Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особенностей понятия, функционирования, преимуществ и недостатков холдинговых структур.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
формирование, понятие и особенности холдинга;
дать сравнительную характеристику видов холдингов;
Выявить особенности организации холдинговых компаний;
проанализировать формирование и регулирование деятельности холдингов в России:
проанализировать деятельность холдингов на примере предприятия ОАО "Северсталь".
Предмет исследования - холдинги как экономическое образование.
Объект исследования - ОАО "Северсталь".

Содержание работы

Введение
1. Формирование, понятие и особенности холдинга
1.1 История возникновения холдингов – стр.3
1.2 Понятие холдинга – стр.6
1.3. Классификация холдингов – стр.8
1.4. Формирование и регулирование деятельности холдингов в России – стр.11
1.5 Преимущества, недостатки холдинга – стр.17
2. Особенности организации холдинговых компаний
2.1 Основные принципы организации холдингов – стр.21
2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур – стр.26
3. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Северсталь» - стр.31
3.2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь» - стр.36
Заключение - стр. 38
Список используемой литературы – стр.41

Файлы: 1 файл

Холдинги и их особенности.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

 Оглавление

Введение                                                                                                                                                                                  

1. Формирование, понятие и особенности холдинга                                       

1.1 История возникновения холдингов – стр.3                                                       

1.2 Понятие холдинга – стр.6                                                                                            

1.3. Классификация холдингов – стр.8                                                                             

1.4. Формирование  и регулирование деятельности  холдингов в России – стр.11       

1.5 Преимущества, недостатки холдинга – стр.17  

2. Особенности организации  холдинговых компаний

2.1 Основные принципы организации холдингов – стр.21

2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур – стр.26

3. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»

3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Северсталь» - стр.31                       

3.2. Анализ деятельности  предприятия ОАО «Северсталь» - стр.36                            

Заключение  - стр. 38                         

Список  используемой литературы – стр.41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В последнее время в России появилось огромное количество предприятий, использующих в своих названиях термины «холдинг» или «холдинговая компания». Но, зачастую, не многие могут дать определение этим понятиям. 
В отличие от западной модели возникновения холдинговых компаний, подобные компании в России создавались как форма разгосударствления крупных объединений и предприятий и способ реорганизации несовместимых с рынком отживших государственных управленческих структур. 
     Холдинг-компании — это акционерные общества, которые путем приобретения пакета акций, как правило, контрольных, других компаний и фирм осуществляют по отношению к ним контрольные, управленческие, финансово-кредитные и иные функции, гарантируя при этом их юридическую и оперативно-тактическую самостоятельность. Холдинговая форма управления акционерным капиталом позволяет без прямого слияния различных по сферам приложения капиталов предприятий и фирм осуществлять их функциональное взаимодействие «под одной крышей». 
Целью данной работы является анализ особенностей понятия, функционирования, преимуществ и недостатков холдинговых структур. 
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач: 
формирование, понятие и особенности холдинга;

дать сравнительную характеристику видов холдингов;

Выявить особенности организации  холдинговых компаний;

проанализировать формирование и регулирование деятельности холдингов в России:

проанализировать деятельность холдингов на примере предприятия ОАО "Северсталь".

Предмет исследования - холдинги как экономическое образование.

Объект исследования - ОАО "Северсталь".

Структура работы: работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены формирование, понятие и особенности холдинга, во второй главе рассмотрены особенности организации холдинговых компаний, в третьей главе проанализирована деятельность холдингов на примере предприятия ОАО «Северсталь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие,  особенности и формирование холдингов
    1. История возникновения холдингов

Английское  слово "Hold", от которого и произошло слово "холдинг", переводится на русский язык как "владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать". Предприятия холдингового типа впервые появились в США в конце XIX века как разновидность компании финансового типа, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Юридическая основа создания холдингов была создана в 1889 г., когда в штате Нью - Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, было разрешено создавать холдинговые компании в указанном выше смысле этого понятия.

Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции  которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую  организацию, причем из них 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными.

"В настоящее  время практически все крупнейшие  компании США и Западной Европы  имеют холдинговую структуру.  В Англии и США, принадлежащих  к англо-саксонской системе права,  такие объединения так и называются  холдингами. В Германии они получили наименование связанных предприятий, к числу которых относятся, в частности, концерны. Наряду с негосударственными холдинговыми компаниями, в мире существует множество государственных компаний с холдинговой структурой. В Италии - это крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). ИРИ и ЭНИ входят в список 50 крупнейших по обороту корпораций мира" [1].

В России холдинги получили свое развитие только в начале 90-х годов ХХ века, несмотря на то, что холдинговые концепции были знакомы науке еще имперской  России, а некоторые черты холдингов  наблюдались на государственных  предприятиях СССР. Как раз к концу ХХ века в России началась реструктуризация и приватизация государственных предприятий, осуществлявшаяся на основании Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991г. Ст. 8 указанного Закона предусматривала возможность создания холдинговых структур. Холдинги могли организовываться на базе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов. Однако определения холдинга не давалось. Определение холдинговой компании закреплено только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года № 1392. Причем указанное положение регламентирует режим холдинговой компании, создаваемой в процессе приватизации предприятия и управляемой государством: "Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно - правовой формы, в состав которого входят контрольные пакеты акций других предприятий". Указанное Положение является единственным нормативным документом, содержащим в себе попытки регулирования деятельности холдинга, однако оно уже не соответствует реалиям нынешней экономики, что свидетельствует о необходимости принятия другого документа, регулирующего создание и деятельность холдингов в России. Попытки принятия такого документа предпринимались: был разработан проект ФЗ "О холдингах" № 99049555-2, однако он был снят с повторного рассмотрения Государственной Думы РФ 07.06.2002г. [3].

 

 

 

    1. Понятие холдинга

Под холдингом  или холдинговой компанией традиционно  понимают особый тип компании, которая  создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью [5].

Холдинг определяется путем выявления оснований дочерности одной компании по отношению к  другой: «Одна компания (А) является дочерней компанией другой компании (Б), являющейся по отношению к ней холдингом, если выполняется хотя бы одно из следующих четырех условий [8]:

1. Б обладает большинством  голосов в А;

2. Б является участником  А и имеет право назначать  и увольнять большинство из  членов совета директоров А;

3. Б является участником А и осуществляет в соответствии с соглашением с акционерами или участниками А контроль за большинством голосов в А;

4. А является дочерней  компанией какой-либо компании, которая  в свою очередь, является дочерней  компанией Б» [13].

Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты Г. Гутман и Г. Дугалл: "В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль" [11].

Немецкий ученый Т. Келлер дает следующее определение холдинга: "Под холдингом или холдинговой  компанией следует понимать предприятие, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок долевое участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении других предприятиях" [11].

Определение "холдинговой  компании" было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", утвердившем Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.[9] Согласно этому Временному положению холдинговая компания рассматривается как предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. (Указ президента РФ №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий.)

Российское законодательство часто не делает смысловых различий между терминами "холдинг" и "холдинговая  компания", употребляя в нормативных  актах то одно, то другое понятие. Остановимся  более подробно на втором определении.

Холдинговая компания – это держательская организация, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация холдингов

Различают следующие виды холдинга:

В зависимости  от того, какие виды работ и функции  выполняет головная компания, различают  два вида холдингов:

  • чистый холдинг, когда выполняются только финансовые и контрольные функции;
  • смешанный холдинг, который в дополнение к вышеупомянутым функциям самостоятельно участвует в бизнесе (торговля, производство, транспорт, кредитование и т. д.).

В настоящее  время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам. Рассмотрим их подробнее:

По формам производственной интеграции:

  • Горизонтальные холдинги – объединение однородных бизнесов (энергетические, сбытовые, телекоммуникационные компании и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головная (материнская) компания.
  • Вертикальные холдинги – объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт)
  • Диверсифицированные холдинги – объединение предприятий напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в различные инвестиционные проекты.

В зависимости  от формы собственности:

  • Государственный
  • Частный

Исходя из типов  зависимости:

  • Имущественные – основанные на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций.
  • Договорные – когда холдинговые отношения возникают в силу, в рамках и на срок заключенного договора.
  • Организационные – в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в законодательстве.

С точки зрения функций основного общества:

  • Национальный
  • Транснациональный

С позиции отраслевой принадлежности:

  • Отраслевые
  • Межотраслевые
  • Банковский холдинг (группа)

Информация о работе Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»