Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать основы и сущность конкурентоспособности предприятия.
- определенные показатели конкурентоспособности предприятия;
- проанализирована конкурентоспособность предприятия и продукции;
- определены конкурентные стратегии предприятия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
1.1 Основа и сущность конкурентоспособности предприятия. 6
1.2 Показатели конкурентоспособности предприятия. 9
Глава II Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан и ОАО «Авиаагрегат». 14
2.1 Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан. 14
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Авиаагрегат». 25
Глава III Пути повышения конкурентоспособности предприятия. 32
3.1 Конкурентные стратегии ОАО «Авиаагрегат». 32
Заключение. 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Идрисов.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

Ir.п = 

, (2)

 

где: Ir.п групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

ai -весомость I - параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; 

n – число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле 3:

 

Тэп =

, (3)

 

где: З, Зэ – полные затраты потребителя соответственно по сравниваемой продукции и эталону. 

Полные затраты потребителя  состоят из единовременных затрат на приобретение продукции  (Зэ) и средних суммарных затрат эксплуатацию продукции  формула 4:

 

З = Зе +

, (4)

 

где Т – срок службы; I - год по порядку.

Смешанный метод позволяет  выразить способность товара конкурировать  в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности  5:

 

Кj =

, (5)

 

где  i = 1,…,  n – число параметров продукции, участвующих в оценке;

j = 1,…,  n – виды продукции; ai - коэффициент весомости (значимость, предпочтительность) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; 

Пij - конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции: 

Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;

Bi = +1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

Bi = -1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и д.р.).

Учитывая, что сумма  «удельных весов» каждого из рассматриваемых  показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может  превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значительности ai – является 6;

 

 (6)

 

Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для сравнения.  Тем не менее при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др.  Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в балах от 1 до 5.

Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств изделия, установления цены, а также при решении других проблем.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделий, по мнению специалистов, возможно применение балльной оценки, в соответствии с которой каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-10-100- балльной.  После этого определяется средний бал изделия, характеризующий уровень качества в баллах.  Стоимости одного среднего балла определяется путем деления цены изделия на средний бал.

 

P = P/ , (7)

 

Где Р – цена изделия;  - средний балл изделия с учетом параметров качества.

Подобный расчет рекомендуется  проводить при сравнительном  анализе изделия для решения  вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.4  

К параметрам качества могут быть отнесены как технико-экономические  параметры, так и эстетические, соответствие моде и др.

Для расчета цены новой продукции  можно использовать формулу  8:

 

Pн = Бн Рб , (8)

 

Где Рб – цена новой  продукции, денежной единицы;  Р - цена базовой продукции, денежной единицы; Б - сумма балов характеризующих параметры качества базовой продукции; Бн – сумма балов, характеризующих параметры качества новой продукции; Р - средняя цена одного бала, характеризующего параметры качества базовой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и     ОАО «Авиаагрегат»

 

2.1. Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан

 

За период реализации 1 этапа (2004 – 2006г.г.) Республиканской  целевой программы развития промышленности Республики Дагестан (далее Программа) достигнут рост производства в целом на 179,7% при предусмотренной Программой экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года 153,2%.

При этом следует отметить, что не выполнено установленное  Программой задание по выработки электроэнергии на 21,5 пункта (по Программе – 122,3%, фактически – 100,8%), по топливной же промышленности допущено снижение к базовому  2003 году объемов добычи нефти на 3,5%, газа – на 16,5%, хотя в эти отрасли и были вложены значительные инвестиции: в электроэнергетику – 8,7 миллиардов рублей (по Программе – 7,4 миллиардов рублей), в топливную промышленность – 1,8 миллиардов рублей (по Программе – 1,1 миллиардов рублей).

В других основных отраслях промышленности – машиностроительной, в химической – программные заседания перевыполнены соответственно на 20,8 и 11,6 % (машиностроение: по Программе – 181,5% фактически  - 202,3%; химическая: по Программе – 153,1 %, фактически – 163,7%).

В целом по рассматриваемым  отраслям налоговые платежи в 2004-2006г.г. увеличились на 2026,5 миллиардов рублей, или 236,2 % к уровню 2003 года.

В том числе:

- в машиностроительной, химической и стекольной промышленности  - 207,9%

- в топливной – 281,2%

-в электроэнергетике – 169%

За 2004-2006г.г. в промышленности создано более 1,5 тысяч новых рабочих мест. При этом здесь сформировались определенные условия и для увеличения заработной платы: за последние три года она увеличилась на 207,6% и в 2006 году составила 7 620 рублей. На низком уровне заработная плата сохраняется в легкой промышленности  - всего 2 200 рублей (связано со снижением объемов размещения республиканского и муниципальных заказов на предприятиях отрасли).

Динамика роста промышленного  производства сохраняется и в 1 квартале 2007 года, в том числе достигнут  рост электроэнергетики на 105,4%, в топливной отрасли – на 103,9%, в целом по промышленности республики – на 168,2%.

Следует отметить, что указанный  рост в основном достигнут за счет внедрения инновационных разработок, которым в последние годы отдельные  предприятия в условиях жесткой конкуренции и насыщенности рынка уделяют особое внимание.

