Анализ эффективности и конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ..7
1.1 Конкуренция и предприятия………………………………………………………7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы……………………...13
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия……………….15
1.4 Значение эффективности, её критерии…………………………………………18
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………...…..20
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие…………………………………………………………...22
2.2.1 Анализ конкурентной среды…………………………………………………..26
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия…………………………26
2.3 Система программирования повышения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………...30
ГЛАВА 3. РАСЧЁТ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…40
3.1 Конкурентоспособность предприятия ООО «Универсал-Снаб»……………...40
3.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………………....44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….47 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…..50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯАнтон.docx

— 189.87 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИИКИ, ФИНАНСОВ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА «Финансов и налогообложения»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономический и финансовый анализ»

на тему «Анализ эффективности и конкурентоспособности предприятия»

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса,

группа 5-Э-3.5, отделение заочное

Гилёв А.А.

Проверила:

к.э.н., доцент Курбанаева Л.Х.

 

 

Уфа 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ..7

1.1 Конкуренция и предприятия………………………………………………………7

1.2 Факторы, влияющие на  конкурентоспособность фирмы……………………...13                                   

1.3 Теоретические основы  развития эффективности предприятия……………….15                        

1.4 Значение эффективности, её критерии…………………………………………18                                                               

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………...…..20

2.1 Комплексная система  управления конкурентоспособностью  предприятия: сущность и составляющие…………………………………………………………...22                                                                                          

2.2.1 Анализ конкурентной  среды…………………………………………………..26                                                                             

2.2.2 Диагностика конкурентоспособности  предприятия…………………………26                                       

2.3 Система программирования  повышения конкурентоспособности        предприятия…………………………………………………………………………...30                                                                                                                  

ГЛАВА 3. РАСЧЁТ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…40

3.1 Конкурентоспособность предприятия ООО «Универсал-Снаб»……………...40

3.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………………....44                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….47                                                                                                                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…..50                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.

 Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.

Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.

В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

     Вопросы разработки методологии управления конкурентными преимуществами разных объектов посвященных работе как заграничных ученых-экономистов – Ф.Котлера, М. Портера, А. А. Томпсона, И. Ансоффа, Г. Асселя., так и отечественных исследователей – В. И. Герасимчука, И. Л. Решетниковой, Е. М. Азаряна, А. Е. Воронковой, Ю. Ф. Ярошенка. Непосредственно анализу конкуренции в отрасли посвятили труда такие российские ученые, как Г. Л. Азоев, А. П. Градов, Н. К. Моисеева, Н. Е. Симеонова, Р. А. Фатхутдинов, А. Д. Юданов, Е. П. Пешкова, Е. П. Голубков, А. Н. Романов, А. А. Бревнов, Г. Л. Багиев и другие.

     Для формирования концептуальных подходов к управлению конкурентными преимуществами характерно множество отличий, которые относятся не только понятийного аппарата, но и практичной базы процесса исследований и анализа рынка.

     Несмотря на значительные достижения в теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия, есть ряд проблем, которые остаются предметом дискуссии и обсуждения ученых-экономистов. Так, в большинстве научных работ отечественных и заграничных ученых используется универсальный подход при рассмотрении роли конкурентных преимуществ в процессах увеличения присутствия на рынке, с учетом усиления отраслевой конкуренции. При этом недостаточно систематизированы понятия и методология для изучения уровня конкурентоспособности предприятия, как самого главного инструмента усиления позиций в конкурентной борьбе, слабо исследованы вопросы разработки и практического использования количественного подхода для оценки результатов управления конкурентными преимуществами.

     Особенности конкуренции на разных рынках диктуют специфические подходы к изучению конкуренции в отрасли. Реализация этого подхода возможна путем разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов конкурентного анализа, а так же, результатов оценки сильных и слабых сторон предприятия, последовательного мониторинга деятельности ключевых конкурентных игроков в рамках конкурентной отрасли. В этой курсовой, описан системный подход к решению вопроса разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия с учетом его конкурентной среды, я также способ повышения, эффективности предприятия, описана актуальность поставленной проблемы, ее теоретическая значимость и практическая ценность.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:

- Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.

- Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.

- Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.

Объектом исследования в данной курсовой работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятия ООО «Универсал-Снаб» - многогранная стратегия современного предприятия.

Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ

1.1 Конкуренция  и предприятие

     Конкуренция – это экономическое соревнование производителей одинаковых товаров на рынке при помощи как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной прибыли.

Конкуренция – важный способ контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятия-производителя продукции, а последние в свою очередь, удовлетворяют их независимым способом. Конкуренция определяет расширение производства и понижение цен на продукцию до уровня растрат на производство. Кроме того, именно конкуренция заставляет предприятия как можно полнее воспринимать научно-технические достижения, применять эффективную технику, технологи, современные методы организации производства и труда. При существовании конкурентной коньюктуре предприятия используют наибольшую экономическую комбинацию ресурсов для производства определенного объема продукции, поскольку это соответствует их собственной выгоде. Рассматривая особенности поведения современных предприятий, в условиях конкурентной среды, необходимо указать на расхождения в поведении малых и больших предприятий. Насколько конкурентоспособны малые предприятия? Могут ли они противостоять большим? Малым предприятиям свойственны много позитивный качеств, которых лишены большие.

     Какие же недостатки для больших предприятий? В первую очередь, они не способны уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые изменения как на риск. Большие компании тратят слишком много и слишком быстро. Они не воспринимают инициаторов новых идей особенно, если эти идеи связаны со значительным риском.

     На противовес большим компаниям, малые фирмы действуют по принципу "ориентации на нужды". Им жизненно необходимо предлагать рынку что то новое, по этому преимущественное большинство новых товаров появляется именно на малых фирмах. Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них сравнительно небольшие затраты производства на начальном этапе инновационного процесса. Общеизвестная гибкость свойственна малым предприятиям. При неудачи в одной сфере деятельности они могут быстро перейти на другую, более прибыльную. Малые фирмы "терпимы к хаосу" и умеют работать со вкладчиками капитала в рискованное предприятие. Тут вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На большой фирме постоянно разрабатываются мероприятия по поводу благоустройства инновационного процесса, потому, что одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие. [1]

Процессы формирования рыночных отношений и конкурентной среды тесно взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражается в системе обеспечения конкурентоспособности фирмы. С момента переориентации на рыночный принцип экономики примышленный предприятия столкнулись с необходимостью самостоятельно организовывать сбыт своей продукции и обеспечивать производство необходимыми ресурсами.

Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.

Результатом исследований Портера стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:

  • угроза вторжения новых конкурентов;

  • угроза появления продуктов-заменителей;

  • экономический потенциал поставщиков;

  • экономический потенциал покупателей;

  • соперничество среди существующих конкурентов.

Рис 1.1 Факторы в состояние конкуренции

Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых функционирует конкретный рынок и составляющие его единицы. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками. Кратко рассмотрим каждую из представленных сил.

 

 

 1) Угроза вторжения новых конкурентов:

Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения. Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль.

Информация о работе Анализ эффективности и конкурентоспособности предприятия