Услуги населению, предоставляемые коммерческими банками Мурманска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 23:47, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение и сравнительный анализ спектра услуг населению, предоставляемых Мурманским отделением Северо-западного бака ОАО «Сбербанк России», с аналогичными услугами других банков Мурманской области.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов банковской деятельности, касающейся оказания услуг населению;
- исследование продуктового ряда для физических лиц ОАО «Сбербанк России»;
- проведение сравнительного анализа услуг населению, предоставляемых Сбербанком РФ (на примере Мурманского отделения Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России»), выявление особенностей этих услуг в сравнении с другими банками г. Мурманск;
- выявление проблем и перспектив развития рынка банковских услуг для населения:
- разработка рекомендаций по привлечению клиентуры, расширению спектра банковских услуг населению и повышения качества этих услуг для банка:
- разработка рекомендаций по выбору банка для физических лиц:

Содержание работы

Введение 5
1Теоретические аспекты эффективности банковских
услуг населению 8
1.1 Понятие «банковская услуга». Факторы,
влияющие на сферу банковских услуг 8
1.2 Виды банковских услуг, оказываемых населению 10
1.3 Критерии эффективности банковских услуг населению 27
2 Анализ деятельности коммерческих банков Мурманской
области по предоставлению услуг населению 32
2.1 Краткая справочная информация об исследуемых банках 32
2.2 Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам
Сбербанком России 36
2.2.1 Потребительские кредиты 37
2.2.2 Жилищные кредиты 41
2.2.3 Сравнительный анализ кредитных продуктов, предлагаемых
банками Мурманска 48
2.3 Депозиты Сбербанк России 48
2.4 Сберегательные сертификаты 60
2.5 Кредитные карты Сбербанка 61
2.6 Бонусы «Спасибо от Сбербанка» 64
2.7 Прочие услуги 65
3 Эффективность оказания банковских услуг населению 68
3.1 Предложения по повышению эффективности оказания
банковских услуг населению 68
3.2 Рекомендации по выбору банка для клиентов 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А Кредиты, предоставляемые физическим лицам банками
Мурманской области 84
Приложение Б Депозиты, предлагаемые банками Мурманской 91

Файлы: 1 файл

последний вариант.docx

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

г) Комиссионные банковские услуги

 

Комиссионные услуги — это такие операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов и взимает с них плату в виде комиссионных. Число этих операций постоянно растет, а на их осуществление банком не отвлекаются собственные или привлеченные средства. К числу основных комиссионных операций относятся:

- расчетно-кассовые операции;

- трастовые операции;

- операции с иностранной валютой;

- информационные услуги.

Расчетно-кассовые операции связаны с ведением счетов в рублях и иностранной валюте, осуществлением расчетов и платежей клиента.

 

д)  Операции с драгоценными металлами

 

Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:

- Покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);

- Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;

- Размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;

- Предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;

- Оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

 Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами РФ, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ.

Банки РФ проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки.

Для хранения драгоценных металлов банки открывают металлические счета ответственного хранения.

Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет.

Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета.

Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет — количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.

Банка России осуществляет контроль за совершением операций с драгоценными металлами. [13]

 

1.3 Критерии эффективности банковских услуг  населению

 

 

Понятие эффективности банковских услуг связано прежде всего с их качеством. В настоящее время многие ученые связывают понятие «качество» с удовлетворением ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги.

Качество банковской услуги существенно зависит от процесса сравнения потребителем своих ожиданий качества банковской услуги до ее потребления с непосредственным восприятием качества банковской услуги в момент и после ее потребления. Восприятие качества банковской услуги потребителем в момент ее потребления происходит по двум главным аспектам: что потребитель получает от банковской услуги (технический аспект качества) и как потребитель получает банковскую услугу (функциональный аспект качества). Ожидания потребителей относительно качества либо подтверждаются, либо нет. Последнее ведет к уходу потребителей в банки-конкуренты и к более высоким затратам на маркетинг в банке для привлечения новых потребителей взамен ушедших.

Интегральной оценкой потребителя своего опыта взаимодействия с компанией в ходе заключения сделки и потребления услуг, исходящая из соответствия ценностного предложения и предлагаемой цены ожиданиям потребителя является удовлетворенность.

По мнению Тютюнник А.В., качество банковской услуги следует понимать как находящуюся в постоянном преобразовании совокупность свойств банковской услуги, придающих ей способность удовлетворять различные финансовые, а также социальные потребности клиентов. При этом носителями потребностей могут быть физические лица, юридические лица, социальные группы, общество в целом. [20]

Необходимо учитывать, что успех организации зависит от понимания и удовлетворения потребностей не только конечных пользователей, но также и других заинтересованных сторон, к которым относятся государство, партнеры, владельцы и инвесторы, а также сотрудники самой организации. Способность коммерческого банка удовлетворять различные потребности и ожидания всех заинтересованных сторон (тех, кто заинтересован в деятельности или влияет на деятельность) формирует эффективность деятельности и отражает современное представление о предназначении банка.

На качество банковских услуг влияют следующие факторы:

- имидж банка, стабильность и известность банка;

- величина  уставного капитала и активов;

- наличие  генеральной лицензии;

- устойчивая  клиентура;

- система  расчетов и спектр оказываемых  услуг;

- наличие  филиальной сети и перспективы  ее расширения;

- действенная  реклама;

- квалификация  работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и  т.д.

С точки зрения клиентов, критериями качества оказания банковских услуг являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования.

Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на создание банковских услуг.

По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение [5].

Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только квалифицированной подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умения вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг - квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать.

Для комплексного анализа качества и эффективности сферы банковских услуг используются:

  1. институциональные аспекты развития сферы банковских услуг  – анализ сферы банковских услуг в целом (краткий обзор экономического положения исследуемого региона, количество кредитных организаций, в том числе филиалов и дополнительных офисов);
  2. обеспеченность банковскими услугами:
  3. структура банковских услуг (классификация банковских услуг оказываемых в соответствующем регионе и в каждом банке).

При анализе структуры банковских услуг целесообразно воспользоваться следующими методами:

- метод  сравнения - сопоставление исследуемых  банковских услуг с изученными  ранее, с целью определения их  общих черт или отличий (сопоставление  плановых и фактических показателей  для оценки степени выполнения  плана; сравнение фактических показателей  с показателями прошлых лет (отчетных  периодов) для определения тенденций  развития как банка, так и экономических  процессов, которые влияют на  его деятельность; сопоставление  разных вариантов управленческих  решений с целью выбора оптимального; сопоставление результатов деятельности  до и после внедрения какого-то  нововведения).

- метод  структурирования (группировка банковских  услуг по стоимости, по ассортименты  и т.д.).

 4. оценка эффективности банковских услуг. Ее можно оценить показателями доходности, прибыльности (рентабельности), доля банка в оказании определенных видов услуг. 

Прибыльность банковской услуги (Пу)

 

Пу= Д - Р,                                                                                                       (9)

где Д – доходы от оказания банковских услуг,

Р - расходы от оказания банковских услуг

 

Для того чтобы посчитать долю банка в обслуживании клиента, можно применить следующие показатели: доля кредитов в общем объеме активов, доля привлеченных средств населения в общем объеме пассивов, удельный вес каждой оказываемой банком услуги в общем объеме банковских услуг.

 

                                       (10)  

 

 

                (11)

 

Общий уровень рентабельности позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах):

 

                                              (12)

 

 5. финансовое состояние кредитных организаций (анализ финансовых результатов банка, выявление наиболее доходных услуг банка, расчет нормативов банковской ликвидности, анализ кредитного и рыночного риска);

 6. оценка качества банковских услуг (оценку информационной обеспеченности клиентов; оценка сервиса, предлагаемого клиента; уровень компетентности руководства банка;  рейтинг банка по оценке российских и мировых экспертов; рейтинг банка в системе Банка России).

 7. по итогам данного анализа делается вывод по качеству обслуживания в сфере банковских услуг. На данном этапе целесообразно использовать графический метод (анализ с помощью геометрических знаков) и метод табличного отображения аналитических данных (результаты анализа обычно подаются в виде таблиц). 

 

  1. Анализ деятельности коммерческих банков Мурманской области  по предоставлению услуг населению

 

2.1 Краткая справочная информация об исследуемых банках

 

В Мурманске осуществляет свою деятельность  41 банк. В данной работе будет рассмотрен спектр услуг населению Мурманским отделением Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России», а также произведен их  сравнительный анализ с  аналогичными услугами ОАО «Газпромбанк», ЗАО «ВТБ 24» и ООО «Мой Банк».

ЗАО «ВТБ 24».

Адрес в Мурманске: Ленина пр., 23 количество банкоматов – 20.

 ЗАО «Банк ВТБ 24» — один из крупнейших финансовых институтов России, «отвечающий» за розничное направление банковской Группы ВТБ. Почти 99% акций контролирует ОАО «Банк ВТБ». Основная специализация — работа с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и предприятиями малого бизнеса. Банк входит в государственную систему страхования вкладов.

ООО «Мой Банк»

Адрес в Мурманске: Воровского, 5/23. Банкоматы в Мурманске -1.

«Мой Банк» – Финансово-инвестиционная группа.  Объединение крупных кредитных организаций и инвестиционных компаний. Предоставляет полный спектр высококачественных финансовых и консалтинговых услуг на российском и международных рынках. Банк работает в Москве и других регионах – всего 18 городов присутствия в 13 субъектах федерации. Банк не входит в систему государственного страхования вкладов. По обязательствам Банка дается личная гарантия акционера Г. Фетисова. Это первый и, до сих пор единственный случай предоставления такой гарантии в России. Гарантия распространяется на все обязательства Банка. При необходимости акционер готов выплатить депозиты физических и юридических лиц и все средства, которые привлек у кредиторов, в т.ч. облигационные займы, средства на расчетных счетах и в доверительном управлении. Гарантия имеет силу не только в отношении основной суммы вклада, но и процентов по нему.

ОАО «Газпромбанк»

Адрес в Мурманске:  ул. Карла Маркса, д.15 . Банкоматы – 10.

"Газпромбанк" (Открытое  акционерное общество) – один  из крупнейших универсальных  финансовых институтов России, предоставляющий  широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг  корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным  и частным инвесторам. Банк входит  в тройку крупнейших банков  России по всем основным показателям  и занимает третье место в  списке банков Центральной и  Восточной Европы по размеру  собственного капитала.

Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики – газовую, нефтяную, атомную, химическую и нефтехимическую, черную и цветную металлургию, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, транспорт, строительство, связь, агропромышленный комплекс, торговлю и другие отрасли.

Розничный бизнес также является стратегически важным направлением деятельности Банка, и его масштабы последовательно увеличиваются. Частным клиентам предлагается полный набор услуг: кредитные программы, депозиты, расчетные операции,  электронные банковские карты и др.

Информация о работе Услуги населению, предоставляемые коммерческими банками Мурманска