Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особенностей понятия, функционирования, преимуществ и недостатков холдинговых структур.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
формирование, понятие и особенности холдинга;
дать сравнительную характеристику видов холдингов;
Выявить особенности организации холдинговых компаний;
проанализировать формирование и регулирование деятельности холдингов в России:
проанализировать деятельность холдингов на примере предприятия ОАО "Северсталь".
Предмет исследования - холдинги как экономическое образование.
Объект исследования - ОАО "Северсталь".

Содержание работы

Введение
1. Формирование, понятие и особенности холдинга
1.1 История возникновения холдингов – стр.3
1.2 Понятие холдинга – стр.6
1.3. Классификация холдингов – стр.8
1.4. Формирование и регулирование деятельности холдингов в России – стр.11
1.5 Преимущества, недостатки холдинга – стр.17
2. Особенности организации холдинговых компаний
2.1 Основные принципы организации холдингов – стр.21
2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур – стр.26
3. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Северсталь» - стр.31
3.2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь» - стр.36
Заключение - стр. 38
Список используемой литературы – стр.41

Файлы: 1 файл

Холдинги и их особенности.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

- значительной  централизацией капитала, который  в зависимости от экономической  конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;

- возможностью  диверсификации производства для  снижения предпринимательских рисков  и обеспечения специализации  отдельных видов деятельности  как условия их конкурентоспособности;

- объединением  производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства;

- возможностью  осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;

- имиджем крупной  и влиятельной интегрированной  структуры;

- возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах – гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, определении степени их автономии;

- облегченностью  процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций);

- устойчивостью  и стабильностью (нельзя добровольно  выйти из состава холдинга);

- ограниченным  риском ответственности (основное  общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);

- распределением  коммерческих рисков (особенно для  диверсифицированных холдингов);

- возможностью  спекуляций на акциях дочерних  обществ;

- эффективностью  финансового и налогового планирования;

- конфиденциальностью  контроля для владельцев бизнеса,  находящихся на верхушке холдинговой  пирамиды.

Не каждое холдинговое  объединение обеспечивает единовременно  реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ холдингов оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Здесь следует исходить из общего подхода защиты прав и законных интересов всех участников правоотношений, осуществляющих свои права разумно и добросовестно.

К недостаткам  холдинговой модели организации  бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести:

- отсутствие  внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;

- бюрократизацию  управления, сложность иерархической  структуры;

- неоптимальное  налогообложение участников холдинга, отсутствие "налогового единства" холдинга;

- сложность  управления холдинговым объединением:

а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;

б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный  документооборот);

- отсутствие  адекватного нормативно-правового  регулирования холдингов;

-отсутствие  особенностей правового регулирования  совершения сделок с заинтересованностью  внутри холдинга [4].

Таким образом, холдинг как предпринимательское  объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс, отвечает следующим условиям:

1) это объединение  может выступать в качестве  единого субъекта;

2)его участниками  являются хозяйственные общества - самостоятельные субъекты гражданско-правовых  отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);

3) одно из  хозяйственных обществ - участников  объединения определяет решения,  принимаемые другими хозяйственными  обществами - участниками этого же  объединения;

4) объединение  проводит единую политику (инвестиционную технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  организации  холдинговых компаний

2.1 Основные принципы организации холдингов

Существует  несколько вариантов организации холдинга, в зависимости от того, что позволяет достичь максимальной прибыли:

А) Горизонтальная интеграция

Холдинг представляет собой материнскую компанию и  сеть "одинаковых дочек" (филиалов/магазинов). Дочки действительно построены  и работают одинаково как близнецы, ключевым их различием и способом получения максимальной прибыли является территориальный охват (региональный/районный). Соответственно чем больше территориальный охват, тем больше успех компании.

Такой вариант построения холдинга, например, характерен для оптовой /оптово-розничной торговли.

"плюсы":

  • схема построения и управления общая для всех, поскольку дочки одинаковые;
  • единые критерии оценки деятельности дочек, легко просчитать вклад каждой дочки в достижение общей цели (с учетом региональных особенностей);
  • система запуска и развития новой дочки хорошо отработана на предыдущих; решение новых задач в одной дочке являются прецедентом для остальных при возникновении соответствующей ситуации;
  • при смене бизнеса остается сеть обученных дочек, отлаженная система взаимодействия центр - регионы, знание региона; для перехода на другой продукт (смежный, родственный) необходимо только изучить ситуацию по продукту на региональных рынках и скорректировать маркетинговую политику, перенастроить клиентскую базу (возможно частично).

