

16

Полуфабрикаты

3148,8

2693,9

2672

2390,6

18

13

Продолжение таблицы 9

Пельмени

660,2

608,4

245,1

230,1

169

164

Говядина 

233,3

33,6

32,9

0,1

609

33500

Свинина

55,9

21,3

45,2

29

24

-27

субпродукты 1 категории

712,3

604,2

394,8

178,7

80

238

субпродукты 2 категории

162,84

150,04

178,25

138,6

-9

8


 

Оценивая темп прироста объёмов  продаж различных видов продукции, следует выделить говядину, темп прироста продаж которой в 2011 г. составил 609% всего  по Республике Беларусь и 33500 % по Могилёвской  области. Это свидетельствует о  высокой ёмкости рынка говядины и положительно характеризует перспективы  роста объёмов продаж говядины на внутреннем рынке. Также наблюдается  высокий темп прироста объёма продаж пельменей и субпродуктов 1 категории, который составил 164 % и 238 % соответственно. Среди потребителей, участвовавших в анкетировании, 55 % отметили, что собираются в ближайшем будущем покупать больше фарша и сырых колбас. Этот факт в совокупности с очевидным превышением спроса на данную группу товаров над предложением дают основание рассматривать данную категорию товаров как перспективную с точки зрения роста объёмов продаж. Темп прироста объёмов продаж в пределах 30 % следует рассматривать как незначительный, т.к. он вызван скорее ростов общего благосостояния общества, чем ростом потребительских предпочтений относительно тех или иных групп товаров.

На основании вышеприведённых  данных, группы товаров ОАО «Могилёвский мясокомбинат» можно распределить по матрице Бостонской консалтинговой группы способом, представленным на рисунке  10.

 

 

Относительная доля рынка

Темп роста объёмов продаж

Высокий

Высокая

Низкая

«Звезды»

1. Говядина

2. Пельмени

3. Субпродукты

4. Фарш и сырые колбасы

«Трудные дети»

Низкий

«Дойные коровы»

1 Варёные колбасы

2 Сырокопчёные и варено-копчёные  колбасы

3 Копчёности

4 Сосиски и сардельки

5 Полуфабрикаты

«Собаки»


 

Рисунок 10 - Матрица БКГ

Отсутствие среди ассортиментных групп «трудных детей» можно объяснить  консервативностью мясоперерабатывающей отрасли, т.е. все существующие на рынке  мясные продукты являются традиционными, они присутствуют в продаже много  десятилетий и хорошо знакомы  потребителям. Потребление традиционных мясных продуктов стало частью культуры населения, и нет оснований полагать, что спрос на существующие продукты снизится, следовательно, у предприятия  нет необходимости разрабатывать  принципиально новые виды продуктов.

2.6 Анализ показателей рентабельности

В Приложении Г представлен расчёт рентабельности и маржинальной рентабельности группы товаров «Полукопчёные колбасы», произведённый на основе плановой калькуляции себестоимости продукции ОАО «Могилёвский мясокомбинат». Итоговые значения сведены в таблицу 10.

 

Таблица 10 - Рентабельность и маржинальная рентабельность группы товаров «Полукопчёные колбасы»

 

Наименование продукции

Маржинальная рентабельность, %

Рентабельность, %

Казацкая 2/с

17,888

5,886

Обычная 2/с

17,376

5,078

Застольная 2/с

-1,131

5,028

Чесночная м/р

3,552

4,121

Пряная м/р

0,525

2,957

Старопольская 2/с

-3,852

2,161

Степная 2/с

12,581

-2,735

Походная 2/с

11,633

-5,555

Купаловская м/р 2/с

-20,739

-7,274

Щара 2с

10,686

-8,125

Сокольничья 2/с

12,695

-8,957

Краковская экстра в/с

4,396

-24,260


 

Оценивая величину маржинальной рентабельности, следует отметить, что она ниже теоретически допустимой. Это объясняется спецификой мясной промышленности, которая характеризуется высокой стоимостью мясного сырья и, соответственно, высоким удельным весом материальных затрат в себестоимости. По этой причине доля прямых затрат в себе стоимость по данной товарной группе находится в интервале от 88 до 95,5 %, что приводит к относительно низкой величине маржинальной прибыли и маржинальной рентабельности.

Более объективную информацию о значении каждой ассортиментной позиции  в формировании прибыли предприятия  даёт показатель рентабельности продукции. В товарной группе «Полукопчёные  колбасы» 50 % товаров имеют положительную рентабельность и объём производства этих товаров следует увеличивать до тех пор, пока не будет достигнут максимально возможный объём продаж. Рентабельность остальных 50 % товаров данной товарной группы является отрицательной, т.е. выпуск и продажа каждой дополнительной единицы этих товаров сопряжено с убытками. В отношении этих товаров могут быть приняты следующие меры:

1) снижение себестоимости  для получения положительной  рентабельности;

2) переориентация товаров  на сегменты рынка с более  высокими доходами и повышение  цены;

3) снятие товаров с производства.

