Анализ эффективности и конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема повышения уровня конкурентоспособности и эффективности отечественных предприятий в условиях дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. Эффективность предприятия определяется отношением результата к затратам, обеспечивавших его применение. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ – ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особенной остроты эта проблема достигает в условиях усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг необходимо постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени использования новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТИ..7
1.1 Конкуренция и предприятия………………………………………………………7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы……………………...13
1.3 Теоретические основы развития эффективности предприятия……………….15
1.4 Значение эффективности, её критерии…………………………………………18
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………...…..20
2.1 Комплексная система управления конкурентоспособностью предприятия: сущность и составляющие…………………………………………………………...22
2.2.1 Анализ конкурентной среды…………………………………………………..26
2.2.2 Диагностика конкурентоспособности предприятия…………………………26
2.3 Система программирования повышения конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………………...30
ГЛАВА 3. РАСЧЁТ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…40
3.1 Конкурентоспособность предприятия ООО «Универсал-Снаб»……………...40
3.2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………………....44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….47 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…..50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯАнтон.docx

— 189.87 Кб (Скачать файл)

     На третьей стадии — юности — главной целью предприятия является ускоренный рост объемов продажи и прибыли. Основным заданием является увлечение своей части рынка. Маркетинговые действия, которые обеспечат решение этой проблемы, такие: расширение рынка за счет привлечения новых групп потребителей; дифференциация ассортимента продукции; отбор целевых рынков; создание атмосферы магазину; проведение глубоких маркетинговых исследований.

     На четвертой стадии - ранней зрелости - главной целью предприятия является постоянный рост объемов деятельности. На этой стадии предприятие может использовать такие маркетинговые средства: диверсифицировать свою деятельность, то есть осваивать дополнительные направления деятельности; предложить абсолютно новый комплекс услуг (открыть детские игровые комнаты, комнаты отдыха, ресторан, кафе, автостоянки, предоставлять услуги по ремонту и тому подобное); наладить сервисное обслуживание клиентов; расширить ассортимент своих товаров за счет абсолютно новых товаров, которые предприятие не закупало.

Изменение ассортимента возможно за счет: поиска товаров с улучшившими функциональными возможностями с целью удовлетворения новых групп потребителей и расширения сегмента, что обслуживается; обеспечение "совместимости" имеющихся товаров фирмы с товарами и условиями их использования, что уже есть у потребителей.

На стадии зрелости главной целью должно стать формирование имиджа предприятия и сбалансированный рост предприятия. На этой стадии предприятию следует стремиться к укреплению своего положения на уже освоенном рынке. Для этого необходимо осуществить такие маркетинговые мероприятия: проводить политику товарной вертикальной интеграции; отыскивать новые сегменты рынка; стимулировать более частое потребление товара теми покупателями, которые уже пользуются услугами этого предприятия. Для этого стоит практиковать бесплатное распространение образцов, кредит в разных формах — рассрочка, отсутствие первичного взноса, премии, зачеты, демонстрации товаров. Нужно выискивать многообразные способы продажи товаров, в частности использовать новые формы внемагазинной розничной торговли: пря мой маркетинг, что предусматривает розничную торговлю с заказом по телефону, за каталогом, "директ мейл"; продажа через торговые автоматы; организацию службы заказов со скидкой, торговля с доставкой товаров. Более гибко должны использоваться ценовые стратегии — применение специальных скидок, установления сезонных скидок, цен для особенных случаев (распродажи) и т.д. Следует информировать покупателей о распродаже; формировать образ престижности предприятия с помощью службы "Паблик рилейшнз", то есть проводить многообразные юбилейные мероприятия, пресс-конференции, способствовать появлению некоммерческих статей и телепередач, заниматься спонсорской и доброчинною деятельностью и тому подобное.

Таким образом, на стадии зрелости приоритет должен принадлежать мерчендайзингу, то есть основные усилия предприятие должно направлять на активизацию продажи, стимулирования сбыта, создания выгод для покупателей.

     На стадии старения предприятию необходимо пытаться сохранить свои позиции, обеспечить стабильность хозяйственной деятельности. Предприятиям, которые остаются на рынке, целесообразно осуществлять такие маркетинговые действия: использовать интенсивную рекламу и новые формы рекламы; совершенствовать ассортимент за счет новых или модифицированных товаров; сокращать расходы обращения; улучшать сервисное обслуживание; снижать цены; совершенствовать стимулирование сбыта с помощью поощрения покупателей и продавцов; расширять ассортимент дополнительных услуг.

     На этой предпоследней стадии фирма должна решить для себя: продолжать деятельность на рынке или пойти из рынка. Нужно учитывать расходы на выход из рынка, поскольку они могут быть очень высокими, возможность роста объема продажи товаров при более благоприятной экономической ситуации. Если предприятие примет решение остаться на рынке, то ему нужно усовершенствовать программу маркетинга. При этом предприятие может провести прежнюю маркетинговую стратегию — сохранить прежние сегменты рынка, каналы сбыта, цены, систему стимулирования или же сконцентрировать свои усилия и ресурсы только на наиболее вместительных рынках, в таком случае возможная стадия возрождения.

     На последней стадии фирма должна найти дополнительные импульсы в своей деятельности. Она может найти новых поставщиков среди местных производителей или импортеров продукции, стать дилером на правах эксклюзивности наибольших производителей фирм, использовать новые формы продажи и стимулирования сбыта, изменить имидж, ориентироваться на абсолютно новые целевые рынки и т.д.

Разработка комплекса маркетинга для каждой стадии жизненного цикла предприятия и реализация этого комплекса будут способствовать укреплению конкурентных позиций, повышению конкурентоспособности предприятий розничной торговли.

     Завершающим этапом системы планирования повышения конкурентоспособности предприятия является контроль, что включает направления: контроль целей маркетинга в отрасли повышения конкурентоспособности, контроль организации маркетинга и контроль реализации комплекса маркетинга.

Оценивать конкурентоспособность предприятия будем по двум составляющим: маркетинговая и финансовая деятельность. При оценке конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия будут учитываться ассортиментные группы тех услуг, которые предоставляет ООО "Династия". Валюта баланса фирмы наконец 2013 года составила 227317 тыс. руб. Внеоборотные активы - 177529 тыс. руб. Оборотные активы - 49789 тыс. руб.

 

 

 

ГЛАВА 3. РАСЧЁТ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Конкурентоспособность предприятия ООО «Универсал-Снаб»

Для подготовки расчета конкурентоспособности фирмы по предложенным коэффициентам предварительно проводится экономический анализ ее деятельности за отчетный период на основании расчета баланса и приложений к нему.

Таблица 2.2

Основные финансовые показатели предприятия

Наименование показателей

2013 г.

2014 г.

Отклонение, +/ -

Прирост %

Выручка, тыс. руб.

230210

246081

15871

106,9

Себестоимость производимой продукции, услуг, тыс. руб.

177239

174907

-2332

98,7

Валовая прибыль, тыс. руб.

52971

71174

18203

134,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

10188

20583

10395

202

Производительность труда, тыс. руб. /чел.

1477

1457,6

-19,4

98,7

Издержки производства, тыс. руб.

986

1034

48

104,9

Фондоотдача, тыс. руб.

0,53

0,62

0,09

117


 

 

Продолжение таблицы 2.2

Рентабельность собственного капитала, %

5,63

10,22

4,59

181,5

Рентабельность продаж, %

4,43

8,36

3,93

188,7

Рентабельность продукции, %

29,89

40,69

10,8

136,1

Рентабельность производства, %

2,12

4,66

2,54

219,8

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

45420

49789

4369

109,6

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (средств)

5,43

5,17

-0,26

95,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,46

0,71

0,25

154,3

Коэффициент платежеспособности (текущей ликвидности)

1,47

2,11

0,64

143,5

Коэффициент автономии

0,85

0,89

0,04

104,7


 

 

Затем, используя метод, основанный на теории эффективной конкуренции, проводится расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия по формуле 1. Расчет производится для показателей 2013 года.

ККП=0,15 ЭП +0,29 ФП+0,33 КТ (1)

где ККП - коэффициент конкурентоспособности предприятия; ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия; ФП - значение критерия финансового положения предприятия; КТ - значение критерия конкурентоспособности товара.

15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты  весомости критериев.

Для начала произведем расчет следующих критериев конкурентоспособности:

критерий эффективности производственной деятельности предприятия (ЭП), определяется по формуле 2:

ЭП =0,31И+0, 19Ф+0,40RТ+0,10ПТр, (2)

где И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции; Ф - относительный показатель фондоотдачи; RТ - относительный показатель рентабельности товара; ПТр - относительный показатель производительности труда.

31; 0, 19; 0,40; 0,10 - коэффициенты  весомости показателей.

