Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества в России переходного периода
1.1. Значение и обеспечение конкурентного преимущества в
России …………………………………………………………………………………...5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг……...7
1.3. Выбор образца и определение набора параметров
конкурентоспособности ……………………………………………………..18
1.4. Расчет интегрального показателя конкуренции продукции ………………...19
Глава 2. Практические аспекты конкурентоспособности на примере предприятия ОАО «Арт»
2.1.Общая характеристика ОАО «Арт»……………….…………….……………..22
2.2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Арт»…...…………..…………….…24
2.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ……………….……..34
Заключение…………………………………………………………………….….……40
Список используемой литературы…………………………………………….……...42

Файлы: 1 файл

0271334_D6BA3_analiz_konkurentosposobnosti_predpriyatiya.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

        МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                    

                          ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ

                  

                          С У Р Г У Т С К И Й      Ф И Л И А Л

 

 

 

 

 

 

                                        Курсовая работа

 

 

 

 

 

Дисциплина:  Экономика организаций____________________________            

 

Тема:_ _Анализ конкурентоспособности предприятия______________                                                                   

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                      Выполнил: Субботина Оксана Курмангалиевна                                                                       

 

                                                      Специальность: Финансы и кредит

                                                                                       

                                                      Группа: 61

                                                  

                                                      Зачетная книжка: № 270

 

                                                      Проверил: Курчеева Галина Ивановна                         

                                                     

                                                       к.э,н, доцент кафедры финансов и кредита                                                    

 

                                                      Дата:        13,04,2009 г                              

 

                                                      Оценка:                                 

 

 

 

                                                  г. Сургут, 2009 г.                                           

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества в России переходного периода

    1.1. Значение  и обеспечение конкурентного преимущества в

России …………………………………………………………………………………...5

    1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг……...7

    1.3. Выбор образца и  определение набора параметров     

              конкурентоспособности ……………………………………………………..18        

    1.4. Расчет интегрального показателя конкуренции продукции ………………...19

Глава 2. Практические аспекты конкурентоспособности на примере предприятия ОАО «Арт»

    2.1.Общая характеристика ОАО «Арт»……………….…………….……………..22                  

    2.2. Анализ конкурентоспособности   ОАО «Арт»…...…………..…………….…24

    2.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ……………….……..34

Заключение…………………………………………………………………….….……40

Список используемой литературы…………………………………………….……...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время, фирм выпускающих  однородную продукцию огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед  государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия, поэтому  эта тема  актуальна на сегодняшний день, что послужило выбором ее для моей  курсовой работы. 

Промышленные предприятия  не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем, объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

В настоящее время  далеко не все предприятия способны выпускать конкурентоспособную  продукцию.

Целью данной работы является стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

  1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
  2. Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность;
  3. Оценить уровень конкурентоспособности ОАО «Арт».
  4. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемых данным предприятием.

Объектом исследования является ОАО «Арт».

Предмет исследования – конкурентоспособность товаров   и услуг данной фирмы на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стратегия  анализа и формирования конкурентного  преимущества в России переходного  периода 

    1.1. Значение  и обеспечение конкурентоспособности

 

Конечная цель любой  фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от продукции-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах продукции и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих продукции. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества продукции. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования продукции.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания сбыта и сервиса продукции, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть, приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный  оценщик продукции. А это приводит  к очень важной в рыночных  условиях истине: все элементы  конкурентоспособности продукции должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый  рынок характеризуется "своим"  покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а вслед  за ним и его ученые давно и  хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность продукции  — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить [2]. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

-понимание нужд потребителя и тенденции их развития;

-знание поведения  и возможностей конкурентов; 

-знание состояния  и тенденций развития рынка; 

-знание окружающей  среды и ее тенденций; 

-умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента2.

     Факторы, определяющие конкурентоспособность  продукции:

-Качество продукции  и услуг; 

-Цена продукции и  услуг;

-Уровень квалификации  персонала и менеджмента; 

-Технологический уровень  производства;

-Доступность источников финансирования;

     Анализу  перечисленных критериев посвящается  следующий параграф курсовой  работы.

 

 

 

1.2.Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг

Качество продукции. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного  товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно.

Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические, по цене. А если он еще и

 

 


 

2 Котлер Ф. Основы маркетинга. Издательство "Прогресс", М., 1990. стр. 70

сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Различают качества продукции:

-физические: технические  параметры, вкус, вес, прочность,  форма, 

цвет, запах;

-эстетические: стиль,  класс, красота, изящество;

- символические: статус, престиж, класс;

- дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его продукции. Качество – это расчетная способность марочного товара  выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей, и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»