"минусы":

  • тяжело управлять на расстоянии, причем, чем больше расстояние, тем сложнее проверить соответствие общекорпоративным стандартам;
  • необходимо хорошо знать все дочерние регионы, а их в среднем бывает около 10:
    1. маркетинг: ситуация на региональном рынке по продукту, изучение конкурентов и клиентов;
    2. персонал - рынок труда (спрос/предложение: уровень з/п, квалификация требования) по соответствующему и смежным направлениям; особенности корпоративной культуры.
    3. Экономическая ситуация в регионе; особенности взаимодействия с региональной администрацией.

Б) Вертикальная интеграция

Холдинг представляет собой головную компанию и цепь дочерних предприятий выстроенных по принципу полного цикла - выращивание, обработка, продажа, объединены в единый комплекс. Например: Агрохолдинг.

Среди предприятий  пищевой промышленности этот вариант  построения холдинга хорошо виден на примере имеющихся и зарождающихся  агрохолдингов.

"плюсы":

    • позволяет получить и продать конечный продукт по более конкурентоспособным ценам своей непосредственной целевой аудитории;
    • возможность контроля качества продукции на любом из этапов ее изготовления;
    • возможность полноценной работы по сокращению издержек, так как включены все составляющие, необходимые для получения и продажи конечного продукта.
    • первоначально есть общее представление о бизнесах входящих в холдинг, поскольку раньше приходилось с ними общаться в качестве поставщиков.

"минусы":

  • необходимо знать/изучать ситуацию (производство, маркетинг, персонал) по всем бизнесам, входящим в единый комплекс;
  • поскольку дочки все разные необходима хорошо продуманная система оценки деятельности дочек, их вклада в общее дело (каким требованиям одни должны соответствовать внутри своего бизнеса, для общего бизнеса);
  • смена бизнеса (из-за неблагоприятной ситуации в отрасли, на рынке) на другой бизнес не возможна, только заново с "0"; переход на смежный продукт (например, с мяса на птицу) потребует координальных изменений практически по всем дочкам, входящим в холдинг, клиентскую базу, возможно, частично можно будет использовать.

Вариант построения холдинга по принципу вертикальной интеграции имеет смысл только тогда, когда  бизнес востребован всегда, в любой  экономической ситуации. Этот вариант  действительно показан для агрохолдингов, поскольку "кушать хочется всегда". Другими более ранними строителями вертикальных холдингов являются крупнейшие представители алюминиевой промышленности (метал, востребован от изготовления ложек до самолетов и т.д.).

В) Конгломеративная диверсификация

Дочерние компании подбираются по принципу смежности. Как правило, история возникновения такого холдинга связана с тем, что смежный продукт необходимый для основного продукта не устраивает головную компанию по цене, качеству, соответственно принимается решение о создании и развитии нового бизнеса удовлетворяющего требованиям компании.

Например:

Для пищевой  промышленности такой смежной отраслью является упаковка. Ведь для продуктов  питания это единственный способ как-то выделиться на фоне конкурентов, создать что-то не стандартное, неожиданное, чтобы привлечь к себе внимание. Наличие собственной компании по разработке и изготовлению упаковки позволит:

  • снизить цены на свой конечный продукт;
  • создать действительно что-то нестандартное или выгодно отличающееся от общей массы;
  • создать и поддерживать единый стиль;
  • получать упаковку в срок и в соответствии с заданными требованиями.

Необходимым условием создания смежной компании является - рентабельность и/или перспективность выбранного смежного рынка.

"плюсы":

  • удовлетворяющая цена, качество смежного продукта, соответственно и конечного продукта в целом;
  • смежные дочки, как правило, не только работают на удовлетворение потребностей холдинга, но и имеют большую свободу в самостоятельном зарабатывании и получении прибыли;
  • подстраховка со стороны смежных дочек при неблагоприятной ситуации на рынке основного продукта, можно переориентироваться на рынок смежного продукта без больших потерь и вложений, поскольку уже все работает, отлажено;

"минусы":

  • смежных дочек сложнее ориентировать на общую цель, потому что, как правило, они пересекаются с основным бизнесом по одному-двум моментам, они более самостоятельные, так как могут сами зарабатывать деньги;
  • сложно управлять дочками, они очень разные, необходимо хорошо знать их (производство/торговля/услуги, маркетинг, персонал) и специфику бизнеса;
  • дочки очень разные и слабо связаны между собой, поэтому сложно оценивать их вклад в общее дело, но в связи с этим особенно важны система оценки (внутри бизнесов, по холдингу в целом) и учетная политика холдинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур

Можно выделить три основания построения холдинговых компаний:

  1. В основе построения лежит вид товара или услуги, то есть предприятия различаются видом производимого товара или оказываемой услуги, а координация их деятельности из центра ориентирована на помощь участникам в реализации продукции на рынках.
  2. В основе построения лежит группа потребителей, на которую ориентировано то или иное предп<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" fon

Информация о работе Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»