Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию.

Содержание работы

Введение
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Современные теоретико-методологические подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью
1.3 Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия
2. Эффективность и конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «БзАТИ»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БзАТИ»
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
2.3 Диагностика внутренней среды «БзАТИ»
2.4 Анализ факторов внешней среды
2.5 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентоспособности.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Анализ конкурентоспособности  предприятия

Содержание

Введение

1. Теория и методология  управления конкурентоспособностью  предприятия

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность

1.2 Современные теоретико-методологические  подходы к разработке конкурентных  стратегий и управлению конкурентоспособностью

1.3 Внешние и внутренние  факторы, определяющие уровень  конкурентоспособности предприятия

2. Эффективность и конкурентоспособность  предприятия на примере ОАО  «БзАТИ»

2.1 Характеристика предприятия  ОАО «БзАТИ»

2.2 Анализ отрасли и  состояния конкурентной среды

2.3 Диагностика внутренней  среды «БзАТИ»

2.4 Анализ факторов внешней  среды

2.5 Конкурентная стратегия  БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика  переходного этапа рыночных отношений  в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической  среде. Изменение институциональной  среды, а также целевых установок  предприятия вызывает необходимость  внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию  в конкурентной среде. Осуществление  эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует  промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими  продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение  конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители  стали активнее влиять на конкурентную ситуацию.

Вместе с тем опыт последних  лет показал, что большинство  российских предприятий не готово к  ведению конкурентной борьбы. Одним  из ключевых факторов, определяющих создавшееся  положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных  представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его  создать и с помощью каких  методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой.

Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности  были заложены в работах классиков  экономической теории: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, Дж. Кейса, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена, Ф.А. Хайека. Вопросы регулирования конкурентоспособности в сложившейся рыночной системе рассматривались в трудах И. Ансоффа, К. Викселля, Л. Водачек, Ж.-Ж. Ламбена, А.П. Лернера, М. Мескон, В.Оучи, М. Портера, Г. Саймона, А. Стрикленд, X. Такеучи, Ф.И. Эджо-урта и др. Различные аспекты конкурентоспособности освещены отечественными авторами довольно широко, среди них следует отметить Г.Л. Азоева, М.И. Гель-вановского, Н.И. Герчикову, А.П. Градова, О.В. Куликова, В.Д. Марковой, А.З.Селезнева, Р.А.Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и др. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности промышленного предприятия.

Цель исследования: анализ влияние факторов, обеспечивающих эффективность  и конкурентоспособность предприятия  и разработка рекомендаций дляповышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.

Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:

- Изучить теоретические  аспекты данной темы;

- Проанализировать факторы,  влияющие на эффективность и  конкурентоспособность предприятия;

- Проанализировать конкурентную  стратегию предприятия;

- Изучить роль конкурентных  преимуществ обеспечивающих эффективность  предприятия;

- Выработать рекомендации  по повышению конкурентоспособности  и эффективности предприятия.

Объектом исследования является: изучение влияния факторов на эффективность  и конкурентоспособность предприятия.

Предметом исследования является: анализ конкурентоспособности предприятия.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обоснована необходимость  выделения текущей и стратегической (долгосрочной) составляющих конкурентоспособности  предприятия;

предложен комплекс показателей  оценки уровня конкурентоспособности  предприятия, включающий в себя показатели конкурентоспособности продукции, целевой, технологической, экономической  и финансовой эффективности и  социальной значимости предприятия, а  также отраслевые, рыночные факторы  и факторы макросреды;

- обоснованы и предложены  в качестве методических рекомендаций  последовательность оценки состояния  конкурентной среды и уровня  конкурентоспособности предприятия;

Методы исследования:

1 теоретические (изучение  источников, классификация, обобщение,  экспертные заключения, схематизации);

2 практические (опрос, наблюдение, контен-анализ, статистический, системный, логический, сравнительный).

Структура работы - обусловлена  целями, исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

Во введении определена цель, задачи, объект, предмет исследования, методы исследования, актуальность, научная  новизна гипотеза методологическая основа.

В первой главе представлено теоретическое обоснование темы и раскрываются следующие проблемы:

1 Конкуренция и конкурентоспособность;

2 Современные теоретико-методологические  подходы к разработке конкурентных  стратегий и управлению конкурентоспособностью;

3 Внешние и внутренние  факторы, определяющие уровень  конкурентоспособности предприятия

Во второй главе, изучены  следующие факторы:

1 Анализ отрасли и состояния  конкурентной среды;

2 Диагностика внутренней  среды БзАТИ;

3 Анализ факторов внешней  среды;

4 Конкурентная стратегия  БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007).

1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия

1.1 Конкуренция  и конкурентоспособность

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в  экономике как конкуренция. По мнению автора Азоева Г.Л. [1,с.92] с экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию  по ее методам на:

-ценовую (конкуренцию  на основе цены);

-неценовую (конкуренцию  на основе качества потребительной  стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного  соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым  разнообразным ценам.

В современном мире ценовая  конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что  «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма  не исчерпает резервы снижения себестоимости  товара. В целом, конкуренция в  открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового  состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в  открытой форме.

Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более высокую, чем  у конкурентов, потребительную стоимость  товара (фирмы выпускают товар  более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

К числу неценовых методов  относятся все маркетинговые  методы управления фирмой (таблица 1). По мнению Портера М. [9,с.59] степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:

Таблица 1 - Маркетинговые  методы управления фирмой.

 

Метод маркетинговой  политики

% компаний поставивших  фактор на 1-ое место

 

1

2

 

Разработка и  выпуск новых товаров

Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга

Организация работы торгового аппарата

Реклама и стимулирование сбыта

Усовершенствование  выпускаемой продукции

Политика цен

Совершенствование организационной структуры

Выбор наиболее эффективных  каналов товародвижения

Сокращение издержек обращения

Кредитная политика и финансирование

79

73

59

56

52

50

44

41

17

14

 
     

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

-промышленный шпионаж;

-привлечение к сотрудничеству  специалистов фирм-конкурентов,  владеющих производственными секретами;

-выпуск поддельных товаров,  внешне ничем не отличающихся  от изделий-подлинников, но существенно  худших по качеству, а потому  значительно дешевле;

-закупка образцов с  целью их копирования.

Можно выделить следующие  основные направления конкурентной деятельности фирмы.

- Конкуренция на ресурсных  рынках с целью обеспечения  производства необходимыми материальными  ресурсами, высококвалифицированными  специалистами, современной техникой  и технологией для получения  более высокой, чем у конкурентов,  производительности труда. В качестве  конкурентов на ресурсных рынках  выступают в основном фирмы-производители  продуктов-аналогов, использующие в  своем производстве аналогичные  материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы.

- Конкуренция продавцов  в области сбыта товаров и/или  услуг на рынке;

- Конкуренция покупателей  на сбытовых рынках.

В зависимости от интенсивности  конкуренции в этой среде фирма  прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

В условиях насыщенного рынка  конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В  связи с этим среди этих трех направлений  конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция  продавцов в области сбыта  товара и/или услуги на рынке. Два  оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

Основным направлением конкурентной деятельности абсолютного большинства  российских предприятий, производителей продукции производственно-технического назначения является конкуренция продавцов  в области сбыта товаров и  услуг на рынке.

Смит А. [12,с.115] впервые  доказал, что конкуренция, уравнивая  нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные  интересы и экономическую эффективность  и, в этом смысле, А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным  механизмом рынка. Если учесть, что  центральным мотивом знаменитого  труда ученого «Исследование  о природе и причине богатства  народов» является действие «невидимой руки», понятно, какое большое значение Смит А. уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных  и общественных интересов. На примере  ценовой конкуренции он убедительно  доказал ряд существенных положений, ставших впоследствии постулатами  доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание  того, что совокупность действий отдельных  производителей на рынке устанавливает  цены; каждый отдельный потребитель  подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

Несмотря на то, что Смит А. не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто  мешают достижению оптимума, он действительно  сделал первый шаг к пониманию  конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего  цены (при сокращении предложения) и  уменьшающего цены (при избытке предложения);

определил основные условия  эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;

впервые показал, каким образом  конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению  труда и капиталов между отраслями;

разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;

сделал существенный шаг  к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

В целом весь конец 19 и  начало 20 веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды  на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью  совершенной конкуренции, главным  образом, было вызвано чрезмерным вниманием  только одному виду конкуренции - ценовой  и невозможности раскрыть с ее помощью сущности конкурентной деятельности.

А уже к середине 20 века сформировались общие представления  о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и  чистой монополии (Таблица 2).

Таблица 2 - Эволюция теоретических  взглядов на конкуренцию

 

Экономическая модель конкуренции

Основоположники модели и их основные труды

 

1

2

 

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Очень большое количество предприятий, реализующих стандартизованную  продукцию; контроль над ценой отсутствует; очень эластичный спрос; неценовые  методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия для  организации бизнеса

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

А. Смит «Исследования  о природе и причине богатства  народов» (1776 г).; Д. Рикардо «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817г.); Дж. С. Милль «Принципы политической экономии» (1848 г.); К. Маркс «Капитал» (1863-1894 гг.)

 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию; диапазон цен узкий; эластичный спрос; входной барьер в отрасль незначительный

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

А.О. Курно «Исследования математических принципов теории богатства» (1838 г.); Ф.И. Эджуорт «Теория монополии» (1897 г.);

К. Викселль «Лекции по политической экономии» (1901 г.);

Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933г.)

Э. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.); Дж. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)

Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.); А.П. Лернер «Экономика контроля» (1944 г.);

Ф.А. Хайек «Индивидуализм и экономический порядок» (1948 г.)

П. Саффа «Производство товаров посредством товаров» (1960 г.)

 

ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ

Небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен  зависит от уровня согласованности  действий предприятий; преимущественно  не ценовая конкуренция; наличие  существенных препятствий для организации  бизнеса

   

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющее эффективных заменителей; контроль над ценами значительный; спрос неэластичный; вход в отрасль  для других фирм заблокирован

   
     

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия