Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества в России переходного периода
1.1. Значение и обеспечение конкурентного преимущества в
России …………………………………………………………………………………...5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг……...7
1.3. Выбор образца и определение набора параметров
конкурентоспособности ……………………………………………………..18
1.4. Расчет интегрального показателя конкуренции продукции ………………...19
Глава 2. Практические аспекты конкурентоспособности на примере предприятия ОАО «Арт»
2.1.Общая характеристика ОАО «Арт»……………….…………….……………..22
2.2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Арт»…...…………..…………….…24
2.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ……………….……..34
Заключение…………………………………………………………………….….……40
Список используемой литературы…………………………………………….……...42

Файлы: 1 файл

0271334_D6BA3_analiz_konkurentosposobnosti_predpriyatiya.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

-Низкие объёмы производства  изделий.

-Неудовлетворительное  качество (какое бы хотелось).

 Фирменная торговля  осуществляется только через  фирменные киоски (на Потребительском  рынке, на «Северном дворе»,  свой оптовый магазин и т.д.)

-Ориентация на производство  изделий из муки только высшего  сорта.

-Сравнительно небольшие  объемы производства.

Конкуренты

Хлебозавод № 1, 2. Хлебозавод № 1,2 ориентирован главным образом  на производство макарон 1-го сорта, отрубного, уральского подового, пшеничного 2-го сорта, хлебцев докторских, мелкоштучной сдобы в широком ассортименте, батонов, кондитерских изделий (торты, пирожные), кваса, отрубей, сухарей. В настоящий момент объём производства колеблется от 8 до 11 тонн, причем нехватка сырья препятствует предприятию увеличить этот объём. Оборудование: ХПА-40 и новая печь ФТЛ. Используется традиционное сырьё.

  Сильные стороны:

-Широкий ассортимент  мелкоштучных изделий.

-Высокое качество  кондитерских изделий.

 Слабые стороны:

-Небольшие объёмы  производства.

-Устаревшее оборудование.

Мелкие предприниматели.

Ориентированы на выпуск  однородной продукции,  в небольших объемах. Издержки по арендной плате не дают возможности конкурировать по цене с нашим предприятием.

Тенденции спроса. В результате  исследования выяснилось, что наиболее важными критериями при покупке продуктов являются: свежесть (25%), вкус (18%), внешний вид (17%), полезность (16%), цена (15%), упаковка (9%)

Что касается предпочтений покупателей по видам изделий, то наибольшей популярностью пользуются: макароны – 28%, супы – 26%, специи – 25%,  консервация 13%, чипсы – 5%, кисели – 3%.

Что касается макаронным изделий, наибольшим предпочтением  пользуются:

  1. Рожки (до 32%).
  2. Ушки – 20%.
  3. Спагетти 19% голосов.
  4. 16% покупателей предпочитают ракушки.
  5. 13% голосов отдано изделиям из цветного теста.

 Учитывая, что нашим  основным покупателем является  население с низкими и средними  доходами, следует уделить особое  внимание именно супам и киселям.

Покупатели предпочитают покупать продукцию:

-63% в киосках;

-29% покупателей покупает  в магазинах;

остальная часть населения  приобретает их на рынке (6%) и в  других местах (2%).

Главными показателями конкурентоспособности  являются: качество, цена, надежность, стабильность работы, квалификация персонала, которые определяют по 18-бальной шкале.

Самая конкурентоспособная  фирма, занимающаяся продажей продуктов  должна иметь следующие показатели:

Качество  – 5 баллов;

Цена – 4 балла;

Стабильность работы – 5 баллов;

Квалификация персонала – 5 баллов.

 

Оценка:

 

Показатели конкурентоспособности 

Хлебозавод №1
ОАО «Арт»
Х/З 
№ 2

Качество сборки

4

4

4

Цена

2

4

3

Стабильность работы

4

4

4

Квалификация персонала

5

5

5

Итого:

15

17

16


Из таблицы видно, что  ОАО  « Арт» более конкурентоспособна.

Продвижение продукции  на рынок.

Продвижение — это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания людям о своих продукциях, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Разработка проекта системы продаж представляет собой систематическое принятие решений в этой области.

