Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:58, курсовая работа
Цель исследования, изучить методы регионального анализа потребительского рынка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть схему функционирования экономики региона.
2. изучить направления анализа экономики региона.
3. проанализировать типологизацию регионов.
4. ознакомиться с анализом межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.
Введение 2
Глава 1. Методы регионального анализа 3
1.1 Схема функционирования экономики региона и методы ее изучения 3
1.2 Направления анализа региональной экономики 9
1.3 Типологизация регионов 12
1.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики 15
Глава 2. Анализ регионального потребительского рынка пива 17
2.1 Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» 17
2.2 Исследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива Нижегородской области 18
2.3 Сегментация потребителей пива и оценка целевых сегментов рынка 22
2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций и позиций конкурентных марок 29
Заключение 34
Список литературы 37
Методы анализа регионального рынка
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Методы регионального анализа 3
1.1 Схема функционирования экономики региона и методы ее изучения 3
1.2 Направления анализа региональной экономики 9
1.3 Типологизация регионов 12
1.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики 15
Глава 2. Анализ регионального потребительского рынка пива 17
2.1 Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» 17
2.2 Исследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива Нижегородской области 18
2.3 Сегментация потребителей пива и оценка целевых сегментов рынка 22
2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций и позиций конкурентных марок 29
Заключение 34
Список литературы 37
Региональная экономика
– одна из важнейших отраслей экономических
знаний. Предметом региональной экономики
является изучение социально-экономического
регионального размещения производительных
сил России и развития отраслей ее
экономики, важнейших природно-
Региональный анализ изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.
Объект исследования – региональный анализ.
Предмет исследования – методы регионального анализа.
Изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы, но в своей работе я более подробно рассмотрю методы регионального анализа.
Цель исследования, изучить методы регионального анализа потребительского рынка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть схему функционирования экономики региона.
2. изучить направления анализа экономики региона.
3. проанализировать типологизацию регионов.
4. ознакомиться с анализом межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.
5. провести анализ потребительского рынка пива Нижегородской области на основе ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский».
Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая сейчас испытывает коренную перестройку в направлении социологизации. Но и при приоритетном развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры останутся электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт.
Таким образом, региональная экономика - это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.
В своих исследованиях региональная экономика использует комплекс научных методов, важнейшим из которых является балансовый. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т.е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.
Специфическим методом исследования в региональной экономике является картографический метод. Карта в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.
Системный анализ -
это метод научного исследования,
при котором комплексное
Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.
Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).
Метод экономико-математического
моделирования (моделирование
Метод таксонирования — процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки.
Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования.
Методы социологических
исследований. Они включают: стандартизированные
интервью, индивидуальные собеседования
с представителями разных отраслей
и сфер социально-экономического комплекса
региона; контент-анализ интервью и
публичных выступлений
Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.
В дореформенный
период основным звеном организации
производства была отрасль. За обеспечение
народного хозяйства
Переход к рыночным
отношениям в первую очередь затронул
отношения собственности. Нормальный
рынок невозможен без многообразных
форм собственности, конкуренции, новых
экономических структур и форм предпринимательства.
Чтобы рыночная экономика начала
эффективно функционировать, в каждом
регионе должна быть создана критическая
масса активных рыночных субъектов
– частных, кооперативных, акционерных,
совместных предприятий (мин.30-40% до 70-80%).
Вместе с тем наличие государственной
собственности необходимо, прежде всего,
в сферах, связанных с воспроизводством
национального богатства
Их объединяет то, что они работают на реализацию целей общегосударственного уровня.
Роль госпредприятий
существенно различается в
Собственность субъектов – тоже государственная, но находится в управлении субъектов и на их содержании.
Муниципальная собственность – тоже государственная, но находящаяся в оперативном управлении местной администрации. Промышленные предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием населения.
Негосударственная
частная собственность – малые
и средние предприятия, акционерные
общества. Акционерная форма открывает
возможности взаимодействия негосударственных
предприятий и местных
Отраслевой принцип
управления экономикой, слабая увязка
отраслевого и территориального
управления привели к тому, что
главные экономические
Управление на региональном уровне сводилось к разработке комплексного плана социально-экономического развития, как бы миникопию нархозплана, а точнее набор разрозненных решений, принимаемых различными структурами системы управления, часто несбалансированные между собой. Результаты исследований не воспринимались экономической практикой, т.к. по законам централизованного управления экономикой власть была сосредоточена в руках отраслевых министерств, по сути, являвшихся государственными монополиями с вертикальным управлением.
Госстатистика также ориентирована на потребности отраслевого планирования и не отражала параметры регионального процесса воспроизводства и его эффективность. В 60-е годы началась разработка межотраслевых балансов производства и распределения продукции регионов.
Разработка межотраслевых балансов по отдельным регионам послужила толчком к зарождению современной науки о региональной экономики.
Чтобы говорить о схеме функционирования экономики региона, необходимо представлять, какими показателями она измеряется и какими методами рассчитывается.
Обобщающие показатели - совокупный общественный продукт (общий объем производства материальных благ и услуг в отраслях материального производства, его отраслевая и стоимостная структура).
Чистая продукция региона – вновь созданная стоимость. Основная характеристика измерения эффективности региональной экономики.
Использованный национальный доход (доля региона в потреблении.)
Конечная продукция региона – часть совокупного общественного продукта, которая обеспечивает формирование фонда потребления, накопления и возмещения использованных основных фондов, а также уходит за пределы региона, т.е. в нее входит часть промежуточного продукта, которая уходит и используется за пределами региона. Поэтому конечный продукт в стране меньше суммы конечных продуктов регионов.
Необходимый и прибавочный продукт. Зарплата и выплаты типа зарплаты. Прибавочный – прибыль, налог на добавленную стоимость и различные платежи за используемые ресурсы[2].
Показатели эффективности. Частные – материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость – удельные затраты на производство единицы продукции.
Но в условиях
перехода к новой системе управления,
когда ответственность за создание
условий жизнедеятельности
Информация о работе Анализ регионального потребительского рынка пива