К наиболее значимым из них по научно-техническому уровню необходимо отнести разработанные  и освоенные впервые в стране на ОАО «Сапфир» современные автоматизированные приемо-передающие центры (АППЦ), которые установлены в аэропортах Домодедова, Внукова, Пулкова. В 2007 году планируется установить их еще в 15 аэропортах России.  Другая инновационная разработка этого предприятия, также освоенная впервые в стране – это радионавигационные системы ближней навигации (DVORIDME). Она включена в Федеральную целевую программу по внедрению современного оборудования для управления воздушным движением (2008-2010г.г.). первый образец этого изделия уже установлен и функционирует в Махачкалинском аэропорту, к 2010 году намечено оборудовать им еще 45 аэропортов. Кроме того, к 2007 году более 100 аэропортов России и стран ближнего зарубежья будут оснащены радиопеленгаторами системы «Платан», также разработанной и освоенной на ОАО «Сапфир».  Внедрение данных разработок в целом позволит создать единое радионавигационное пространство над всей территорией Российской Федерации и увеличить на этой основе интенсивность и безопасность полетов.

На предприятии  ОАО «Авиаагрегат»  впервые в России разработан и  освоен выпуск электраусилителя рулевого управления с системой электронного обеспечения для автомобилей ОАО «авто ВАЗ».

Только за счет этой продукции предприятие в 2006 году увеличило объемы производства в 3,5 раза, или на 0,5 миллиардов рублей. На сегодня предприятие является единственным поставщиком этой продукции ОАО «авто ВАЗу» к производству электраусилителя кроме того, по кооперации привлечены еще 8 предприятий республики, на которых объемы производства этой номенклатуры также ежегодно увеличивается.  На разработку изделия и реализацию проекта заводом осуществлено  инвестиций на 235,3 миллиона рублей, в том числе за счет бюджетного субсидирования части процентной ставки  по кредиту – 19 миллионов рублей. Создано более 650 новых рабочих мест. Ожидаемый рост производства в 2007 году составляет более 250 миллионов рублей.

На Каспийском заводе точной механики совместно с московским научно-производственным объединением  «ЭГА» впервые в России освоен выпуск газорегуляторных установок для бытовых и промышленных нужд с использованием новейших конструктивных и технологических решений. Установка отличается от своих аналогов малой материалоемкостью, повышенной безопасностью и низкими затратами на установку и эксплуатацию. К примеру, периодичность ремонтного обслуживания возрастает до 12 лет.  Предприятием уже заключен договор и начата поставка  ОАО «Мос ГАЗ»  300 штук установок на сумму 30 миллионов рублей, хотя спрос на них в целом в десятки раз выше.  Единственной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие нового производства, является отсутствие инвестиционных ресурсов.

На ОАО «Завод Стекловолокно» осваивается  производство базальтового волокна  из местного сырья и на его основе производство строительных, теплоизоляционных  и звукоизоляционных материалов, гиосетки  для гидроизоляции магистральных нефтигазапроводов, налажено производство дорожной сетки, которая в 2-3 раза увеличивает износостойкость дорожных покрытий.

В начале текущего года в рамках подписанного соглашения между Москвой и Правительством Республики Дагестан ОАО «Завод имени Гаджиева» посетили специалисты Мосводоканала, которые по результатам рассмотрения эксплуатационных и качественных характеристик выпускаемой здесь водопроводной арматуры заключили протокол о намерениях по ее поставке в 2007 году на сумму 5 миллионов рублей.  Экспериментальная партия этой продукции уже отгружено Мосводоканалу.  Здесь также как и на Каспийском заводе точной механики ощущается недостаток инвестиций на техническое переоснащение и дальнейшее развитие производства этой востребованной продукции.

В этой связи следует отметить, что хотя отраслевая Программа и  называется целевой, целевые бюджетные  средства на ее финансирование практически  не выделялись.  Это соответственно сдерживало и сдерживает реализацию, в том числе и отмеченных выше перспективных проектов.  Так из предусмотренных программой объемов бюджетного финансирования в 2005-2006г.г. в сумме 141,5 миллионов рублей выделено всего 23,2 миллионов рублей из них – 19,2 миллионов рублей субсидий ОАО «Авиаагрегат», которые помогли заводу увеличить объемы производства на 0,5 миллиардов рублей, налоговые платежи – 101,1 миллионов рублей, занятость населения – на 650 человек.  Ни одно предприятие такой отрасли не обеспечило такой рост социально-экономической эффективности от использования бюджетных средств. Из-за отсутствия средств также остались и нереализованными и проекты (Т.Э.О.) по 6 предприятиям легкой промышленности со средним объемом инвестиции в 3 миллиона рублей.  В такой ситуации находятся практически все промышленные предприятия.

Для реализации названных выше перспективных  проектов требуется и привлечение  и негосударственных инвестиций, однако предприятия не имеют на сегодня  доступа к кредитным ресурсам в связи с тем, что во-первых, в республике коммерческие банки выдают кредиты на срок не более одного года и под 30% годовых, что не может обеспечивать ни одно фондо – и наукоемкое машиностроительное предприятие, во-вторых, принятыми нормативными и правовыми актами предусматривается выделение бюджетных субсидий при полном отсутствии у предприятий задолженностей по налоговым платежам, что также не всегда исполнимо.

В этих условиях предприятия вынуждены  использовать только собственные средства.  В 2004-2006г.г. они составили 140 миллионов  рублей, что недостаточно для обеспечения намеченных Программой высоких темпов развития производства (в 2,9 раза), напряженность которых из года в год возрастает.

В связи с этим было бы целесообразно  внести в действующие нормативные  акты изменения, предусматривающие  возможность субсидирования перспективных и реальных проектов при наличии у предприятий незначительной задолженности, размер которой не может повлиять на ход реализации  проекта и может быть погашен в результате намеченного развития производства, то есть здесь нужен дифференцированный подход, и решение по нему может быть принято Правительственной конкурсной комиссией по инвестиционным проектам при рассмотрении вопроса субсидирования. Аналогичное положение предусмотрено в статье 7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»