ОАО «Арт»  передает нужные ей сообщения через фирменные  названия, упаковку, витрины магазинов, персональный сбыт, отраслевые выставки, лотереи, средства массовой информации (газеты, телевидение, радио, прямые почтовые послания, наружные объявления, журналы и др.) и другие формы. Эти сообщения делают упор на информации, убеждении,  общительности, эксплуатационных характеристиках продукции, или сравнениях с конкурентами.

О новой продукции  и ее характеристиках потребителей нужно проинформировать, пока у них  еще нет какого-либо отношения  к ней. Для продукции, о которых  потребителям хорошо известно, главное  — убеждение; нужно трансформировать знание о товаре в благожелательное отношение к нему. Для прочно утвердившейся продукции упор делается на напоминание — укрепление существующего отношения потребителей.

Усилия фирмы  обращены к потребителям, организациям и лобби  потребителей,  участникам каналов  сбыта, персоналу, населению в целом. Связь осуществляется не только с потребителями, а с каждой из этих групп, причем по-разному, поскольку они имеют четкие цели, знания и потребности. В рамках групп фирма  выделяет и выходит на лиц, формирующих мнения. Важно понимать механизм устной коммуникации, посредством которой люди передают друг другу свои мнения и опыт, связанные с продукцией. Без устойчивого положительного устного мнения фирме трудно преуспеть.

Разработка проекта  фирмы обычно выделяет отдельные  товары и услуги, чтобы подтолкнуть потребителей от осознания к покупке. Однако компания также старается выразить свой общий образ (как, например, новатора в отрасли) позицию по тому, или иному вопросу, участие в местной жизни (например, оповестить о финансировании нового магазина) или воздействие на общество (например, указывая число занятых на фирме). Некоторые из важных функций, выполняемых разработкой проекта:

1.Создает образ престижности, низких цен или инновационности  для компании, ее товаров  и услуг.

2. Информирует о параметрах товаров  и услуг.

3. Порождает узнавание  новых товаров  или услуг.

4. Сохраняет популярность  существующих товаров  и услуг.

5.Может изменить образы  или использование теряющих свои  позиции товаров  и услуг.

6.Создает энтузиазм  среди участников каналов сбыта.

7.Объясняет, где могут  приобретаться товары и услуги.

8. Убеждает потребителей  переходить от одних товаров  и услуг к более дорогим.

9. Информирует потребителей  о распродажах.

10. Обосновывает цены товаров  и услуг.

11. Отвечает на вопросы потребителей.

12. Завершает сделки.

13.О6еспечивает послепродажное  обслуживание для потребителей.

14.Создает благоприятную  информацию о компании, ее продукциях и услугах относительно конкурентов.

Хороший проект увязывает  товар, распределение, сбыт и ценовые составляющие маркетинга. Например,  высококачественный товар реализовывается через хорошие специализированные магазины, и поддерживаются высокие цены (избегая скидок). Ожидается от розничной торговли, что она обеспечит значительную долю персональной продажи.

Красочные яркие рекламные  объявления  делают упор на характеристики продукции (реклама установлена  на потребительских рынках,  на перекрестке  Братьев Кашириных).

О важности  системы  продаж можно судить по расходам и  количеству людей, занятых в этой области. Ежемесячно на рекламу тратится  30 000руб.

В своей программе  коммуникаций фирма использует один или сочетание четырех основных видов инструментов: рекламу, паблисити, персональные продажи и стимулирование сбыта.

Реклама — любая оплаченная форма неличностных представления и продвижения идей, продукции и услуг определенным спонсором. Паблисити — неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность по– средством помещения коммерчески важных новостей в изданиях или получения благоприятных презентаций на радио, телевидении или сцене, которые не оплачиваются конкретным спонсором. Персональные продажи — устное представление в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи. Стимулирование сбыта включает маркетинговую деятельность, отличную от рекламы, паблисити или персональную продажу, которая стимулирует покупки потребителей и эффективность дилеров. Сюда входят выставки, демонстрации, различные неповторяющиеся сбытовые усилия, не входящие в стандартные процедуры

системы продаж. Фирма  объединяет эти четыре вида в рамках интегрированной деятельности. Это  позволяет ей выходить на весь целевой  рынок, повышать эффективность продвижения  и координировать структуру расходов на него, иметь непосредственный контакт с потребителями, выступать спонсорами соответствующих мероприятий и т. д.

Функциональные  и потребительские свойства продукции.

 Целевым сегментом ОАО «Арт»  является «высокое качество/низкая  цена».