ЭП =0,31×1034 +0, 19×0,62+0,40×10,22+0,10×1457,6=27

Критерий финансового положения предприятия (ФП), определяется по формуле 3:

ФП =0,29 КА+0,20 КП+0,36 КЛ +0,15 КО (3) ,где

КА - относительный показатель автономии предприятия; КП - относительный показатель платежеспособности предприятия; КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия; КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.

29; 0, 20; 0,36; 0,15 - коэффициенты  весомости показателей.

ФП =0,29×0,89+0, 20×2,11+0,36×0,71+0,15×5,17=1,71

Критерий конкурентоспособности товара (услуги) (КТ) равен 3,43.

Рассчитав все критерии, коэффициент конкурентоспособности определяется следующим образом (см. формула 1):

ККП=0,15×27+0,29×1,71+0,33×3,43=5,68

При расчетном значении ККП=5,68. ООО "Универсал-Снаб" по итогам 2013 года соответствует претендентам в лидеры по ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.

Рассматривая характеристику деятельности ООО "Универсал-Снаб", его материально-техническую базу, сферу деятельности на рынке услуг, можно сделать вывод, что компания является конкурентоспособной на рынке Но, т.к. по результатам расчетов компания занимает сектор матрицы, соответствующий претендентам в лидеры, то возможно предпринять ряд мер для вывода ООО " Универсал-Снаб" на лидерские позиции.

По предварительно проведенному экономическому анализу деятельности ООО "Универсал-Снаб" произведем расчет коэффициента конкурентоспособности компании. Расчет производится для прогнозируемых показателей 2014 года.

ККП=0,15 ЭП +0,29 ФП+0,33 КТ

Критерий эффективности производственной деятельности предприятия:

ЭП =0,31И+0, 19Ф+0,40RТ+0,10ПТр

ЭП =0,31×1149 +0, 19×0,73+0,40×13,48+0,10×1469,8=32,8

Критерий финансового положения предприятия (ФП):

ФП =0,29 КА+0,20 КП+0,36 КЛ +0,15 КО,

ФП =0,29×0,91+0, 20×2,68+0,36×0,73+0,15×5,39=3,16

Критерий конкурентоспособности товара (услуги) (КТ) равен 3,43.

Рассчитав все критерии, коэффициент конкурентоспособности определяется следующим образом:

ККП=0,15×32,8+0,29×3,16+0,33×3,43=9,4

При расчетном значении ККП=9,4. ООО "Универсал-Снаб" может занять лидирующие позиции. А это значит, что рекламная компания была проведена успешно.

Можно сделать вывод, что для стабильной и развитой фирмы чтобы выбиться из средних позиций в лидеры требуется четко продуманная и отлаженная рекламная компания, затрагивающая все средства массовой информации.

 

3.2 Пути повышения  конкурентоспособности предприятия                                         

     Система организации деятельности и обеспечения конкурентоспособности предприятия включает такие этапы: организация службы маркетинга; укомплектовывание службы соответствующими кадрами; восстановление функциональных обязательств.

Для достижения конкурентных преимуществ можно использовать следующие стратегии достижения повышения конкурентоспособности предприятия.

Стратегия наступления.

В эту стратегию входят десять этапов: наступление на сильные стороны конкурентов, наступление на слабые стороны конкурентов, многоплановое наступление, захват стратегических высот, партизанское нападение, предупреждающие действия.

- Наступление на сильные  стороны конкурентов. Это действие  дает возможность получить часть  рынка путем достижения конкурентных  преимуществ над сильными сторонами  слабых конкурентов, возможность  свести на ноль преимущества сильных конкурентов (захват части рынка). Способы реализации: снижение цен, использование сравнительной рекламы, придание продукции качеств, которые являются важными для потребителей конкурентов. Этот этап возможен для мощных предприятий, которые владеют достаточными ресурсами.

- Наступление на слабые  стороны конкурентов. Назначение: работа  с сегментами рынка, которые плохо  обслуживают конкурентов или  игнорируют их. Способы реализации: заполнение свободных ниш, концентрация  усилий на продуктах, где аналоги  конкурентов имеют невысокое  качество. Предприятия, которые владеют  достаточной мощностью для выхода на новые рынки и производства новой продукции, имеют возможность для применения данной стратегии.

- Многоплановое наступление. Осуществление действий в разных  направлениях. Способ реализации: одноразовые  действия – снижение цен, повышение  интенсивности рекламы, производство  новых товаров и другие действия.

Информация о работе Анализ эффективности и конкурентоспособности предприятия