Анализ регионального потребительского рынка пива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, изучить методы регионального анализа потребительского рынка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть схему функционирования экономики региона.
2. изучить направления анализа экономики региона.
3. проанализировать типологизацию регионов.
4. ознакомиться с анализом межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Методы регионального анализа 3
1.1 Схема функционирования экономики региона и методы ее изучения 3
1.2 Направления анализа региональной экономики 9
1.3 Типологизация регионов 12
1.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики 15
Глава 2. Анализ регионального потребительского рынка пива 17
2.1 Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» 17
2.2 Исследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива Нижегородской области 18
2.3 Сегментация потребителей пива и оценка целевых сегментов рынка 22
2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций и позиций конкурентных марок 29
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Методы регионального анализа.docx

— 111.23 Кб (Скачать файл)

Методы  анализа регионального рынка

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Методы регионального анализа 3

1.1 Схема функционирования экономики региона и методы ее изучения 3

1.2 Направления анализа региональной экономики 9

1.3  Типологизация регионов 12

1.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики 15

Глава 2.  Анализ регионального потребительского рынка пива 17

2.1  Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» 17

2.2  Исследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива Нижегородской области 18

2.3 Сегментация потребителей пива и оценка целевых сегментов рынка 22

2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций и позиций конкурентных марок 29

Заключение 34

Список литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Региональная экономика  – одна из важнейших отраслей экономических  знаний. Предметом региональной экономики  является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических  особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.

Региональный анализ изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе.

Объект исследования – региональный анализ.

Предмет исследования – методы регионального анализа.

Изучение региональных социально-экономических систем опирается  на довольно широкий круг методов  и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы, но в своей работе я более подробно рассмотрю методы регионального анализа.

Цель исследования, изучить методы регионального анализа потребительского рынка.

Задачи исследования:

1.  рассмотреть схему функционирования экономики региона.

2.  изучить направления анализа экономики региона.

3.  проанализировать типологизацию регионов.

4. ознакомиться с анализом межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.

5. провести анализ  потребительского рынка пива  Нижегородской области на основе  ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский».

 

 

Глава 1. Методы регионального анализа

1.1 Схема функционирования экономики региона и методы ее изучения

Современный хозяйственный  комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая сейчас испытывает коренную перестройку в направлении  социологизации. Но и при приоритетном развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры останутся электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт.

Таким образом, региональная экономика - это область научных  знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические  процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.

В своих исследованиях  региональная экономика использует комплекс научных методов, важнейшим  из которых является балансовый. Составление  отраслевых и региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения  между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный  комплекс, т.е. обеспечивающими как  потребность ведущих отраслей, так  и нужды населения, и отраслями  сферы услуг.

Специфическим методом  исследования в региональной экономике  является картографический метод. Карта  в региональной экономике не только объект изучения, но и источник получения  информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря  использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.

Системный анализ - это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и  внутренних взаимосвязей дополняется  изучением их взаимодействия и окончательные  выводы делаются на основе соизмерения  прямых и обратных связей. Системный  анализ является всесторонним анализом, использующим принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т. е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.

Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых  явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

Метод экономико-географического  исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).

Метод экономико-математического  моделирования (моделирование территориальных  пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства  региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных  средств данный метод позволяет  с минимальными затратами труда  и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные  решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые  поставлены перед региональным исследованием.

Метод таксонирования — процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки.

Вариантный метод  размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования.

Методы социологических  исследований. Они включают: стандартизированные  интервью, индивидуальные собеседования  с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса  региона; контент-анализ интервью и  публичных выступлений руководящей  элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Важное место  в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и  прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. 

 

В дореформенный  период основным звеном организации  производства была отрасль. За обеспечение  народного хозяйства определенными  видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерство. Это самая нехитрая и самая неэффективная система управления производством. Каждый регион добивался размещения на своей территории строительства новых крупных промышленных объектов, так как это предвещало и развитие социальной инфраструктуры и прочее. В 70-х годах структура управления изменилась, появились производственные объединения, находящиеся в разных территориально-административных образованиях. Но это осложнило территориально-отраслевое взаимодействие.

Переход к рыночным отношениям в первую очередь затронул отношения собственности. Нормальный рынок невозможен без многообразных  форм собственности, конкуренции, новых  экономических структур и форм предпринимательства. Чтобы рыночная экономика начала эффективно функционировать, в каждом регионе должна быть создана критическая  масса активных рыночных субъектов  – частных, кооперативных, акционерных, совместных предприятий (мин.30-40% до 70-80%). Вместе с тем наличие государственной  собственности необходимо, прежде всего, в сферах, связанных с воспроизводством национального богатства страны, с укреплением обороноспособности, с бесперебойной работой транспорта, энергетики и др. отраслей, обеспечивающих жизнеспособность народного хозяйства.

Их объединяет то, что они работают на реализацию целей  общегосударственного уровня.

Роль госпредприятий существенно различается в различных  регионах страны (в северных и восточных  целесообразно усилить роль госсектора).

Собственность субъектов  – тоже государственная, но находится  в управлении субъектов и на их содержании.

Муниципальная собственность  – тоже государственная, но находящаяся  в оперативном управлении местной  администрации. Промышленные предприятия  местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с  обслуживанием населения.

Негосударственная частная собственность – малые  и средние предприятия, акционерные  общества. Акционерная форма открывает  возможности взаимодействия негосударственных  предприятий и местных администраций.

Отраслевой принцип  управления экономикой, слабая увязка отраслевого и территориального управления привели к тому, что  главные экономические пропорции  развития в рамках теории расширенного воспроизводства исследовались  с позиций народнохозяйственного  уровня (либо по республикам) Региональный воспроизводственный процесс практически  не был предметом исследования и его отличительные особенности не учитывались[1].

Управление на региональном уровне сводилось к разработке комплексного плана социально-экономического развития, как бы миникопию нархозплана, а точнее набор разрозненных решений, принимаемых различными структурами системы управления, часто несбалансированные между собой. Результаты исследований не воспринимались экономической практикой, т.к. по законам централизованного управления экономикой власть была сосредоточена в руках отраслевых министерств, по сути, являвшихся государственными монополиями с вертикальным управлением.

Госстатистика также ориентирована на потребности отраслевого планирования и не отражала параметры регионального процесса воспроизводства и его эффективность. В 60-е годы началась разработка межотраслевых балансов производства и распределения продукции регионов.

Разработка межотраслевых  балансов по отдельным регионам послужила  толчком к зарождению современной  науки о региональной экономики.

Чтобы говорить о  схеме функционирования экономики  региона, необходимо представлять, какими показателями она измеряется и какими методами рассчитывается.

Обобщающие показатели - совокупный общественный продукт (общий объем производства материальных благ и услуг в отраслях материального производства, его отраслевая и стоимостная структура).

Чистая продукция  региона – вновь созданная  стоимость. Основная характеристика измерения  эффективности региональной экономики.

Использованный  национальный доход (доля региона в  потреблении.)

Конечная продукция  региона – часть совокупного  общественного продукта, которая  обеспечивает формирование фонда потребления, накопления и возмещения использованных основных фондов, а также уходит за пределы региона, т.е. в нее  входит часть промежуточного продукта, которая уходит и используется за пределами региона. Поэтому конечный продукт в стране меньше суммы конечных продуктов регионов.

Необходимый и прибавочный  продукт. Зарплата и выплаты типа зарплаты. Прибавочный – прибыль, налог на добавленную стоимость  и различные платежи за используемые ресурсы[2].

Показатели эффективности. Частные – материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость – удельные затраты на производство единицы продукции.

Но в условиях перехода к новой системе управления, когда ответственность за создание условий жизнедеятельности ложится на региональные органы власти появились новые подходы к определению эффективности. Соотношение между произведенной чистой продукцией и использованными для ее получения ресурсами. Этот показатель хорош, когда ответственность региональных органов власти сочетается с конкретными полномочиями и возможностями реализации своих функций.

Информация о работе Анализ регионального потребительского рынка пива