Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать основы и сущность конкурентоспособности предприятия.
- определенные показатели конкурентоспособности предприятия;
- проанализирована конкурентоспособность предприятия и продукции;
- определены конкурентные стратегии предприятия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
1.1 Основа и сущность конкурентоспособности предприятия. 6
1.2 Показатели конкурентоспособности предприятия. 9
Глава II Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан и ОАО «Авиаагрегат». 14
2.1 Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан. 14
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Авиаагрегат». 25
Глава III Пути повышения конкурентоспособности предприятия. 32
3.1 Конкурентные стратегии ОАО «Авиаагрегат». 32
Заключение. 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Идрисов.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение.            3

Глава I Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.  

    1. Основа и сущность конкурентоспособности предприятия.  6
    2. Показатели конкурентоспособности предприятия.   9

Глава II Анализ конкурентоспособности предприятий Республики

Дагестан и ОАО  «Авиаагрегат».                                                            14

2.1 Анализ конкурентоспособности  предприятий Республики   

                Дагестан.          14

2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Авиаагрегат».  25

Глава III Пути повышения конкурентоспособности предприятия.       32

3.1 Конкурентные стратегии  ОАО «Авиаагрегат».   32

Заключение.          35

Список использованной литературы.       37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рыночной экономике  решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающее такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и так далее.  По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходило насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливалось соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсов.  Успех сопутствовал производителям, способным предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам потребителей.  Соперничество за рынки сбыта и ресурсов потребовало дальнейшего совершенствования не только технологических, но Ир организационных процессов производства.

В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, глее не существовало бы непрерывной конкурентной экономической борьбы.

Современное тяжелое  положение промышленности свидетельствует  о сложности создания цивилизованного  рынка только в результате пассивного следования за проводимыми рыночными реформами. Современный опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость активного вмешательства в этот процесс непосредственных субъектов рынка – предприятий.  И, в первую очередь, это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции.

В современных условиях каждому предприятию особенно важно  правильно оценить создавшуюся  рыночную обстановку с тем, чтобы  предложить эффективные средства конкуренции, которые с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой – особенностям конкретного производства.  Одним из наиболее сложных этапов этой работы являются аналитическое осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия.  По этому выбранная мною тема курсовой работы «Повышение конкурентоспособности предприятия» важна и актуальна.    

В последнее время  в России проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. В этих условиях предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой – особенностям конкретного производства тем не менее на многих предприятиях не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовать.

Поэтому, тема конкурентоспособности  предприятия важна и актуальна.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия.

Для достижения цели в  работе поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать основы  и сущность конкурентоспособности  предприятия.

-  определенные показатели конкурентоспособности предприятия;

- проанализирована конкурентоспособность  предприятия и продукции;

- определены конкурентные  стратегии предприятия.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических  и практических вопросов конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Авиаагрегат».  Информационную базу исследования составили материалы периодических изданий  по исследуемой теме, специальная литература по конкурентоспособности предприятия, устав и документы ОАО «Авиаагрегат».

Курсовая работа состоит  из ведения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели и задачи исследования, а также предмет, объект исследования.

В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособность предприятия» рассмотрены основа и сущность конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе «Анализ  конкурентоспособности предприятия» дана краткая характеристика ОАО «Авиаагрегат» и проанализирована конкурентоспособность предприятия и продукции.

В третьей главе определены конкурентные стратегии предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.   Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

 

    1. Основы и сущность конкурентоспособности предприятия

 

В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находится выражение в акте купли-продажи  такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, которым соблюдается интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условием рынка, называется его конкурентоспособностью. 1

Конкуренция существует там, где несколько предприятий  претендуют на обладание одними и  теми же ресурсами или использование  одних и тех же рыночных возможностей.  Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производительный и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является и соотношение сил между конкурентным предприятием и его основными конкурентами на рынке. К основным конкурентам относят предприятия, близкие по характеристикам и стратегическому поведению. Эти предприятия образуют так называемую «Стратегическую группу»

Цели предприятия как  правило имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную  (в отношении поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течении определенного времени.

Основными свойствами конкурентоспособности является относительность и динамический характер. Сравнения предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах той или иной стороны.  Оценочной базой для конкурентных преимуществ является цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно выполнить предприятие с учетом реальных условий внешней среды, и при заданном качестве их исполнения.

Работа по созданию конкурентоспособных  преимуществ требует постоянной оценки конкурентоспособности предприятия по различным ее составляющим.

Целесообразно выделять следующие составляющие конкурентоспособности предприятия: конкурентоспособность предприятия на рынке, конкурентоспособность ресурсов предприятия, конкурентоспособность менеджмента и конкурентоспособность предпринимательской идеи.

В процессе развития рыночной экономики характер конкуренции перетерпел значительные изменения.

Конкуренцию делят на несколько видов: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкурентной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов.2 

Товары должны не только обладать набором технических, эстетических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка) поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкурентном рынке в определенных условиях конкуренции.

Каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. По этому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей  и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба  за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, незатребованных группой потребителей для которых он предназначен.  Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и не конкурентоспособен на внешнем и на оборот.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменения конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

    1. Показатели конкурентоспособности предприятия.

 

В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

В условиях рынка удовлетворенность  конкурентного потребителя совокупностью  предлагаемых ему  свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требования потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.3

При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменения конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Оценка способности  товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимает либо потребность покупателя, либо образец.  Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продажи и наилучшую перспективу сбыта в будущем если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно проводить по формуле 1:

                             qi = 100% , (1)

Где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности  по i - му  параметру;  Õi - величина   i - го  параметры для анализируемой продукции;  Õin - величина   i - го  параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.

Если за базу сравнения  принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i - го  параметра для изделия принятого за образец.

Иногда параметры продукции  не имеют физической меры.  В этом случае для оценки этих характеристик  используются методы оценки в балах.

Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных показателей.  Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле 2:

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»