Такому анализу может  быть подвергнута каждая ассортиментная группа товаров ОАО «Могилёвский мясокомбинат». По результатам анализа  можно сделать вывод, выпуск каких  видов продукции следует увеличивать, а какие продукты либо снимать  с производства, либо переориентировать  на сегменты потребителей с более  высокой платежеспособностью.

 

3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности

 

Особенностью таких предприятий  как мясокомбинаты является комплексная  переработка сырья. На ОАО «Могилёвский мясокомбинат» кроме мясной продукции изготавливается техническая продукция, представленная мукой мясокостной, жиром животным кормовым, мылом техническим, шкуры, жиры пищевые и эндокринно-ферментное сырьё. Практически безотходная технология комплексной переработки скота, во-первых, позволяет свести к минимуму объём отходов предприятия и расходов на их утилизацию, во-вторых, прибыль от реализации побочной продукции позволяет компенсировать часть издержек на производство основной продукции, что делает возможным снижение её цены и получение конкурентных преимуществ.

Для ОАО «Могилёвский мясокомбинат»  начинать работу по совершенствованию  комплекса маркетинга и, в частности, товарной и ассортиментной политики следует с совершенствования  состава отдела маркетинга. Отсутствие в составе отдела маркетинга и  внешнеэкономической деятельности специалистов с профильным образованием не может не сказываться на качестве управленческих решений в области  маркетинга, а также на эффективности  проводимых маркетинговых мероприятий.

Вторым важным направлением совершенствования ассортимента товаров  является подробный анализ рентабельности существующей продукции и максимально возможное исключение из ассортимента товаров, рентабельность которых ниже нуля. Производство и реализация таких товаров для предприятия экономически нецелесообразна, т.к. каждая реализованная единица такого товара приносит предприятию убытки, и размер убытков растёт пропорционально увеличению объёмов продаж этой категории товаров.

Основным экспортоориентированным товаром ОАО «Могилёвский мясокомбинат» на сегодняшний день в соответствии с бизнес-планом предприятия является мясо в тушах. Этот подход обоснован с точки зрения получения прибыли в иностранной валюте, однако несколько недальновиден. Реализация продукции, подвергнутой лишь первичной переработке и обладающей невысокой добавленной стоимостью, не позволяет получить того объёма выручки, который предприятие могло бы иметь, экспортируя из этого сырья конечную продукцию. Важным направлением совершенствования товарного ассортимента является увеличение глубины переработки сырья и производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

ОАО «Могилёвский мясокомбинат»  имеет преимущественное положение  на внутреннем рынке, которое обеспечивает развёрнутая ведомственная торговая сеть и оперативность доставки товаров  в торговые объекты. Однако в связи  с перенасыщенностью рынка РБ и жёсткой конкуренцией, предприятие  должно проводить маркетинговые  исследования зарубежных рынков, прежде всего рынка Российской Федерации, и прилагать усилия по продвижению продукции на эти рынки. Для повышения конкурентоспособности продукции и продвижения её на внешний рынок необходимо совершенствовать систему менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001, продолжать внедрение системы управления безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР и  повышать удельный вес сертифицированных Российской Федерацией продуктов.

Отвечая на вопрос о предпочтительной упаковке для колбасных изделий, 73% участников анкетирования отметили, что они предпочитают колбасы  в натуральной оболочке. Предприятию следует принять во внимание этот факт и расширить перечень колбасных изделий, выпускаемых в натуральной оболочке. Это позволит привлечь внимание потребителей тем, что упаковка не содержит синтетических материалов, следовательно, при прочих равных условиях она будет выглядеть в глазах покупателя более предпочтительной, чем продукция конкурентов в полиамидной оболочке. Также оболочка из полимерного материала плохо утилизируется, и более широкое применение натуральных оболочек при помощи рекламы может сформировать имидж ОАО «Могилёвский мясокомбинат» как предприятия, которое заботится об охране окружающей среды.

Ещё одним направлением совершенствования  комплекса маркетинга является формирование фирменного стиля предприятия и  использование его про оформлении оболочек варёных колбас, сосисок и упаковок пельменей. Это позволит потребителю быстро и безошибочно выделить продукцию ОАО «Могилёвский мясокомбинат» среди конкурентов на прилавке магазина. Информация о составе продукта, его пищевой ценности и сроке годности может быть напечатана мелким шрифтом, т.к. потребитель может ознакомиться с ней при более детальном изучении упаковки продукта, но принадлежность товара к той или иной торговой марке должна распознаваться потребителем с первого взгляда на товар. Также это позволит потребителю идентифицировать товар, если на ценнике в торговом объекте производитель товара указан слишком мелким шрифтом или не указан совсем.

 

Заключение

 

Целью деятельности ОАО  «Могилевский мясокомбинат» является выпуск конкурентоспособной продукции, безопасной, надежной по цене, с наилучшими потребительскими свойствами, удовлетворяющей требованиям потребителя и гарантирующей устойчивую прибыль предприятия.

Информация о работе Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии