Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека. Основой формирования и управление товарным ассортиментом является предложение на рынок такого товара, который удовлетворяет потребности и приносит прибыль для дальнейшего развития предприятия. Особенную значимость ассортиментная политика приобретает в условиях существующей жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности управления ассортиментом производимых товаров зависят все экономические показатели.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota Андрей.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Рисунок 7 - Схема финансового цикла

 

Однако если дефицита оборотных  средств нет и длина финансового  цикла близка к нулю или отрицательна (например, если предприятие получает авансы за продукцию на длительный срок), то ограничивающим фактором на количество произведенного товара будут уже  не денежные средства, а производственные мощности или существующий спрос  на товар.

1.4.5 Количественные и качественные критерии

Для того чтобы получить целостное  представление об ассортиментной группе, набор выбранных количественных критериев для оценки ассортимента необходимо дополнять качественными  характеристиками. В таблице 1 приведен набор количественных и качественных критериев для одного производственного предприятия.

Таблица 1 - Количественные и качественные критерии для комплексного анализа ассортимента 

 

Показатель

Влияние на привлекательность товарной группы

Емкость рынка

Рост — положительное  влияние

Темп прироста рынка

Рост — положительное  влияние

Степень насыщения рынка

Рост — отрицательное  влияние

Объем продаж в среднем  за месяц

Рост — положительное  влияние

Процент наценки

Рост — положительное  влияние

Средняя оборачиваемость

Рост — положительное  влияние

Прибыль на вложенные средства

Рост — положительное  влияние

Сезонность спроса

Наличие — отрицательное  влияние

Эластичность спроса

Наличие — отрицательное  влияние

Внутренняя конкуренция (аналогичные товары)

Наличие — отрицательное  влияние

Профильность (соответствие ассортиментной линейке)

Соответствие — положительное  влияние

Наличие каналов распределения

Наличие — положительное  влияние

Доступ к каналам влияние  распределения

Наличие — положительное  влияние

Наличие местных поставщиков

Наличие — положительное  влияние

Уровень вертикальной интеграции с поставщиками

Наличие — положительное  влияние

Интенсивность конкуренции  среди поставщиков

Рост — положительное  влияние

Наличие и величина отсрочки по оплате от поставщика

Наличие — положительное  влияние

Существование более крупных  или равных конкурентов

Наличие — отрицательное  влияние

Интенсивность конкуренции

Рост — отрицательное  влияние

Степень специализации конкурентов

Рост — положительное  влияние

Лояльность покупателей

Рост — положительное  влияние

Наличие товаров-заменителей

Наличие — отрицательное  влияние

Уровень внутренней интеграции

Наличие — положительное  влияние

Специализация оборудования

Рост — отрицательное  влияние

Загруженность мощностей

Рост — положительное  влияние

Обеспечение достаточной  мощности поставок в пиковый период

Наличие — положительное  влияние

Оценка руководителя (соответствие стратегическим целям)

Соответствие — положительное  влияние

Патенты и интеллектуальная собственность

Наличие — положительное  влияние

3ащита со стороны государства

Наличие — положительное  влияние

Государственные ограничения

Наличие — отрицательное  влияние


 

Как видно, критериев для оценки ассортимента (как количественных, так и качественных) существует довольно много. Однако нет необходимости пытаться рассчитать и учесть их все, такой расчет не вносит ясности, а, наоборот, только дезориентирует.  Поэтому процесс оптимизации структуры ассортимента все же следует начинать с определения целей компании, и уже на основании этих целей производить выбор наиболее значимых для компании в данный момент критериев оценки, которые дадут целостное представление о работе с ассортиментом. /3/

 

2 Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

ОАО «Могилевский мясокомбинат» - одно из крупнейших предприятий мясной промышленности Беларуси. Он зарегистрирован как открытое акционерное общество 30 января 2002 г. Предприятия находится в частной форме собственности. Уставный фонд предприятия на 1 января 2011г. составляет 15555 млн. руб. Он распределён следующим образом: государство – 97,5 %, частные лица – 2,5 %. Государственным органом, уполномоченным управлять имуществом предприятия, является комитет по сельскому хозяйству и продовольствию  Могилевского облисполкома. Среднесписочная численность работающих в 2011 г. составила 1153 человек, что позволяет отнести ОАО «Могилёвский мясокомбинат» к группе крупных предприятий.

ОАО «Могилёвский мясокомбинат»  занимается комплексной переработкой сельскохозяйственного скота  и  выпускает следующие виды продукции:

  1. мясо и субпродукты 1 категории (говядина, свинина), субпродукты 2 категории;
  2. жиры пищевые, в т.ч. говяжий, свиной, костный;
  3. сухие животные корма;
  4. жир кормовой;
  5. колбасные изделия, в т.ч. вареные, сосиски, сардельки, полукопчёные, твердокопчёные, сырокопчёные, сыровяленые, копчёности;
  6. мясные полуфабрикаты, в т.ч. котлеты,  пельмени, крупнокусковые и мелкопорционные, фарш мясной, мясо фасованное, колбасы сырые;
  7. мясо говядина и свинина в полутушах;
  8. шкуры крупного рогатого скота и свиней;
  9. кишечное сырьё;
  10. эндокринно-ферментное сырьё.

Основные показатели развития ОАО «Могилёвский мясокомбинат»  в 2010 г. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Основные показатели развития предприятия

 

Наименование показателей

Единица измерения

Значение

Темп роста товарной продукции  в сопоставимых ценах

%

102,1

Темп роста потребительских товаров

%

100,5

Экспорт продукции

тыс. долл

27783

Импорт продукции

тыс. долл

9214

Сальдо внешнеторгового баланса

тыс. долл

18569

Прибыль от реализации

млн. руб

8359

Чистая прибыль

млн. руб

5381

Рентабельность

%

3,3

Продолжение таблицы ___

   

Инвестиции

млн. руб.

4985

Запасы готовой продукции

млн. руб.

4390

Уд. вес запасов к среднемесячному объёму производства

%

20,0

Средняя заработная плата

тыс. руб.

1302,1

Темп роста производительности труда

%

102,1

Коэффициент ликвидности

 

2,0

Коэффициент обеспеченности СОС

 

0,5


 

Распределение продукции  ОАО «Могилёвский мясокомбинат»  по рынкам сбыта представлено на рисунке 8.

 

Рисунок 8 – Рынки сбыта предприятия

 

Преобладающая часть продукции  реализуется на территории Республики Беларусь. Конкурентами ОАО «Могилёвский мясокомбинат» в первую очередь  являются другие мясокомбинаты области  и республики в целом. На местном  рынке - это, прежде всего, предприятия области – Бобруйский мясокомбинат, ИП «Белатмит» (г. Быхов). На рынке г. Минска конкурентами выступают Минский, Гродненский мясокомбинаты и другие предприятия отрасли.

Сырьевой зоной для  работы мясокомбината являются сельскохозяйственные предприятия Могилёвской области, с которыми заключены договора на закупку скота. Скот поступает из 18 районов области от 140 сельхозпроизводителей.

Основными источниками финансирования производственной деятельности ОАО  «Могилевский мясокомбинат» является прибыль, выручка от основной деятельности и краткосрочные кредиты.

Состав отдела маркетинга и внешнеэкономической деятельности представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 - Отдел маркетинга и ВЭД ОАО «Могилёвский мясокомбинат»

 

Ф.И.О.

Занимаемая

должность

Образование,

специальность,

законченное

учебное заведение

Период работы

в отделе маркетинга и  ВЭД

Исаченко Т.И.

Начальник ОМ и ВЭД

высшее, Могилевский технологический

институт, инженер-технолог (1979 г.)

с   19.11.04.г.

Башаримов Н.Ф.

специалист ОМ и ВЭД

высшее, Могилевский технологический

институт, инженер-механик (1987 г.)

с 18.12.03 г. – начальник ОМ,

с 01.03.05 г. – специалист ОМ и ВЭД

Руммо Ю.

специалист ОМ и ВЭД

высшее,  БСХА

радиолог (2005 г.)

с  01.08.2005 г.

Басова Н.

специалист ОМ и ВЭД

среднее-специальное, Могилевский химико-технологический техникум, техник-технолог (1996 г.)

с 21.02.05 г.

Мельник И.А.

специалист ОМ и ВЭД

высшее, Могилевский технологический

институт, инженер-механик (1989 г.)

с 19.05.06 г.

Ногих О.

специалист ОМ и ВЭД

высшее, УО Могилевский государственный технологический университет, экономист-менеджер

с 21.01.08 г.


2.2 Анализ результатов  анкетирования

Анкетирование проводилось  с целью изучения мнения потребителей мясных продуктов по следующим вопросам:

  1. известность и отношение покупателей к торговой марке «Богатырская еда»;
  2. факторы, определяющие потребительский выбор, и их степень их весомости;
  3. физическая и экономическая доступности мясных продуктов;
  4. тенденции потребительского спроса;
  5. отношение потребителей к новым товарам.

Если оценить сегмент  рынка, представленный жителями г. Могилёва, в 450000 человек и долю потребителей, предпочитающих продукцию ОАО «Могилёвский мясокомбинат», в 60 %, то размер выборки можно рассчитать следующим образом:

 

 

 

Таким образом, приняв величину доверительной вероятности равной 92 %, можно с относительно высокой точностью определить мнение потребителей по изучаемым вопросам посредством анкетирования 150 человек.

Экземпляр анкеты, используемой в проведённом маркетинговом  исследовании, представлен в Приложении А.

Оценивая  половозрастную структуру опрошенных респондентов, следует отметить, что большинство из них (91%) составляли женщины. Возрастная структура имеет вид:

  • 18-21 лет - 36 %;
  • 22-25 лет - 16 %;
  • 31-45 лет - 20 %;
  • 45-60 лет - 27 %.

Ежемесячный доход 45 % участников анкетирования составляет менее 1 млн. руб., 36 % участников имеют доход от 2 до 3 млн. руб. и 18 % - от 3 до 6 млн. руб.

Все респонденты отметили, что приобретали продукцию ОАО  «Могилёвский мясокомбинат», из них  сырокопчёные и варёно-копчёные колбасы  приобретали 64 % опрошенных, пельмени - 45 %, копчёности - 55 %, субпродукты - 18 %, вареные колбасы - 82 %, фарш и сырые колбасы - 27 %, полуфабрикаты - 36 %, сосиски и сардельки приобретали все 100 % принявших участие в анкетировании. При этом претензии к качеству продукции возникали у 18 % опрошенных.

Все участники анкетирования  отметили, что они удовлетворены  ассортиментом продуктов ОАО  «Могилёвский мясокомбинат».

Размер одной покупки  варьируется в зависимости от вида товара:

  • у 71 % респондентов количество покупаемых варёно-копчёных и сырокопчёных колбас составляет до 500 г. за одну покупку, у 29 % - от 500 г. до 1 кг.;
  • 44 % респондентов за 1 раз приобретают до 500 г. пельменей, 56 % - до 1 кг.;
  • при покупке копчёностей 63 % опрошенных приобретает до 500 г., 38 % - от 500 г. до 1 кг.;
  • количество приобретаемых за одну покупку варёных колбас у всех респондентов не превышает 1 кг., при этом у 50 % респондентов размер одной покупки менее 500 г.;
  • 55 % опрошенных приобретают менее 500 г. сосисок и сарделек, 36 % приобретают от 500 г. до 1 кг. и у 9 % размер одной покупки может составлять до 2,5 кг.;
  • при покупке фарша и сырых колбас 43 % участников анкетирования приобретают до 1 кг. и 57 % - от 1 до 2,5 кг;
  • у всех респондентов, приобретающих мясные полуфабрикаты, размер покупки составляет от 1 до 2,5 кг;
  • у 20 % респондентов, приобретающих субпродукты, размер покупки не превышает 20 %, у 60 % он составляет от 500 г. до 1 кг, у 20 % - от 1 до 2,5 кг.

73 % участников анкетирования  отметили, что они предпочитают  колбасы в натуральной оболочке, и 27 % - в полиамидной. При этом потребители отметили, что хотели бы видеть в продаже больше колбас в натуральной оболочке.

28 % опрошенных сталкивались  с отсутствием в продаже продуктов  ОАО «Могилёвский мясокомбинат»,  которые они хотели бы купить. Потребители сталкивались с отсутствием  в продаже пельменей, фарша,  сырых колбас, говяжьей печени  и других субпродуктов.

Оценивая вероятность  покупки мясного продукта, с которым  участники анкетирования ещё  не сталкивались, 55 % отметили, что готовы приобрести новый продукт, если цена его не будет слишком высокой, 18 % опрошенных сначала постараются найти больше информации о новом продукте, а затем примут решение о покупке. И 27 % опрошенных отметили, что не приобретут новый товар до тех пор, пока им его не посоветует человек, к мнению которого они прислушиваются.

Частота покупок мясных продуктов  распределилась следующим образом:

  • 38 % респондентов приобретают сырокопчёные и варено-копчёные колбасы реже 1 раза в месяц, 25 % - от 1 до 2 раз в месяц и 37 % - каждую неделю;
  • 67 % опрошенных покупают пельмени реже 1 раза в месяц, 22 % - от 1 до 2 раз в месяц и 11 % - еженедельно;
  • копчёности реже 1 раза в месяц покупает 38 % опрошенных, 25 % респондентов покупают копчёности от 1 до 2 раз в месяц и 37 % совершают покупки каждую неделю;
  • 11 % участников анкетирования приобретают варёные колбасы реже 1 раза в месяц, 33 % - от 1 до 2 раз в месяц, 44 % совершают покупки еженедельно и 12 % приобретают вареные колбасы каждые несколько дней;
  • сосиски и сардельки 27 % опрошенных покупают реже 1 раза в месяц, 36% покупают их от 1 до 2 раз в месяц, еженедельно делают покупки 28 % и 9 % опрошенных покупают сосиски и сардельки каждые несколько дней;
  • фарш и сырые колбасы 60 % опрошенных покупают от 1 до 2 раз в месяц и 40 % опрошенных покупают эти продукты реже 1 раза в месяц;
  • 83 % респондентов покупают полуфабрикаты реже 1 раза в месяц и 17 % - несколько раз в течение одного месяца;
  • субпродукты 67 % участников анкетирования приобретает реже 1 раза в месяц и 33 % - от 1 до 2 раз в месяц.

В ближайшем году 55 % респондентов планируют приобретать больше фарша  и сырых колбас, 36 % - сырокопчёных и варёно-копчёных колбас, субпродуктов планируют увеличить потребление 27 %,  по 27 % опрошенных планируют покупать больше варёные колбасы и сосиски, больше копчёностей собираются покупать 9 % и 9 % опрошенных считают, что в ближайшем году увеличат количество приобретаемого свежего мяса.

Информация о работе Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии