Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать основы и сущность конкурентоспособности предприятия.
- определенные показатели конкурентоспособности предприятия;
- проанализирована конкурентоспособность предприятия и продукции;
- определены конкурентные стратегии предприятия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
1.1 Основа и сущность конкурентоспособности предприятия. 6
1.2 Показатели конкурентоспособности предприятия. 9
Глава II Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан и ОАО «Авиаагрегат». 14
2.1 Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан. 14
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Авиаагрегат». 25
Глава III Пути повышения конкурентоспособности предприятия. 32
3.1 Конкурентные стратегии ОАО «Авиаагрегат». 32
Заключение. 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Идрисов.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

При этом необходимо учесть, что инвестиции в машиностроении, как правило, дают практические результаты лишь через 2-3 года, и соответственно, уже сегодня надо принимать меры по обеспечению доступности к кредитным ресурсам и выполнению установленных Программой заданий на 2008-2010 годы.

Привлечению инвестиций для технического перевооружения предприятий и замены практически на 80% изношенного оборудования способствовало бы и предоставлению предприятиям льгот на имущество в части освобождения от налогообложения в новь в водимых мощностей (технологического оборудования) на период их окупаемости.  Соответствующий проект закона Министерством промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан в установленном порядке внесен в Правительство республики.

Следует отметить, что важную роль в обеспечении намеченных Программой заданий дальнейшего развития производства сыграла встреча в 2006 году Председателя Правительства Республики Дагестан Зайналова Ш.М. и группы руководителей предприятий оборонного комплекса республики с первым заместителем Министра обороны России Московским А.М.  По результатам встречи объемы гособоронзаказа уже на сегодня увеличены в 1,5 раза, а это практически треть намеченного Программой прироста объемов производства на 2007 год.

Тоже касается и размещения республиканских  и муниципальных заказов на местных  предприятиях. В последние годы их объемы снизились с 73,8 миллионов  рублей (2006 год).  Особенно это касается муниципальных заказов, объемы, размещения которых в десятки раз ниже их фактических закупок.  По этому поводу сегодня имеются прямые поручения Президента и Председателя Правительства Республики Дагестан о приоритетном при прочих равных условиях размещения республиканских и муниципальных заказов на местных предприятиях.  В этих целях на проводимой 19-22 апреля 2007 года выставке «Деловой Дагестан - 2007» будет организована специальная экспозиция товаров, представляющих интерес для заказчиков и непосредственного их ознакомления с образцами, выпускаемой местными предприятиями продукции.  

Развитию производственной деятельности будет способствовать и предусмотренное  программными мероприятиями строительство постоянно действующего выставочного комплекса, совмещенного с фирменным оптово розничным предприятием  «Промышленность Дагестана». Создание этой структуры позволит организовать оптовые поставки выпускаемых предприятиями и предпринимателями товаров народного потребления под низкие торговые наценки (5-10%), проводить маркетинговые исследования и на этой основе осваивать производство и увеличивать объемы производства только пользующейся спросом населения продукции. Это, в свою очередь, в определенной степени предотвратит существующий сегодня отток из республики значительных средств населения на ввоз в основном некачественных товаров из стран Ближнего Востока и Китая и позволит перенаправить эти средства на поддержку местных товаропроизводителей (косвенные инвестиции).

Особое внимание следует уделить  реализации таких инвестиционных проектов, так завершение строительства Махачкалинского цементно-помольного комбината и строительство нового завода по производству стекла с использованием передовой флоат-технологии из имеющихся в республике значительных запасов кварцевого песка (на 150-200 лет).

Если для строительства цементного завода уже определен инвестор и  в ближайшие годы это предприятие по объему выпускаемой продукции (более 1,5 миллиардов рублей в год) может стать одним из ведущих в республике, то из-за отсутствия гарантий иностранным инвесторам достигнутая договоренность с Французской фирмой «Stein Heurtey» о проектировании и строительстве стекольного завода по настоящее время не нашла своего решения.

  Следует особо подчеркнуть, что предпринимаемые меры по развитию производства гражданской продукции позволят решить и другую очень серьезную для отрасли задачу: снижение прямой зависимости результатов ее работы только от оборонного заказа, а так же интеграцию промышленности республики в единый хозяйственный комплекс России, обеспечение на этой основе ее стабильной работы на перспективы примером чего на сегодня является организация работы на ОАО «Авиаагрегат».

Сложившиеся за рассматриваемый  период развития машиностроительного комплекса и реализуемые в настоящее время здесь проекты, а также намеченные на 2007-2010 года меры в целом обеспечат безусловное выполнение установленных Программой заданий по развитию производства в 2,9 раза, рост у других показателей работы отрасли.

В электроэнергетике  завершено строительство и вывод  на полную мощность первого и второго  гидроагрегатов. Ирганайской ГЭС, введены  в эксплуатацию Гунибская, Гельбакская, Агульская и Магинская малые ГЭС. В результате общая мощность республиканской гидроэнергетической системы увеличилась на 260,8 МВТ. Одновременно на Ирганайской ГЭС ведутся работы по строительству водопроводящего тракта и других инженерных коммуникаций для 3 и 4 гидроагрегатов, за счет ввода которых в целом проектные мощности ГЭС к 2010 году увеличиваются на 800 МВТ.

В целом на строительство  и реконструкцию гидроэнергетической  системы в 2004-2006 году, как отмечалось ранее, привлечено в основном негосударственных  инвестиций на сумму 8,7 миллиардов рублей.

Не смотря на это, прирост объемов выработки электроэнергии в 2007 году по сравнению с 2003 годом составил всего 0,8% , при предусмотренных Программой 2,8%.  В частности, это вызвано малой водностью рек 2006 году и проводившимися с ноября 2005 года по сентябрь 2006 года ремонтно-профилактическими работами на Ирганайской ГЭС, в том числе с целью введения на полную мощность первого и второго гидроагрегатов.  По этой причине не выработано порядка 650-750 миллиона кВТч электроэнергии, или 17-19% к уровню 2003 года.

Для недопущения и в дальнейшем отставания от программных заданий в 2007 году намечено строительство 8, а к 2010 году еще 25 малых ГЭС по передовой технологии с привлечением их проектированию французской инжиниринговой фирмы «Mecamidi» и организацией производства отдельного оборудования для малых ГЭС на машиностроительных предприятиях республики.  Учитывая гидроэнергетический потенциал и перспективность строительства малых ГЭС в республике и в других регионах России и Закавказья данному проекту придается одно из приоритетных значений.

Кроме того, в рамках подписанного Президентом Республики Дагестан Амировым М.Г. и Председателем Правления ОАО «Гидро ОГК»  Санюгиным В.Ю. соглашение начата подготовка к разработке программы строительства каскадов ГЭС на реках Самур, Андийская Койсу и Аварская Койсу, что позволит к 2030 году увеличить установленную мощность гидроэнергетики более чем в 2 раза этим самым снизить возможность ежегодно возрастающего потребления электроэнергии (7-8% в год).

Для создания благоприятных  условий и привлечения инвестиций развития гидроэнергетики в 2006 году принят Закон РД «О внесении изменений в ст. 3 Закона Республики Дагестан» «О налоге на имущество организаций», предусматривающий освобождение от налога на имущества сроком на 5 лет вновь вводимых объектов гидроэнергетики. Определенные налоговые льготы инвесторам предусмотрены и ранее принятым Законом РД «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республики Дагестан».

Эти и другие применяемые  меры позволят обеспечить предусмотренное Программой увеличение объемов выработки электроэнергии к 2010 году в 1,9 раза.

В топливной промышленности, не смотря на проводящиеся геологоразведочные работы, прирост добычи и запасов  нефти и газа составил всего 0,1 миллионов  тонн нефти в год на месторождении  «Равнинное». При этом в 2006 году практически свернуты работы на шельфе Каспийского моря компаниями ООО «Каспойл», ООО «Гиотермнефтегаз».  Не выполнены условия лицензионных соглашений ОАО «Мегатрон НВК»: и им в 2006 году проведено геологоразведочных работ всего на 7,9 миллионов рублей.

Снижение дебита и  выработка до 75% скважин и месторождений, находящихся в эксплуатации, и  отсутствие результата геологоразведочных работ привело к снижению добычи по отношению к 2003 году нефти –  на 11,9 тысяч тонн, или 3,5%, газа – на 119,3 миллионов куб.м, или 16,5%.  При этом геологоразведочные работы на газоконденсатном месторождении «Дмитровское» фактически не производилось.

В настоящее время  частичное изменение в сложившейся  ситуации в топливной промышленности проводятся работы по освоению наиболее перспективных месторождений.  В частности:

- нефтегазодобывающей  компанией «Винтерсхалл», а также  геотеринефтегазом в партнерстве  с компанией «Тимман-ойл» (Великобритания) проводятся геологоразведочные  работы в дагестанском секторе  шельфа Каспийского моря;

- в соответствии с  соглашением между Республикой Дагестан и уполномоченной организацией РФ ООО «Центр Каспинефтегаз» реализуется проект освоением углеводородных ресурсов по структуре «Центральная» с использованием береговой инфраструктуры для обеспечения работ;

- планируется проведение  в 2007 году аукционов по месторождению  нефти «Инчхе море» и ряду других перспективных структур на суше.

В тоже время, учитывая специфичность  проведения  геологоразведочных работ, министерством внесены в Минэкономики РД предложение об исключении из соответствующих разделов Программы показателей развития отрасли (к 2010 году – в 2,2 раза), одновременно сохранить и усилить предусмотренные в нем мероприятия по развитию геологоразведочных работ по всем перспективным месторождениям.

Одновременно внесены  предложения по корректировке Программы  в части машиностроительного  комплекса в связи с переходом Госкомстата с отраслевой классификацией показателей развития на классификацию по видам деятельности. При этом сохранен предусмотренный Программой уровень развития отрасли (2,9 раза к 2010 году).

В целях развития инновационной  деятельности в республике министерствам  к 2005 году был подготовлен проект  законом принятого Народным Собранием  РД.  «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики РД», Правительством РД создан Научно-технический совет и утверждено соответствующее Положение о нем.  В министерстве создана база данных по имеющимся в республике научно-техническим разработкам (около 500) носящим по большей части не прикладной, а фундаментальный характер.  В настоящее время готовятся проекты республиканской программы и концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в республике.

К сожалению, следует  отметить, что не смотря на значимость внедрения инновационных разработок для обеспечения дальнейшего  развития промышленности и уделяемому этому вопросу вниманию со стороны руководства страны  и регионов, не удалось предусмотреть в республиканском бюджете средства на государственную поддержку этой деятельности.

Для частичного решения  этого вопроса при со действии Министерства промышленности транспорта и связи РД в Москву на федеральный конкурс было направлено около 30 инновационных разработок научных учреждений, ученных и  изобретателей.  По трем из них конкурс был выигран, и они будут финансироваться из федерального фонда, в первый год по - 750 тысяч рублей, в последующие годы  по – 3750 тысяч рублей.  Одновременно Министерством подготовлен и находится на согласовании проект Положение о порядке финансирования мероприятий по развитию инновационной деятельности в Республики Дагестан, по утверждению которого будут представлены в Правительство РД предложения по включению в проект бюджета республики на 2008 год соответствующих средств (в пределах 15-20 миллионов рублей).

В завершении следует  отметить, что сам факт принятия Программы нацелил предприятие и Министерство промышленности, транспорта и связи РД на достижение заданных показателей развития производства в целом по первому этапу они выполнены.  При консолидированной поддержке всех заинтересованных министерств и ведомств республики будут предприняты все меры по выполнению II и III этапов программы.  

 

 

2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Авиаагрегат»

 

ОАО «Авиаагрегат» построено  на основании Постановления Совета СССР от 09.01.1962 года № 27-11 и введено  в действие в 1971 году Приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 28.07.1971 года         №157 под наименованием «Махачкалинский машиностроительный завод».  В дальнейшем в соответствии с приказом Министерства авиационной промышленности от 01.03.1989 года предприятие преобразовано Махачкалинское производственное объединение «Авиаагрегат». В 1992 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.06.1992 года №721 Махачкалинское производственное объединение «Авиаагрегат» преобразовано в  Открытое акционерное общество «Авиаагрегат».

Основными видами деятельности предприятия являются:

- производство средств наземного обслуживания различных летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения и комплектующих изделий к ним;

- производства средств  спасения пилотов при авариях (наведение поисковых средств на потерпевшего аварию пилота);

- производство специализированных транспортных средств на базе шасси автомобилей различных марок для обслуживания военных и гражданских самолетов, вертолетов, а также для запуска и транспортировки беспилотных летательных аппаратов;

- производство технических средств для нефтяной и газовой промышленности;

- производство деталей узлов и комплектующих изделий к автомобилям различных марок, тракторам, подземным механизмам и металлорежущему;

- производство различных товаров народного потребления хозяйственного, спортивного, культурно-бытового назначения;

- производство не стандартизированного и технологического оборудования, а также множество других видов деятельности.

Основные партнеры:

Основными партнерами предприятия  являются:

Министерство обороны  РФ;

- ФГУП «Рособоронэкспорт»;

- предприятия авиационной  промышленности России и СНГ;

- аэропартнеры и авиакомпании  России и СНГ;

- предприятия оборонной  промышленности России и СНГ;

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»