Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества в России переходного периода
1.1. Значение и обеспечение конкурентного преимущества в
России …………………………………………………………………………………...5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг……...7
1.3. Выбор образца и определение набора параметров
конкурентоспособности ……………………………………………………..18
1.4. Расчет интегрального показателя конкуренции продукции ………………...19
Глава 2. Практические аспекты конкурентоспособности на примере предприятия ОАО «Арт»
2.1.Общая характеристика ОАО «Арт»……………….…………….……………..22
2.2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Арт»…...…………..…………….…24
2.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ……………….……..34
Заключение…………………………………………………………………….….……40
Список используемой литературы…………………………………………….……...42

Файлы: 1 файл

0271334_D6BA3_analiz_konkurentosposobnosti_predpriyatiya.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

 

Для рассматриваемых  предприятий анализ показателей  конкурентоспособности показал:

общий индекс конкурентоспособности  для фирмы «Хлебозавод №2» составляет:

Jn = (0+3+3+3+2)/5 = 2,2

общий индекс конкурентоспособности  для фирмы  ОАО «Арт» составляет:

Jn = (3+3+3+3+3)/5 = 3,0

общий индекс конкурентоспособности  для фирмы «Хлебзавод№1» составляет:

Jn = (1+3+3+3+2)/5 = 2,4

… что в соответствии с приведенной  выше шкалой конкурентоспособности  означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности  обладает предприятие ОАО «Арт». У предприятия «Хлебзавод№1»  коэффициент конкурентоспособности также подпадает под наивысшую оценку, однако общий индекс конкурентоспособности у нее значительно меньше, чем у предприятия ОАО «Арт». А вот конкурентоспособность предприятия «Хлебзавод№1»  можно оценить только на «хорошо».

 

 

 

 

 

2.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции

 

 

Как уже отмечалось, в  конкурентной политике относительно продукции  принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность продукции удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности продукции, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет  различные стратегии. Он, например, может:

-Добиться отличия  продукции предприятия в глазах  покупателей от продукции конкурентов;

-Выбрать из намеченных  к производству продукции один, являющийся наиболее привлекательным  для всех покупателей, и осуществить  на этой основе прорыв на  рынке;

-Отыскать новое применение  выпускаемой продукции;

-Своевременно изъять  экономически неэффективный товар  из сбытовой программы предприятия;

-Найти выход на  новые рынки, как со старой, так и с новой продукцией;

-Осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

- Регулярно развивать и совершенствовать систему обслуживания и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров  и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать  не одно изделие, а их достаточно широкий  параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность  продукции, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого продукции, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности продукции принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

- Продолжать ли производство данной продукции и его сбыт

- Провести ли модернизацию  для превращения продукции в  товар рыночной новизны;

-Снять ли его с  производства и приступить к выпуску новой продукции

-Приступить ли к  поиску нового рынка сбыта  с учетом достаточности финансовых  и материальных ресурсов, наличия  товаре проводящей и сбытовой  сети, возможностей обеспечения  сервиса проданного товара.

     Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства продукции, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в  завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров,  подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров  имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров,  фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара,   который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров  народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты продукции, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

В основе концепции создания нового товара   сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

После предварительной  оценки идеи о создании нового товара   (а их этих идей, как правило, изучают множество), в основе которой лежат: тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией, - руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изделия. Эта оценка включает в себя, прежде всего определение экономических параметров изготовления головного образца составляется калькуляция себестоимости изготовления и сбыта и определяются возможные поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска нового производства. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения и разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации продукции - от рекламы до технического обслуживания.

На принятие решения  о выпуске нового продукции решающее влияние оказывают два фактора:

- производственный - определяется  и оценивается уровень наличия  ресурсов и составляется калькуляция  совокупных издержек;

- рыночный - изучаются и оцениваются возможности создания конкурентоспособного товара.

При выработке рыночной стратегии очень важно научиться, своевременно изымать экономически неэффективный товар из производственной программы промышленной фирмы.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность продукции и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл продукции. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же продукции в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта.

В связи с этим очень  важно для дальнейшего развития конкурентоспособности продукции (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок  сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала.

В этих условиях проблема конкурентоспособности продукции  у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той  продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых продукции. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им продукции для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности  решения:

-изменение состава,  структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов);

-изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки;

-изменение цен на  продукцию, цен на услуги;

-изменение порядка  реализации продукции на рынке;

-изменение структуры  и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

-изменение структуры  и объемов кооперационных поставок  при производстве продукции   и состава выбранных поставщиков;

-изменение системы  стимулирования поставщиков;

-изменение структуры  импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения  качества продукции является важнейшей  составной частью стратегии предприятия. Объектами прогнозирования являются показатели качества продукции, уступающие аналогичным показателям продукции  конкурентов.

Оценив уровень конкурентоспособности предприятие  «Хлебозавод № 2» по сравнению с предприятиями «Арт» и «Хлебозавод №1» мы увидели, что она по всем показателям приравнивается к основным конкурентам, кроме цены.

Причем у «лидера» конкурентоспособности  – предприятия ОАО « Арт»  - завышенный курс доллара – 31,85 руб. (следовательно, и цены в рублях получаются выше), в то время как у предприятий «Хлебозавод № 2» и «Хлебозавод № 1» - 31,50 руб., и работает мощная система скидок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы рассмотрели стратегию анализа и формирования конкурентного преимущества. Безусловно, наш анализ неполон в силу ряда обстоятельств. Вместе с тем, мы выполнили задачи, которые были поставлены перед нами.

В первой главе  работы мы рассмотрели и проанализировали такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность и какие факторы на них влияют.

Выполнив теоретическую  часть  работы, мы убедились, что  на конкурентоспособность продукции  оказывают влияние многие факторы  и на первом месте цена и качество. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Цена – денежное выражение стоимости продукции, включающее в себя качество продукции, а качество, в свою очередь, включает в себя издержки производства, технологический уровень производства, квалификацию персонала и многие другие факторы. При разработке стратегии повышения качества продукции следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества продукции являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества продукции является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированной продукции. Из проделанной нами работы мы выявили, что на качество продукции влияют такие группы факторов как внешние и внутренние. Внешние, так же как и внутренние факторы, самым существенным образом влияют на качество выпускаемой продукции и поэтому необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»