Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Стратегия анализа и формирования конкурентного преимущества в России переходного периода
1.1. Значение и обеспечение конкурентного преимущества в
России …………………………………………………………………………………...5
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг……...7
1.3. Выбор образца и определение набора параметров
конкурентоспособности ……………………………………………………..18
1.4. Расчет интегрального показателя конкуренции продукции ………………...19
Глава 2. Практические аспекты конкурентоспособности на примере предприятия ОАО «Арт»
2.1.Общая характеристика ОАО «Арт»……………….…………….……………..22
2.2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Арт»…...…………..…………….…24
2.3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ……………….……..34
Заключение…………………………………………………………………….….……40
Список используемой литературы…………………………………………….……...42

Файлы: 1 файл

0271334_D6BA3_analiz_konkurentosposobnosti_predpriyatiya.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Следует учитывать, что  структура капитала предприятия  состоит как из заемных, так и  из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов, как российских, так и иностранных. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов. Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.

Ну, и наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность  предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.

Насыщенность  рынка, спрос и предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия продукции на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.

Здесь мы коснулись соотношения  спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.

Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности — важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного продукции, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.

Так или иначе, спрос  определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше.

В зависимости от наличия  тех или иных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции  и услуг, все предприятия делятся  на уровни конкурентоспособности, которые  рассматриваются в следующем  параграфе данной работы.

 

 

1.3. Выбор образца и определение набора параметров конкурентоспособности продукции и услуг

 

Разработка проблемы конкурентоспособности  продукции и услуг напрямую зависит  от выбранного метода оценки.

Отметим, что оценка способности  продукции конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность продукции или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

,

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n – количество анализируемых параметров.

 Если за базу сравнения  принимается образец, то в знаменателе  дроби следует поставить величину  i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе продукции потребителем.

1.4. Расчет интегрального показателя конкуренции продукции и услуг

 

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

,

где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

- единичный показатель конкурентоспособности  по i–му техничес-кому параметру;

- весомость i–го параметра в общем наборе технических параметров,    характеризующих потребность;

- число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле:

,

где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя  состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

,

где Т – срок службы;

 i – год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность продукции конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:

,

где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1,…, n – виды продукции;

Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

, если увеличение значения  параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

, если увеличение значения  параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

Иными словами мы с  помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность продукции  по отношению к другим продукциям. Сопоставление продукции ведется  по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним  из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках  оцениваемой продукции по сравнению  с аналогами, а также предложениями  о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

Исследуемые методы оценки конкурентоспособности  легли в основу практического  анализа конкурентоспособности  ОАО «Арт» по сравнению с главными конкурентами.
 

 

 

 

 

Глава 2. Практические аспекты конкурентоспособности на примере предприятия ОАО «Арт»

2.1. Общая характеристика ОАО «Арт»

 

     ОАО «Арт»  работает на рынке продуктовых  изделий более 5 лет и сумела  завоевать симпатии покупателей. 

    Главная задача, стоящая перед ОАО «Арт» -  расширение рынка сбыта продукции и укрепление завоёванных позиций с помощью расширения ассортимента производимых продукции. Возможность повышения прибыльности производства обусловлена следующими моментами:

- в настоящее время  предприятие работает с прибылью; имеется потенциал прироста прибыли на 5%;

-наблюдается тенденция  прироста сбыта продукции ОАО  «Арт» на 3%;

-проведенный финансовый  анализ деятельности предприятия  выявил наличие и других источников  повышения прибыльности (без учета  ценовых факторов):

-сокращение затрат  за счет поиска внутренних резервов;

-сокращение времени  оборота и величины дебиторской  задолженности;

-расширение клиентурной  базы.

 Таким образом,  в целях следования стратегии  развития предприятия тактический  (на год – полтора) план необходимых  мероприятий выглядит следующим образом:

  1. Использование внутренних потенциальных возможностей для повышения качества продукции ОАО «Арт».
  2. В сегодняшних экономических условиях сохранение отпускных цен на продукцию при стабильной рентабельности.
  3. Формирование покупательских предпочтений в сторону продукции ОАО «Арт».
  4. Расширение клиентурной базы в пределах города и области.
  5. Обеспечение поддержки торговым представителям со стороны ОАО «Арт».
  6. Разработка и реализация тренинговых проектов.
  7. Организация четкой обратной связи с клиентами.
  8. Продвижение продукции предприятия всеми доступными рекламными средствами.
  9. Обеспечение динамики развития конкурентных преимуществ – цены, качества, стабильности на рынке.
  10. Диверсификация продукции на основе разработки новых видов продукции.

Каждый отдел имеет  своего руководителя. Торговый зал включает в себя следующие отделы: отдел продаж, отдел закупок и отдел рекламного маркетинга.

Торговый зал имеет  следующую организационную структуру:

  1. Руководитель;
  2. Главный бухгалтер;
  3. Трое менеджеров по продажам и закупкам;
  4. Офис-менеджер (секретарь).

Во главе предприятия  стоит генеральный директор. Ему  подчиняются  отделы продаж, закупок, рекламного маркетинга, сервисная служба и склад. Отдел продаж напрямую связан с отделами закупок и маркетинга. Если отделу продаж требуются какие-либо товары, то он обращается в отдел закупок, а последний дает рекламу в отделе рекламного маркетинга. Закупленный товар поступает на склад. Со склада он поступает в сервисную службу (если требуется сборка продукции из компонентов) или в отдел продаж (если товар готов к эксплуатации).

Отдел продаж: проходят разговоры с клиентами и оформление заказов, поступивших от клиентов.

Отдел закупок: принимает заказы от отдела продаж, занимается закупкой продукции, следит за поступлением продукции на склад, взаимодействует с отделом рекламного маркетинга, заказывает необходимую рекламу.

Отдел рекламного маркетинга: изготавливает рекламу предприятия.

            

   2.2.  Анализ конкурентоспособности  ОАО «Арт» 

 

В настоящее время  производством макаронных изделий, супов быстрого приготовления, киселей,  специй занимаются многие предприятия и предприниматели.

Оборудование на предприятиях достаточно изношено, требует капитальных  вложений. Цены на продукцию устанавливают  сами предприятия, включая в нее  значительные накладные расходы. Несколько местных предпринимательских структур планируют проработку этого бизнеса в области.  Ситуацию можно оценить как предпроектную проработку.

ОАО «Арт» – одно из ведущих предприятий города по этим видам изделий. Годовой объём  производства макарон составляет 35 тысяч тонн, помол супов – 4 тысяча тонн. Налажен выпуск специй в объёме 20 тыс. т./год. Макаронных изделий производится 1 тонн/день при активном использовании биологически активных добавок.

  Сильные стороны:

-Собственное сырьё в достаточных количествах.

-Постоянно ведется  поиск новых продуктов производства.

-Новое и модернизированное  оборудование.

-Широкий ассортимент.

-Гибкая адаптация  к запросам потребителей и  изменение ориентации производства  в зависимости от изменения  потребностей рынка.

-Большой выбор мелкоштучной  продукции.

 Слабые стороны:

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Арт»