Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека. Основой формирования и управление товарным ассортиментом является предложение на рынок такого товара, который удовлетворяет потребности и приносит прибыль для дальнейшего развития предприятия. Особенную значимость ассортиментная политика приобретает в условиях существующей жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности управления ассортиментом производимых товаров зависят все экономические показатели.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota Андрей.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

В то же время 55 % опрошенных собираются в ближайшем году покупать меньше пельменей, 45 % собираются снизить  потребление сосисок и сарделек, по 27 % планируют покупать меньше полуфабрикатов и субпродуктов,  по 18 % опрошенных  прогнозируют, что станут меньше потреблять копчёностей и варёных колбас и 9 % респондентов считают, что в  ближайшем году их потребление сырокопчёных и варёно-копчёных колбас снизится.

Оценивая решающий фактор, влияющий на выбор мясных продуктов, 64 % участников анкетирования выделили состав и сорт продукта и 36 % - цену.

64 % опрошенных чаще всего  приобретают мясные продукты  в специализированном мясном  магазине, 27 % - в супермаркетах и  9 % - в небольших магазинах.

Мнения потребителей о  том, какую сумму денег они  готовы потратить за 1 кг продукта, представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Мнения участников анкетирования о допустимой цене мясных продуктов

 

Мясные продукты

Допустимая цена

До 30 000 руб.

35 000 - 50 000 руб.

55 000 - 80 000 руб.

Более 80 000 руб.

Сырокопчёные и варёно-копчёные колбасы

 

9%

82%

9%

Пельмени

91%

9%

   

Копчёности

 

27%

45%

27%

Вареные колбасы

27%

73%

   

Сосиски и сардельки

18%

73%

   

Фарш и сырые колбасы

9%

64%

27%

 

Полуфабрикаты

27%

55%

18%

 

Субпродукты

91%

9%

   

 

Таким образом, за 1 кг. сырокопчёной или варёно-копчёной колбасы большинство потребителей (82 %) готовы заплатить от 55000 до 80000 руб. Допустимой ценой за 1 кг. пельменей большинство потребителей (91 %) считает цену до 30000 руб. За 1 кг. копчёностей почти половина (45 %) потребителей готова заплатить от 55000 до 80000 руб., 27 % считают, что предельной ценой является цена от 35000 до 50000 руб., и 27 % опрошенных готовы за 1 кг. копчёностей отдать более 80000 руб. 73 % опрошенных считают оптимальной ценой варёных колбас и сосисок цену от 35 000 до 50 000 руб. за 1 кг. Около половины опрошенных считают, что цена на фарш, сырые колбасы и полуфабрикаты должна находиться в интервале от 35000 до 50000 руб. 91 % опрошенных не готовы потратить на 1 кг. субпродуктов более 30000 руб.

Выражая своё мнение относительно использования соевого белка  и другого растительного сырья  в составе мясных продуктов, 64 % опрошенных высказались против использования растительного сырья, 27 % занимают нейтральную позицию и 9 % высказали положительное мнение.

Степень значимости для потребителей разных свойств мясных продуктов  представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 - Значимость для потребителей свойств мясных продуктов

 

Потребительские свойства

Степень значимости, %

Состав

93

Вкус

91

Запах

89

Срок хранения

84

Цвет

82

Цена

71

Торговая марка

69

Упаковка

67


 

Оценивая мясные продукты, потребители наибольшее внимание уделяют  составу продукта и его вкусу, меньше всего на мнение потребителей о товаре влияет упаковка и торговая марка.

Выражая своё мнение о продуктах  из нетрадиционных видов мяса, 68 % респондентов отметили, что готовы купить мясные изделия из крольчатины, 36 % согласились  бы купить продукты из мяса страуса  и баранины, 27 % - из индейки и 18 % опрошенных готовы приобрести изделия из мяса утки.

2.3 Анализ результатов  наблюдения

Наблюдение в маркетинговых  исследованиях представляет собой  метод сбора первичной маркетинговой  информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования. Целью наблюдения является получение дополнительных сведений о потребителях мясной продукции и их реакции на представленный в магазине ассортимент товаров.

Наблюдение проводилось  в фирменном магазине ОАО «Могилёвский мясокомбинат», т.к. широкий ассортимент  различных товарных групп мясных продуктов в сочетании с относительно небольшой торговой площадью создают  удобные условия для наблюдения за поведением потребителей. По виду наблюдение являлось прямым, скрытым, структурализованным и осуществлялось с помощью человека.

В наблюдении приняло участие 142 покупателя. По результатам наблюдения можно сделать вывод, что типичным покупателем мясных продуктов в специализированном мясном магазине является женщина либо семейная пара в возрасте старше 30 лет.

18 % потребителей  не совершили покупку, т.к. в  отделе, где продаются субпродукты,  не оказалось необходимого им  товара.

Большинство покупателей приобретали несколько  видов продуктов. Масса одной  покупки для таких групп товаров  как субпродукты, полуфабрикаты, фарш и сырые колбасы составляла в  среднем около 2 кг. Можно сделать вывод, что такие покупки совершаются не чаще 2 раз в месяц.

Масса одной покупки колбасных  изделий в среднем не превышала 1 кг. Это можно объяснить непригодностью этой категории продуктов к длительному  хранению и наличием их в ассортименте каждого торгового объекта, занимающего  продажей продуктов питания.

Одна из форм регистрации  наблюдений представлена в Приложении Б.

2.4 АВС-анализ и XYZ-анализ ассортимента предприятия

Проведение АВС-анализа  включает в себя несколько этапов:

  1. определяется цель анализа. Целью анализа является изучение товарных групп ассортимента продукции ОАО «Могилёвский мясокомбинат» и выявление товарных групп, которые приносят предприятию наибольший объём выручки;
  2. определяются действия по итогам анализа. По итогам анализа выделяется 3 группы товарной продукции и для каждой из них определяется комплекс управленческих решений, формирующих товарную политику предприятия;
  3. выбирается объект анализа и параметр анализа. Объектом анализа является ОАО «могилёвский мясокомбинат», в качестве параметра анализа выделен объём реализации продукции в денежном выражении за 2011 год;
  4. составляется рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра;
  5. рассчитывается доля параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров;
  6. выделяют группы А, В и С: присваивают значения групп выбранным объектам.

Полный расчёт при проведении АВС-анализа представлен в Приложении В. Результирующие показатели АВС-анализа сведены в таблицу 6.

 

 

 

Таблица 6 - АВС-анализ ассортиментных групп ОАО «Могилёвский мясокомбинат»

 

Наименование продукции

Выручка, млн. руб.

В % к итогу

В % нарастающим итогом

Группа

1 Говядина

389388,8

29,27

29,27

А

2 Свинина

236462,0

17,77

47,05

А

3 Вареные колбасы

151526,85

11,39

58,45

А

4 Копчености

144627,3

10,87

69,32

А

5 Сырокопченые

колбасы

105471,8

7,93

77,25

А

6 Сосиски

63837,9

4,79

82,05

А

7 Варено-копченые

колбасы

47527,9

3,57

85,62

В

8 Крупнокусковые и

мелкокусковые полуфабрикаты

46733,9

3,51

89,14

В

9 Полукопченые

колбасы

41482,9

3,11

92,26

В

10 Сардельки

37585,3

2,82

95,08

В

11 Нефондовые колбасы

26363,5

1,98

97,07

С

12 Фарш и сырая

колбаса

18633,4

1,40

98,47

С

13 Пельмени

9045,6

0,68

99,15

С

14 Мясокостные

полуфабрикаты

5438,3

0,40

99,56

С

15 Жир пищевой

5150,3

0,38

99,94

С

16 Котлеты

691,9

0,05

100

С

Итого

1329968

100

   

 

По данным АВС-анализа  можно выделить 3 группы. В группу А следует отнести следующие группы товаров:

  • мясо на кости (говядина и свинина);
  • вареные колбасы;
  • копчёности;
  • сырокопчёные колбасы;
  • сосиски.

Эти товары требуют тщательного  планирования, постоянного и скрупулезного  учета и контроля. Они составляют 80% оборота, соответственно неверные или  неэффективные управленческие решения, касающиеся этих групп товаров, могут  привести к значительному снижению выручки предприятия и ухудшению  его финансового положения. Эти  группы товаров подлежат периодическому учёту запасов с жёсткими допусками,  полная инвентаризация по ним должна ходить не реже раза в квартал, необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса. Также  следует тщательно отслеживать и сокращать сроки оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.

В группе В находятся следующие группы товаров:

  • варёно-копчёные колбасы;
  • крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты;
  • полукопчёные колбасы;
  • сардельки.

Их сумма долей с  накопительным итогом составляет от 80 до 95 %. Эти группы товаров в меньшей  степени важны и требуют обычного контроля, налаженного учёта.  Для  них применяются те же меры, что  и для категории А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.

К группе С относятся:

  • нефондовые колбасы;
  • фарш и сырая колбаса;
  • пельмени;
  • мясокостные полуфабрикаты;
  • жир пищевой;
  • котлеты.

Группа С включает в себя остальные группы товаров, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95 до 100% от общей суммы выручки. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Товары, попавшие в категорию С, однако, не следует исключать из ассортимента, т.к. ОАО «Могилёвский мясокомбинат» ориентировано на комплексную переработку мясного сырья, и некоторые группы товаров, оказавшиеся в категории С, обеспечивают практически безотходное производство.

Графическое отображение  АВС-анализа представлено на рисунке  9.

 

Рисунок 9 - АВС-анализ ассортимента ОАО «Могилёвский мясокомбинат»

 

Коэффициент вариации для  разных групп товаров, производимых ОАО «Могилёвский мясокомбинат», можно  рассчитать на основе объёма выпуска  продукции в натуральном выражении  в течение последних 7 лет, представленных в таблице 7.

 

Таблица 7 - Объём произведённой продукции с 2005 по 2011 г.

 

Объём производства

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Кв

Мясо, т

13305

14766

17670

18355

21502

22289

23621

19%

Колбасные  изделия, т

10915

11845

12980

15669

14989

15658

16435

14%

Полуфабрикаты, т

2270

2900

3136

3283

3125

3068

3482

12%


 

По данным таблицы видно, что коэффициент вариации по всем рассмотренным видам продукции  находится в диапазоне от 12 до 19 %,  что характерно для товаров  категории Y. Для таких товаров характерны средний прогноз продаж и колебания в спросе, которые находятся в разумных пределах. Коэффициент вариации по всем видам товаров превышает 10 %, т.к. предприятие стремится ежегодно увеличивать объём производства. Это необходимо для выполнения доведённого показателя темпа роста товарной продукции в сопоставимых ценах, величина которого в 2010 г. составила 114,4 %.                                           

2.5 Анализ ассортимента товаров с применением матрицы БКГ

Информация о доле рынка  ОАО «Могилёвский мясокомбинат», полученная в результате маркетинговых исследований, проводимых предприятием, представлена в таблице 8.

 

Таблица 8 - Доля рынка ОАО «Могилёвский мясокомбинат»

 

Наименование района

Доля рынка, %

Наименование района

Доля рынка, %

Белыничи

95

Чериков

69

Горки

95

Быхов 

90

Славгород

75

Кличев  

45

Дрибин 

85

Кричев

80

Чаусы

80

Климовичи

77

Костюковичи

95

Шклов

90

Краснополье

95

Могилевский район

93

Мстиславль 

65

Бобруйск

18

Хотимск

95

Осиповичи

10

Кировск

40

Глуск

60

Информация о работе Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии