Шпаргалка по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:26, шпаргалка

Описание работы

1. Характеристика банковской системы РФ 1
2. Классификация коммерческих банков 1
3. Общая характеристика операций и услуг коммерческого банка 1
4. Принципы деятельности 1
5. Порядок открытия, регистрации и ликвидации 1
6. Виды лицензий на осуществление банковских операций 1
7. Структура ресурсной базы коммерческого банка 1
8. Собственные средства коммерческого банка 1
9. Депозиты до востребования и срочные депозиты 1
10. Вклады населения 1
11. Депозитный и сберегательный сертификаты 1
12. Банковский вексель 2
13. Межбанковские кредиты 2
14. Кредиты Банка России 2

Файлы: 1 файл

мелкие бд.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

Денежные средства от физических лиц принимаются по приходно-кассовым ордерам, выдаются по расходно-кассовым ордерам.

Наличные средства от физических лиц принимаются на основании объявления на взнос наличными. Выдача наличных средств осуществляется на основании чеков. Юридические лица при открытии расчетного счета на основе заявления получают в распоряжение чековые книжки.

У кассовых работников есть карточки с образцами подписей и оттисками печати клиента.

Наличные средства юридическим лицам выдаются на ограниченные цели:

- выдача заработной платы;

- хозяйственные нужды;

- оплата ГСМ;

- для расчетов с сельскохозяйственным  производством;

- другие, установленные законодательством  цели.

Наличные деньги предприятия подлежат сдаче в банк либо в кассу, либо через инкассаторскую службу.

Инкассация и доставка денег производится либо самой кредитной организацией, либо специальной службой инкассации (имеет 2 лицензии).

При открытии расчетного счета банк устанавливает клиентам лимит кассы – максимальная сумма денежных средств, которая может быть в кассе.

Лимит кассы определяется на основании заявки, исходя из объема наличного денежного оборота с учетом особенностей режима, порядка и срока сдачи наличности в банк.

Для предприятий, который не имеют денежную выручку, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных средств.

Предприятия, имеющие денежную выручку – лимит устанавливается, исходя из средней выручки. Для имеющих денежную выручку предприятий банки могут устанавливаться  лимиты расходования денежных средств из выручки на неотложные нужды, например ГСМ, хозяйственные нужды.

В соответствии с законодательством банки осуществляют контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Кассовая дисциплина проверяется не реже, чем раз в 2 года.

Направление проверки:

- полнота оприходования  средств в кассовой книге;

- полнота сдачи денежных  средств в банк;

- соблюдение согласованных  с банком условий расходования  поступивших денежных средств;

- правильность ведения  кассовой книги и т.д.

При выявлении нарушений банк направляет сообщение в налоговую службу. Штрафные санкции применяются налоговой службой, а не банком.

Банк устанавливает лимит кассы по заявлению кассы Центрального банка РФ. Для банка лимит кассы – минимальная сумма денежных средств, которая должна быть в кассе на конец каждого операционного дня.

Ежеквартально банки делают прогноз своих кассовых оборотов и передают его в Центральный Банк РФ.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация межбанковских расчетов через систему РКЦ Центрального банка РФ

Межбанковские расчеты осуществляются через РКЦ и через прямые корреспондентские отношения.

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает корреспондентский счет в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ. При этом каждой кредитной организации присваивается банковский индивидуальный идентификационный код (БИК).

Филиалам банка по их месту нахождения может быть открыт субсчет. Отношения между банком и РКЦ регулируется законодательством и договором (это основной документ между подразделением Центрального банка и кредитной организацией). Договор определяет порядок расчетно-кассового обслуживания кредитной организации к РКЦ.

Для заключения договора и открытия корреспондентского счета в РКЦ подается пакет документов:

1. Устав.

2. Учредительный договор.

3. Свидетельство о государственной  регистрации.

4. Карточка подписей.

5. Свидетельство о постановке  на учет в налоговые органы.

6. Нотариально заверенная  копия лицензии банка.

7. Письмо регистрирующего  органа.

8. Копия выписки о перечислении  средств с временного накопительного  счета на основной корреспондентский  счет.

Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корреспондентском счете. Платежи с корреспондентского счета осуществляются в пределах средств, имеющихся на момент оплаты с учетом средств, поступивших в течение операционного дня. При этом кредитной организации может быть предоставлен кредит (ломбардный, овернайт).

Расчетные документы клиентов, а также кредитной организации предоставляются в РКЦ в составе сводных платежных поручений с приложениями, описи расчетных документов. Все операции по корреспондентскому счету подтверждаются выписками.

При зачислении средств на корреспондентский счет вместе с выпиской прикладываются расчетные документы.

Сводное платежное поручение предоставляется отдельно каждому виду платежа и по каждой группе очередности. Сводное платежное поручение подписывается первой и второй подписью и заверяется печатью банка.

Система РКЦ имеет очень разветвленную систему. Большая часть платежей через РКЦ осуществляется электронным путем.

 

 

 

  1. Межбанковские расчеты по корреспондентским счетам, открываемым в другой кредитной организации

Для осуществления таких расчетов банки заключают прямые договора между собой. Все взаимоотношения банков строятся на договорной основе. Банк может открыть корреспондентские счета в любом количестве банков.

Прямые корреспондентские отношения между банками могут быть как двусторонними, так и односторонними.

При двусторонних отношениях банки открывают взаимно счета друг у друга. При односторонних отношениях только один корреспондентский счет в том банке, через который будут осуществляться расчеты.

Виды корреспондентских счетов:

  1. Ностро-счет – активный счет (наш счет в другом банке).
  2. Лоро-счет – пассивный счет (счет другого банка открытый в нашем банке).

Расчетные операции по корреспондентским счетам осуществляются в пределах остатков средств на корреспондентском счете. При этом может быть заключен договор на открытие кредитных линий, и оплате за счет кредитных ресурсов платежных документов при отсутствии средств на корреспондентском счете.

Расчетные операции по корреспондентским счетам осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств на корреспондентских счетах по балансам обоих банков. Отражение одной расчетной операции происходит одной календарной датой – датой перечисления платежа.

Дата перечисления платежа устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа и указания кредитной организацией, начинающей операцию перевода денежных средств.

Порядок установления даты перечисления платежа оговаривается в договоре на открытие корреспондентского счета. Подтверждением всех расчетных операций выступают выписки с корреспондентского счета. В договоре также предусматривается порядок обмена выписками между банками.

 

  1. Порядок расчетов между подразделениями одной кредитной организации

Расчетные операции между головным банком и его филиалами, а также между филиалами осуществляется через счета межфилиальных расчетов.

Каждое подразделение имеет в расчетной сети банка уникальный номер своего межфилиального счета.

По счетам межфилиальных расчетов подразделения могут проводить платежи по всем банковским операциям

При желании каждый филиал может открыть свой корреспондентский счет.

В банке должны быть разработаны внутрибанковские правила, которые регламентируют порядок открытия, закрытия и пополнения счетов межфилиальных расчетов, процедур идентификации каждого участника, описание документооборота, порядок установлениям даты перечисления платежа, порядок проведения расчетных операций, порядок ежедневной выверки расчетов и др.

 

  1. Клиринговая система в банке

Клиринг – способ регулярных безналичных расчетов, основанный на определении и зачете взаимных денежных требований и обязательств с последним переводом сальдо.

Позиция – то или иное соотношение требований и обязательств участников расчетов. Равенство позиций называют закрытой позицией, неравенство – открытой.

Длинная открытая позиция – когда требования превышают обязательства, короткая – обязательства превышают требования.

При клиринге расчеты по платежам могут производится на валовой либо на чистой основе.

Валовая основа – расчет производится по каждой сделке отдельно.

Чистая основа – требования, обязательства накапливаются на протяжении определенного времени, в конце которого проводят расчеты по взаимно зачтенным операциям.

Межбанковские клиринговые расчеты могут проводить:

- Центральный банк РФ;

- клиринговые палаты (центры);

- специальные клиринговые  банки;

- крупные коммерческие  банки;

- клиринговые отделы головного  банка для расчетов между филиалами

Две базовые модели клиринга в РФ:

1. Клиринг с предварительным  депонированием средств на счетах  участников в клиринговом учреждении.

Механизм расчета: на конец операционного дня определяется на корреспондентских счетах в банке; расчеты пока есть этот объем.

2. Клиринг без депонирования  средств (чистый (классический) клиринг).

Каждому банку-участнику открывается корреспондентский счет, на котором учитываются обязательства; денежных средств на этом счете нет. На основе поступления платежных документов в расчетный центр ведется учет взаимных обязательств банков-участников. В конце операционного дня рассчитывается итоговое сальдо, которое передается на основной корреспондентский счет в Банк России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лизинговые операции

Лизинг – финансовая аренда; совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

Участие банка в лизинге:

1. Прямое участие – банк выступает в качестве лизингодателя. Операции выполняются специальным отделом, банк заключает договора лизинга.

2. Опосредованное участие – заключается в кредитовании лизинговых сделок. При этом банк может создать дочернюю лизинговую структуру, где он участвует 100%, может создать зависимую лизинговую структуру с другими субъектами, а может кредитовать независимую лизинговую компанию.

Два основных способа кредитования лизинговой компании:

1. Кредит под конкретную лизинговую сделку - сроки и условия платежей по кредитному договору сопоставляются с условиями договора лизинга.

2. Кредит без привязки к конкретному договору – кредит выдается по пополнение оборотных средств лизинговой компании (этот способ применяется реже).

Преимущества от участия в лизинге:

- расширение круга выполнения  кредитных операций;

- привлечение новых клиентов;

- снижение риска потерь  по кредитной сделке;

- получение дополнительных  доходов.

Недостатки:

- сложная организация  сделки;

- высокая трудоемкость  лизинговых операций;

- налоговые проблемы.

Для кредитования лизинг может являться своим родом кредита, только выдаются не денежные средства, а, как правило, оборотные средства.

 

  1. Факторинговые операции

Факторинговые операции – разновидность комиссионно-посреднических услуг, оказанных фактором клиенту в процессе осуществления им расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием оборотного капитала клиента (Промсвязьбанк, Сибсоцбанк).

Факторы - финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой  факторинговой операции является покупка банком счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку права требования платежа с дебитора. Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80% от стоимости счета-фактуры. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.  

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому делу"