Анализ регионального потребительского рынка пива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, изучить методы регионального анализа потребительского рынка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть схему функционирования экономики региона.
2. изучить направления анализа экономики региона.
3. проанализировать типологизацию регионов.
4. ознакомиться с анализом межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Методы регионального анализа 3
1.1 Схема функционирования экономики региона и методы ее изучения 3
1.2 Направления анализа региональной экономики 9
1.3 Типологизация регионов 12
1.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики 15
Глава 2. Анализ регионального потребительского рынка пива 17
2.1 Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» 17
2.2 Исследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива Нижегородской области 18
2.3 Сегментация потребителей пива и оценка целевых сегментов рынка 22
2.4 Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций и позиций конкурентных марок 29
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Методы регионального анализа.docx

— 111.23 Кб (Скачать файл)

Пример построения типологии по такому методу дается в таблице 1[9].

По величине заработной платы относительно среднероссийского  уровня 15 регионов (субъектов федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока  в 1990 г. разделялись следующим образом: 13 регионов имели уровень зарплаты выше среднероссийского и только 2 – ниже среднероссийского (Хакасия  и Гыва). За 1991 – 1997 гг. произошли некоторые изменения: из группы регионов: уровнем зарплаты выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу регионов с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 – один регион (Хакасия). Таким образом, в 1997 г. 15 регионов разделяются на четыре группы: (1.1) – II регионов; 1.2 – 2; 2.1 – 1; 2.2 – 1.

Таблица 1.

Типология регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока  по уровню и динамике заработной платы  работников предприятии и организаций (1990—1997 гг.)

Регионы, в которых  в 1997 г. заработная плата была выше среднероссийской Регионы, в которых в 1997 г. заработная плата была ниже среднероссийской Регионы, в которых в 1990 г. заработная плата  была выше среднероссийской

Красноярский край, Иркутская,

Читинская области,

Республика Саха,

Чукотский автономный округ, Приморский край,

Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская  области

Республика Бурятия, Еврейская автономная область Регионы, в которых в 1990 г. заработная плата  была ниже среднероссийской Республика Хакасия Республика Тыва

Типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, характеризующих уровни (динамику) экономического и социального развития

Важным элементом  регионального анализа является построение типологий регионов. Точная типологизация необходима как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Наиболее распространенной является типологизация на основе исходного состояния и динамики определенного индикатора. Она осуществляется в следующей последовательности:

1.  рассчитывается средняя величина показателя;

2.  выделяются регионы, в которых наблюдаемый показатель выше среднего и ниже среднего.

Для наибольшей наглядности  используются матричные способы  представления данных.

Приведем пример типологизации регионов на примере двух индикаторов (таблица 2)[10].

На основе выполненной  типологизации можно выделить регионы - лидеры, это тюменская область (380%), республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, камчатская область, Магаданская область.

Наиболее отсталыми  являются такие регионы, как брянская и тамбовская область, Республики Алтай  и Кабардино-Балкария, Псковская  область, Адыгея, Ивановская и Пензенская область, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия.

Таблица 2.

Распределение регионов по среднедушевому ВРП на душу населения  в 2000 г.

Группы регионов по отношению к среднероссийской величине ВРП на душу населения Число  регионов в группе Доля в суммарном  объеме ВРП, % Средняя групповая величина ВРП на душу населения по отношению  к средней в России, в % Более 150%, лидеры 6 25,7 277 125-150, развитые 5 8,7 139 100-125, благополучные 8 17,6 112,2 75-100, менее благополучные 19 24,9 86,3 50-75, слаборазвитые 27 19,7 62,2 Менее 50 - бедствующие 14 3,4 41,1 Итого 79 100 100

Типологизация регионов по главным проблемам регионального развития

Примером может  служить типология (табл. 3.), разработанная  Институтом экономики и организации  промышленного производства Сибирского отделения РАН для выделения  проблемных регионов, требующих государственной  поддержки. Типология построена  по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального  развития) соответствуют определенные типы регионов[11].

Таблица 3.

Типология субъектов  Российской Федерации по основополагающим проблемам регионального развития

Типы Число регионов

I. Основополагающие  проблемы – экономические

1. Традиционно-отсталые а) расположенные в неблагоприятных природно-климатических условиях 10 б) расположенные в благоприятных природно-климатических условиях 5 2. Депрессивные а) дореформенные 7 б) новые 4 3. Традиционно-развитые а) не адаптировавшиеся к новым экономическим условиям 8 б) более адаптировавшиеся к новым экономическим условиям (к числу проблемных регионов не относятся) 42 4. Программно-развивающиеся (ресурсные) а) существующие 7 б) перспективные 2

II. Основополагающие  проблемы – геополитические

Приграничные а) стратегические 7 б) новые 2

III. Основополагающие  проблемы – этнические

Конфликтные а) межнациональных отношений 3 б) национальных диаспор 3

IV. Основополагающие  проблемы – экологические

а) катастроф 3 б) техногенных  последствий 8 в) особо охраняемые территории 11

Региональные типологии, разрабатываемые в Совете по изучению производительных сил, ориентированы  на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет  три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные. 

1.4 Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики

Функционирование  национальной и мировой экономики  в значительной мере осуществляется благодаря связям экономических  субъектов, находящихся в различных  регионах. Основными формами межрегиональных  связей, как уже неоднократно упоминалось, являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен[12].

Формами межрегиональных  связей являются обмен товарами и  услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен. Их оценка осуществляется путем выделение  внутрирегионального потребления, межрегионального вывоза и ввоза, экспорта и импорта. По каждой из вышеназванных форм внутрирегиональных связей проводятся подобные расчеты.

Степень интеграции региона в систему внешних  связей можно оценить следующим  образом. Обозначим v вывоз продукции, w - ввоз продукции, q - объем производства. Тогда коэффициент вывоза или  коэффициент товарности регионального  производства будет иметь следующий  вид[13]:

Коэффициент ввоза (доля ввоза к общему потреблению  продукции в регионе):

Коэффициент товарообмена:

Значения первых двух коэффициентов находятся в  диапазоне от 0 до 1, значения последнего коэффициента могут быть больше 1.

Анализ отраслевой структуры экономики региона  проводится на основе показателей выпуска, валовой добавленной стоимости  и занятости.

Отраслевая структура  экономики региона определяется как доля каждой отрасли региона  в общем объеме выпуска.

Территориальная структура  экономики региона определяется как доля каждого региона в  общеотраслевом объеме производства.

Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации или специализации  производства.

Коэффициент локализации  производства отрасли в регионе  определяется по формуле

где qir - объем выпуска i-ой отрасли в регионе r.

qi - общий объем выпуска i-ой отрасли в стране.

Qr - объем валового выпуска в регионе r.

Q - объем валового  выпуска в стране.

Чем больше концентрация (или локализация) данной отрасли  в регионе, тем больше значение коэффициента. Если Kir > 1, то локализация отрасли в регионе превышает среднюю долю этой отрасли в валовом выпуске страны.

Коэффициент специализации  аналогичен по содержанию, но основан  на другом методе расчетов[14]:

где Cir - коэффициент специализации i - ой отрасли в регионе r;

?ir - доля региона r в объеме выпуска i отрасли;

?r - доля региона  r в объеме валового выпуска  в стране.

Кроме коэффициентов  локализации (специализации), для выделения  наиболее развитых отраслей в регионе  можно использовать коэффициенты среднедушевого производства.

Анализ территориальной  структуры экономики позволяет  оценить, как осуществляется распределение  по территории населения, национального  богатства, производства, потребления, доходов и т.п. Пример такой оценки приведен в таблице 4, где демонстрируется  распределение по территории страны населения и объема производимой промышленной продукции в разрезе  экономических районов. Например территориальная структура населения и промышленного производства РФ, % - экономически районы Среднегодовая численность населения Объем промышленной продукции Северный 3,95 5,44 Северо-западный 5,44 4,36 Центральный 20,17 17,18 Волго-Вятский 5,7 5,01 Центрально-Черноземный 5,34 4,76 Поволжский 1,47 12,2 Северо-кавказский 12,02 4,41 Уральский 13,86 17,63 Западно-Сибирский 10,25 16,59 Восточно-сибирский 6,17 6,92 Дальневосточный 5,01 5,15 Калининградская область 0,64 0,34 Российская федерация 100 100

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ регионального потребительского рынка пива

2.1  Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»

"Пивоваренный завод  Лысковский" - старейший пивзавод в Нижегородской области,

основан в 1840 году. имеет  свои исторические вехи:. до1861 год - завод

принадлежит окружным откупам; 1862 - купцу 1-ой гильдии Зазыкину; 1863 -

графине А.Г. Толстой - и его  арендует, а затем выкупает купец 1-ой гильдии

Ермолаев с сыновьями. 1882 год - начато строительство каменных корпусов.

Основные сооружения, построенные  в 1906, эксплуатируются до сего времени.

1917 год - предприятие национализируется,  в 1993 становится акционерным

обществом. 1996 год - начало глобальной реконструкции предприятия. В этом же

году пивоваренный завод "Лысковский" получил статус закрытого акционерного

общества.

Уставный капитал предприятия  разделяется на 73 138 обыкновенных и 24 379

привилегированных акций  номиналом 0,1 руб. Все акции принадлежат  физическим

лицам, более 50% контролирует гендиректор Валерий Агафонов

В настоящее время завод  выпускает товарный солод I класса, 5 видов зерновых

отходов, безалкогольные напитки, но основным продуктом является  пиво. Пиво

выпускается 8 сортов: "Праздничное", "Исетское", "Барское", "Петровское",

"Московское", "Бархатное", "Нижегородское" и различные сорта пива под

торговой маркой «Макарий» (см. Приложение).

Годовой объем вырабатываемой продукции: пиво - 650 тысяч дал, солод - 2500

тонн, безалкогольные напитки - 70 тысяч дал. Выручка от продаж в 2002 г.

составила 119 млн руб. , чистая прибыль - 18 млн руб. По данным предприятия,

его доля на региональном рынке  пива в 2002 г. составила 5%, объем которого

оценивается более чем  в 13 млн декалитров.

В настоящее время среднесписочная  численность работающих на предприятии

составляет 249 человек. В 2002 году налоговые отчисления ЗАО "Пивоваренный

завод Лысковский" в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составили 35

млн. 608 тыс. рублей. Благодаря  росту доходов предприятия, эта  сумма возросла

на 6 млн. рублей по сравнению  с 2001 годом.

ЗАО "Пивоваренный завод "Лысковский" дважды (в 1999 и 2000 годах) становилось

лауреатом конкурса правительства  России как предприятие высокой  социальной

эффективности.

2.2  Исследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива Нижегородской области

Прежде чем давать характеристику рынка пива Нижегородской области, следует

проанализировать ситуацию на рынке пива в целом. Российский пивной рынок

оценивается аналитиками  как наиболее перспективный и динамичный. В денежном

выражении объем российского  рынка пока в первую десятку не входит из-за

низких цен на пиво. Однако по количеству выпитого пива россияне уже не

уступают другим странам. По этому показателю Россия стоит  на шестом месте

после США, Китая, Германии, Бразилии и Японии (по данным маркетингового

агентства Datamonitor).

Российский пивной рынок - не только один из самых крупных  в мире, но еще и

весьма перспективный. С 1996 года его объем увеличился более  чем вдвое - с

210 до 505 млн. дал. 

Таблица 2.1. Основные показатели, характеризующие ситуацию на российском

рынке пива

    

Год

Темп прироста производства, %

Объем продаж (млн. дал)

Ср. объем на человека (л)

1999

32

453

30

2000

22,7

550

37

2001

17

640

40

2002

8

688

43,1

2003 (прогноз)

7,87

810

50


 

Это снижение говорит о  том, что пивоваренная отрасль постепенно входит в

стадию зрелости, рынок  постепенно насыщается, объемы продаж все ближе

приближаются к своему максимальному значению. «В 2003 году рост российского

пивного рынка может немного  замедлиться из-за повышения акцизов, но это не

станет определяющим фактором на долгосрочную перспективу, - сказал

Информация о работе Анализ регионального потребительского рынка пива