 Торговые точки  отмечают следующие основные критерии:

КАЧЕСТВО – ДОСТАВКА – ЦЕНА - АССОРТИМЕНТ

  На их выбор влияет наличие упаковки, система скидок и внимание менеджера. Многие торговые точки предпочитают более высокую цену, но красивую упаковку и тару.

 Проведенные на втором этапе  работы позволили сделать следующие выводы:

Городской рынок  насыщен и стабилен. Рынок макаронных изделий имеет  тенденцию к расширению за счет макроэкономических условий. Это происходит в основном за счет сокращения импорта аналогичной  продукции и роста цен на неё, роста цен на сырьё внутри страны, резкого повышения цен на прочие продукты питания.

 Завоевание рынка  следует проводить путем расширения  ассортимента  изделий за счет  разработки новых видов изделий,  а также за счет усиленного  продвижения с помощью рекламной  компании уже разработанных видов продукции. Необходимо осваивать технологически новые виды продукции  и изделий. Для этого включить в план технического развития установку технологического оборудования для производства  изделий из слоёного теста. При сохранении стабильно высокого качества выпускаемой продукции рассмотреть возможность корректировки ценовой политики для сохранения высокой рентабельности продукции.

Постоянно повышать качество и эффективность маркетингово - сбытовой деятельности.

Общая оценка конкурентоспособности: 16-18 баллов – отлично; 13-15 баллов – хорошо; 10-12 баллов – удовлетворительно; 9 баллов и менее - неудовлетворительно.

Из проделанного сравнения  можно сделать следующий вывод: ни одна из фирм не получила наивысшую оценку – 18 баллов. ОАО « Арт» и Х/З №2 попадают в поле отличной оценки, в то время как  Х/З №1 может быть оценен только на «хорошо».

 

Оценка конкурентоспособности  продукции:


Расчет индекса  конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

Jn = S ai * ji;

Где: n – число анализируемых количественных параметров; аi – вес i-го параметрического индекса; ji – параметрический индекс i-го параметра.

Этапы оценки конкурентоспособности  продукции делятся на:

  1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого продукции.
  2. разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Я выбрала 4-х бальную шкалу - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).
  3. построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.
  4. расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).
  5. оценка конкурентоспособность продукции в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

3,00 – 2,26: очень высокая  конкурентоспособность фирмы;

2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность  фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность  фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность фирмы.

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемых  фирм я выбрала следующие:

  1. Цена;
  2. Качество;
  3. Стаж работы на  рынке;
  4. Уровень квалификации персонала;
  5. Рекламная стратегия.

Данные параметры оцениваются  по четырехбалльной шкале с четырьмя уровнями оценки фирм (Табл. 1).

Таблица 1

Матрица оценки предприятий.

 

№ п/п

Параметры оцениваемой

фирмы

Уровни оценки фирм

0 (неудовлетворительно)

1 (удовлетворительно)

2 (хорошо)

3 (отлично)

1

Цена

Очень высокая цена

Высокая цена

Средняя цена

Низкая цена

2

Качество 

Фирма   продает  только готовые изделия  которые  устраивают далеко не всех клиентов

Низкое качество.

Хорошее качество

Отличное

качество 

3

Стаж работы на  рынке

Фирма только что создана, ее пока почти никто не знает

Достаточно новая, недавно  созданная фирма, малоизвестная  на рынке

Средний стаж работы (3-5 лет). Уже достаточно известная фирма

«Ветеран» самарск. Стаж работы около 10 лет. Очень известная фирма

4

Уровень квалификации персонала

Очень низкий уровень  квалификации. Персонал почти не консультирует клиентов, а только оформляет покупки.

Низкий уровень квалификации. Могут консультировать только по узкому кругу вопросов и часто  вводят клиента в заблуждение.

Хороший уровень квалификации. Консультируют по многим вопросам

Могут ответить практически  на любой вопрос. Не вводят клиента  в заблуждение.

5

Рекламная стратегия

Реклама только в печатных СМИ, т.к. у совсем молодой фирмы  пока нет средств на рекламу в  электронных СМИ

Практически отсутствует  реклама. Иногда можно встретить рекламу в электронных и печатных СМИ

Реклама довольно часто  показывается в электронным и  печатных СМИ.

Очень мощная рекламная  стратегия. Реклама встречается  очень часто и во всех СМИ

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»